Описание адаптированной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития

Описание адаптированной образовательной программы основного общего
образования обучающихся с задержкой психического развития
Адаптированная образовательная программа основного общего образования
обучающихся с задержкой психического развития (далее – АОП ООО обучающихся с
ЗПР) – это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории
обучающихся с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развитии и социальную
адаптацию.
Структура адаптированной образовательной программы основного общего
образования обучающихся с задержкой психического развития
Структура АОП ООО обучающихся с ЗПР включает целевой, содержательный и
организационный разделы.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые
результаты АОП ООО обучающихся с ЗПР МАОУ «Школа № 3» КГО (далее школа), а
также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АОП ООО;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения АОП ООО.
Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего
образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение
личностных, метапредметных и предметных результатов:

программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся
с задержкой психического развития;

программу отдельных учебных предметов, курсов коррекционноразвивающей области ;

программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с
задержкой психического развития;

программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни;

программу коррекционной работы
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного
процесса, а также механизмы реализации компонентов АОП ООО.
Организационный раздел включает:
- учебный план основного общего образования;
- систему специальных условий реализации АОП ООО в соответствии с
требованиями Стандарта.
В основу разработки и реализации АОП СОО обучающихся с ЗПР заложены
дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к разработке и реализации АОП ООО обучающихся с
ЗПР предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в
неоднородности по возможностям освоения содержания образования. АОП ООО
обучающихся с ЗПР создаётся и реализуется в соответствии с дифференцированно
сформулированными требованиями к:
• структуре АОП ООО;
• условиям реализации АОП ООО;
• результатам освоения АОП ООО.
Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации АОП ООО
обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность
реализовать индивидуальный потенциал развития.

Деятельностный
подход основывается на теоретических положениях
отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности
процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности
с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие
личности обучающихся с ЗПР среднего школьного возраста определяется характером
организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является
обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической
деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки АОП ООО обучающихся с ЗПР реализация
деятельностного подхода обеспечивает:

придание результатам образования социально и личностно значимого
характера;

прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной
деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых
образовательных областях;

существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению
нового опыта деятельности и поведения;

обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на
основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только
успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических
результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и
жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования АОП ООО обучающихся с ЗПР положены следующие
принципы:
• принципы государственной
политики РФ в области образования1
(гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на
территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность
образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и
подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
• принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей
обучающихся;
• принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
• принцип
развивающей
направленности
образовательного
процесса,
ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны
ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
• онтогенетический принцип;
• принцип преемственности, предполагающий при проектировании АОП основного
общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что
обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой психического
развития;
• принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры
содержания образования положено не понятие предмета, а ― «образовательной области»;
• принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает
возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами
доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами

1

Статья 3 часть 1 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от
23.07.2013 N 203-ФЗ).

познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным
поведением;
• принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что
обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной
деятельности в реальном мире;
• принцип сотрудничества с семьей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».