муниципальное общеобразовательное учреждение «Арамашевская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Михаила Мантурова» (МОУ «Арамашевская СОШ») ПРИНЯТО решением педагогического совета протокол от 29.08.2024 №1 УТВЕРЖДАЮ Директор ________ Л.Н.Телегина Приказ от 30.08.2024 №112 ВЫПИСКА ИЗ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧЕБНЫЙ ПЛАН начального общего образования (3. Организационный раздел основной образовательной программы начального общего образования (Утверждена Приказом от 30 августа 2024 года № 120)) п.3.1. Учебный план начального общего образования. ВЫПИСКА ВЕРНА 31.08.2024 ДИРЕКТОР ШКОЛЫ Л.Н.Телегина с. Арамашево 2024 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Учебный план начального общего образования МОУ «Арамашевская СОШ» – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. Содержание образования при получении начального общего образования реализуется преимущественно за счет учебных предметов, курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностный подход и индивидуализацию обучения. Учебный план формируется в соответствии с требованиями: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями); Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286; Федеральная основная образовательная программа начального общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18 мая 2023 г.); Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства Просвещения РФ от 22.03.2021 № 115); Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации; «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» 2.4.3648-20; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Устава МОУ «Арамашевская СОШ». Реализация учебного плана нацелена на создание условий для получения сельскими школьниками качественного образования, позволяющего жить в быстро меняющемся мире, для сохранения физического, умственного и нравственного здоровья детей в школе. Учебный план МОУ «Арамашевская СОШ» состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение. Обязательная часть отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования: - формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; - готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям; - формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; - личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. В начальной школе обучение ведется по образовательной системе «Школа России». Программно-методическое обеспечение учебного плана реализуется в полном объеме. Обязательная часть учебного плана представлена учебными предметами: «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный (английский) язык», «Математика», «Окружающий мир», «Основы религиозных культур и светской этики», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Труд (технология)», «Физическая культура». Предметная область «Русский язык и литературное чтение» представлена учебными предметами: «Русский язык», «Литературное чтение». Предмет «Русский язык» в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения в начальной школе. Основное назначение данного предмета состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка. Предмет «Литературное чтение» - это один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Приоритетной целью обучения литературному чтению является формирование читательской компетентности младших школьников, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбрать; сформированностью духовной потребности в книге и чтении. Предметная область «Иностранный язык» представлена учебным предметом «Иностранный язык» (английский), который изучается со 2 класса, во 2, 3 и 4 классах по 2 часа в неделю. При проведении учебных занятий по английскому языку во 2, 3 и 4 классе осуществляется деление классов на две группы при наполняемости более 20 человек. Предметная область «Математика и информатика» представлена учебным предметом «Математика». Предмет «Математика» в начальной школе также является частью единого непрерывного курса обучения в школе. Основные задачи начального обучения математике направлены на формирование у младших школьников элементарных математических представлений и структуры мышления, подготовку их к дальнейшему изучению предмета. Поставленные задачи решаются за счет использования различных программ и интеграции данной предметной области с геометрией информатикой, что обеспечивает высокий развивающий эффект обучения, интенсивное его влияние на умственное развитие детей. На математику отводится в 1-4 классах по 4 часа в неделю. Предметная область «Обществознание и естествознание» (Окружающий мир) представлена предметом «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным и практико-ориентированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социальногуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности. Его введение характеризуется важным и необходимым условием стабильного развития нашего государства с целью личной безопасности каждого ребенка. Предметная область «Искусство» представлена учебными предметами «Музыка» и «Изобразительное искусство» и изучается в 1-4 классах, т.е. преподавание каждого предмета является непрерывным по 1 часу в неделю. Предметная область «Технология» представлена учебным предметом «Труд (технология)» и характеризуется следующими особенностями учебного предмета: практико-ориентированной направленностью содержания обучения; применением знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач; применением полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей. В 1-4 классах предмет изучается 1 час в неделю. Предметная область «Физическая культура» представлена предметом «Физическая культура», изучается в 1-4 классах по 2 часа в неделю. Увеличение двигательной активности достигается за счет часов внеурочной деятельности. Наряду с двумя часами физической культуры, которые входят в объем предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки, динамические паузы, физкультурные паузы на каждом уроке, игры малой и средней подвижности на переменах, занятия внеурочной деятельности направлены на усиление оздоровительной, двигательной направленности образовательного процесса. В 4 классе вводится предметная область «Основы религиозных культур и светской этики», представленная курсом «Основы религиозных культур и светской этики» 1 час в неделю. Выбор модуля, изучаемого в рамках курса ОРКСЭ, осуществляется родителями (законными представителями) учащихся на основании письменных заявлений и фиксируется протоколами родительских собраний. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, использовано на введение учебного курса «Математика и конструирование». Курс способствует математическому развитию младших учащихся, развитию умений использовать математические знания для описания и моделирования пространственных отношений. За основу взят учебник М.И.Моро «Математика». Удовлетворяет запросы 100 % учащихся и родителей по результатам анкетирвания. В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит и внеурочная деятельность. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся реализуется внеурочная деятельность в рамках основной образовательной программы. Внеурочная деятельность организуется по различным направлениям. Младшим школьникам предоставляется возможность выбора занятий, направленных на их развитие, воспитание. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни осуществляется как средствами учебных предметов, так и через внеурочную деятельность. Продолжительность учебного года в 1 классе 33 недели, во 2-4 классах- 34 учебные недели. Занятия в школе организованы в режиме пятидневной недели. Обучение в 1 классе осуществляется с использованием «ступенчатого» режима обучения: в сентябре - октябре проводится по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый, с января по май в первом классе - 4 урока по 40 минут каждый. В адаптационный период в первом классе (сентябрь – октябрь) четвертые уроки проводятся в нетрадиционной форме: экскурсии, ролевые игры, спортивные эстафеты и мероприятия и др. После третьего (второго) урока проводится динамическая пауза в виде прогулки на свежем воздухе или игры в помещении после 1015 минутного проветривания. Длительность динамической паузы не менее 40 минут. Продолжительность урока во 2 - 11 классах – 40 мин. В рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования в МОУ «Арамашевская СОШ» происходит чередование учебной и внеурочной деятельности. Максимальная нагрузка обучающихся 1-4 классов соответствует режиму 5-дневной рабочей недели. Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка не превышает максимальную учебную нагрузку, определенную действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»). Сетка часов учебного плана начального общего образования на 4 года (нормативный срок освоения ООП начального общего образования). Учебный план МОУ «Арамашевская СОШ» предусматривает четырехлетний срок усвоения образовательных программ начального общего образования для 1 - 4 классов. Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3345 часов. Формы и периодичность промежуточной аттестации Объем времени, отведенного на промежуточную аттестацию обучающихся, определяется рабочими программами учебных предметов, учебных и внеурочных курсов, учебных модулей и календарным учебным графиком. Формы промежуточной аттестации учебных предметов представлены в таблице: Предметы, курсы, модули Классы Формы промежуточной аттестации 1 Листы индивидуальных достижений 2-4 Диктант 1 Таблицы отслеживания динамики учебных достижений обучающихся 2–3 Техника чтения, тематический тест 4 Техника чтения, тематический тест 2 Словарный диктант, перевод с иностранного языка на русский 3–4 Диагностическая работа 1 Листы индивидуальных достижений 2–4 Диагностическая работа 1 Листы индивидуальных достижений 2-4 Диагностическая работа ОРКСЭ 4 Собеседование Изобразительное искусство 2–4 Собеседование Музыка 2–4 Собеседование Труд (технология) 2–4 Собеседование Физическая культура 2–4 Тестирование Русский язык Литературное чтение Иностранный язык (английский) Математика Окружающий мир Для обучающихся 1-го класса промежуточная аттестация проводится на листов индивидуальных достижений в форме словесной объяснительной оценки успешности освоения обучающимися первого года обучения по основной образовательной программе начального общего образования МОУ «Арамашевская СОШ». Промежуточная аттестация первоклассников нацелена на выявление индивидуальной динамики освоения обучающимися образовательных программ по предметам учебного плана. При этом используется безотметочная, уровневая шкала оценивания (критический, низкий, средний, высокий уровни). Формами промежуточной аттестации является оценивание обучающихся по итогам учебного года по каждому учебному предмету. Для реализации учебного плана в 2024-2025 учебном году школа имеет необходимое кадровое, методическое и материально-техническое обеспечение. Программное, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса соответствует федеральным государственным образовательным стандартам Учебный план МОУ «Арамашевская СОШ» на 2024-2025 учебный год (5-дневная учебная неделя) 1-4 класс II I Предметная область Учебные предметы Количе ство часов в неделю Колич ество часов в год Количе ство часов в неделю Русский язык и литературное чтение Русский язык Литературное чтение Иностранный язык (английский) 5 4 165 132 5 4 - - Математика 4 Колич ество часов в год III IV Количе ство часов в неделю Колич ество часов в год Количе ство часов в неделю Колич ество часов в год 170 136 5 4 170 136 5 4 170 136 20 (675) 16 (540) 2 68 2 68 2 68 6 (204) 132 4 136 4 136 4 136 16 (540) 2 66 2 68 2 68 2 68 8 (270) - - - - - - 1 34 1 (34) 1 1 33 33 1 1 34 34 1 1 34 34 1 1 34 34 4 (135) 4 (135) 1 33 1 34 1 34 1 34 4(135) 2 66 2 68 2 68 2 68 8 (270) 20 660 22 748 22 748 23 782 87 (2938) Итого Обязательная часть Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание (окружающий мир) Основы религиозной культуры и светской этики Искусство Технология Физическая культура Окружающий мир Основы религиозной культуры и светской этики Музыка Изобразительное искусство Труд (технология) Физическая культура Итого: Часть, формируемая участниками образовательных отношений Математика и конструирование Максимально допустимая недельная нагрузка 1 33 1 34 1 34 - - 3 (101) 21 693 23 782 23 782 23 782 90 (3039) 34 34 34 34 34 170 1 1 1 1 1 5 34 34 34 34 34 170 4 (135) 4 (135) 4 (135) 4 (135) 3 (102) 1 (33) 20 (675) Курсы внеурочной деятельности Разговоры о важном Орлята России Спортивная страна Функциональная грамотность Библиопродленка Арт-студия Итого на реализацию курсов внеурочной деятельности: 1 1 1 1 1 5 33 33 33 33 33 165 1 1 1 1 1 5 34 34 34 34 34 170 1 1 1 1 1 5 * При 5-дневной учебной неделе количество часов на физическую культуру составляет 2, третий час реализуется образовательной организацией за счет посещения учащимися спортивных секций и за счет часов внеурочной деятельности.