Описание адаптированной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития Адаптированная образовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее – АОП ООО обучающихся с ЗПР) – это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развитии и социальную адаптацию. Структура адаптированной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития Структура АОП ООО обучающихся с ЗПР включает целевой, содержательный и организационный разделы. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты АОП ООО обучающихся с ЗПР МАОУ «Школа № 3» КГО (далее школа), а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АОП ООО; систему оценки достижения планируемых результатов освоения АОП ООО. Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов: программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся с задержкой психического развития; программу отдельных учебных предметов, курсов коррекционноразвивающей области ; программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с задержкой психического развития; программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации компонентов АОП ООО. Организационный раздел включает: - учебный план основного общего образования; - систему специальных условий реализации АОП ООО в соответствии с требованиями Стандарта. В основу разработки и реализации АОП СОО обучающихся с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход к разработке и реализации АОП ООО обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. АОП ООО обучающихся с ЗПР создаётся и реализуется в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями к: • структуре АОП ООО; • условиям реализации АОП ООО; • результатам освоения АОП ООО. Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации АОП ООО обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР среднего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования. В контексте разработки АОП ООО обучающихся с ЗПР реализация деятельностного подхода обеспечивает: придание результатам образования социально и личностно значимого характера; прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях; существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности. В основу формирования АОП ООО обучающихся с ЗПР положены следующие принципы: • принципы государственной политики РФ в области образования1 (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.); • принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся; • принцип коррекционной направленности образовательного процесса; • принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; • онтогенетический принцип; • принцип преемственности, предполагающий при проектировании АОП основного общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой психического развития; • принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а ― «образовательной области»; • принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами 1 Статья 3 часть 1 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ). познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; • принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; • принцип сотрудничества с семьей.