РП ОДНКНР 5-6 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное образование Алапаевское
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Арамашевская средняя
общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Михаила Мантурова"
(МОУ «Арамашевская СОШ»)
624672, Свердловская область, Алапаевский район, с. Арамашево, ул. Школьная, 1
https://aram.uralschool.ru/, e-mail: aramschool@mail.ru, тел/факс 8 (343)46-73-5-24

ПРИЛОЖЕНИЕ
К ООП ООО МОУ «АРАМАШЕВСКАЯ СОШ»
Приказ №112 от 30.08.2024

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 5594365)
учебного предмета
«Основы духовно-нравственной культуры
народов России»
для обучающихся 5-6 классов

с. Арамашево 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по ОДНКНР для обучающихся 5-6 классов составлена на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего
образования,
представленных в ФГОС ООО, с учетом федеральной рабочей программы
воспитания.
В программе по ОДНКНР соблюдается преемственность с федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования,
учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на уровне
основного общего образования, необходимость формирования межпредметных
связей. Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
носит культурологический и воспитательный характер, главный результат
обучения ОДНКНР – духовно-нравственное развитие обучающихся в духе
общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских
духовно-нравственных ценностей.
Целями изучения учебного курса являются:
 формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через
изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте
процессов
этноконфессионального
согласия
и
взаимодействия,
взаимопроникновения
 и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур;
 создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к
осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской
Федерации;
 формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей
разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений;
 идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного,
исторического и цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
 овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение
для формирования гражданской идентичности обучающегося;
 приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности
как основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
 развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и
нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества,
ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;
 становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и
готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог
при осознании и сохранении собственной культурной идентичности;
 формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию
знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории,
изобразительного искусства, музыки;
 обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих
через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
 воспитание уважительного и бережного отношения к историческому,
религиозному и культурному наследию народов России;

 содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров,
основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных
ценностей;
 формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через
понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального
взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом.
В целях реализации настоящей программы на изучение курса на уровне
основного общего образования отводится 34 часа на каждый учебный год, не менее
1 учебного часа в неделю.
Рабочая программа разработана на основании следующих нормативных
документов:
 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г . № 287);
 Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
 письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования
Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2015 года N 08761. Об изучении предметных областей: "Основы религиозных культур и светской
этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
 Федеральная рабочая программа воспитания на 2024-2025 учебный год;
 Образовательная программа МОУ «Арамашевская СОШ» на 2024 – 2025 учебный год;
 Положение о рабочей программе МОУ «Арамашевская СОШ»;
 Учебный план МОУ «Арамашевская СОШ» на 2024 – 2025 учебный год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Изучение ОДНКНР на уровне основного общего образования направлено
на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения содержания учебного предмета.
В результате изучения курса ОДНКНР на уровне основного общего образования у
обучающихся будут сформированы следующие личностные результаты в части:
1) патриотического воспитания: самоопределение (личностное, профессиональное,
жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России
через представления об исторической роли культур народов России, традиционных
религий,
духовно-нравственных
ценностей
в
становлении
российской
государственности;
2) гражданского воспитания: осознанность своей гражданской идентичности через
знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества и знание основных норм морали,
нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов
России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении, расточительном потребительстве;
сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью
воспитания
способности
к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
3) ценности познавательной деятельности: сформированность целостного
мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и

общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие
современного
мира;
смыслообразование:
сформированность
ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через
развитие
способностей
к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
4) духовно-нравственного воспитания: сформированность осознанного, уважительного
и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие
ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей
семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов,
хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к
сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном
потреблении.
Метапредметные результаты:
Познавательные универсальные учебные действия
 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать,
самостоятельно
выбирать основания и критерии
для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать
выводы (логические УУД);
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач (знаковосимволические / моделирование);
 смысловое чтение;
 развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
других поисковых систем.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования
и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью (коммуникация);
 формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).
Регулятивные универсальные учебные действия:
 умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности (целеполагание);
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач (планирование);

 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция);
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения (оценка);
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия,
саморегуляция) деятельности.
Предметные результаты:
 освоение обучающимися межпредметных научных знаний, умений и способов
действий, специфических для соответствующей предметной области;
 предпосылки научного типа мышления;
 виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию
и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
5 класс – 34 часа
Тематический блок 1. «Россия – наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество.
Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий
характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство.
Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России.
Тема 2. Наш дом — Россия.
Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской
Федерации . Россия как общий дом. Дружба народов .
Тема 3. Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент
культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их
взаимосвязь.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей.
Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык:
вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий
проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех народов
России. Возможности, которые даёт русский язык.
Тема 5. Истоки родной культуры.
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества.
Многообразие культур и его причины . Единство культурного пространства России.
Тема 6. Материальная культура
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между
материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества.
Тема 7. Духовная культура.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука,
духовность. Мораль,
нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак.
Духовная культура как реализация ценностей.
Тема 8. Культура и религия.
Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека.
Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.

Тема 9. Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний . Образование как
ключ к социализации и духовно- нравственному развитию человека .
Тема 10. Многообразие культур России.
Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о
культуре народов России.
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей.
Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь
сиротам как духовно-нравственный долг человека.
Тема 12. Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина
и семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание
как трансляция ценностей.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России.
Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т . д .) о семье и
семейных обязанностях . Семья в литературе и произведениях разных видов искусства .
Тема 15. Труд в истории семьи.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда . Роль нравственных норм в
благополучии семьи .
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие .
Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо.
Семейные традиции.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества . Связь
между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей .
Тема 18. Духовный мир человека.
Человек — творец культуры. Культура как духовный мир человека. Мораль.
Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что
это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур.
Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности.
Мораль и нравственность в жизни человек. Взаимопомощь,
сострадание,
милосердие, любовь, дружба, коллективизм, п а т р и о т и з м , любовь к близким.
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа,
государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её
фальсификации. Преемственность поколений.
Тема 21. Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману .
Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его
духовность.
Тема 22. Взаимовлияние культур.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен
ценностными установками и идеями. При меры межкультурной коммуникации как
способ формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23 . Духовно-нравственные ценности российского народа.

Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы,
крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным,
гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая
память и преемственность поколений, единство народов России.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие.
Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион
уникален. Малая Родина — часть общего Отечества.
Тема 25. Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России.
Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных
идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные . Культура
как память. Музеи . Храмы . Дворцы . Исторические здания как свидетели истории .
Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России .
Тема 27. Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных
связей между людьми . Народные инструменты . История народа в его музыке и
инструментах .
Тема 28. Изобразительное искусство народов России.
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному
искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты . Живопись, графика.
Выдающиеся художники разных народов России .
Тема 29. Фольклор и литература народов России.
Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его
ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры
народа в его литературе.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое
занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием
разнообразного зрительного ряда и других источников .
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России. Россия как культурная карта .
Описание регионов в соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России.
Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций,
единые духовно-нравственные ценности народов России.
6 класс - 34 часа
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Тема 1. Мир культуры: его структура
Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной
культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научнотехнический прогресс как один из источников формирования социального облика
общества.
Тема 2. Культура России: многообразие регионов.
Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия
в обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов
толерантности и уважения ко всем культурам народов России.
Тема 3. История быта как история культуры.

Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в
разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат
исторического развития народов России.
Тема 4. Прогресс: технический и социальный.
Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд
Домашний труд и его механизация. Что такое технологии и как они влияют на
культуру и ценности общества?
Тема 5. Образование в культуре народов России.
Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания.
Социальная обусловленность различных видов образования. Важность образования
для современного мира. Образование как трансляция культурных смыслов, как
способ передачи ценностей.
Тема 6. Права и обязанности человека.
Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и
свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской
Федерации.
Тема 7. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.
Мир религий в истории. Религии народов России сегодня. Государствообразующие и
традиционные религии как источник духовно-нравственных ценностей.
Тема 8. Современный мир: самое важное (практическое занятие).
Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт
современного общества с точки зрения материальной и духовной культуры народов
России.
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»
Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал
человека.
Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и
равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как её ограничение. Общество
как регулятор свободы. Свойства и качества человека, его образ в культуре народов
России, единство человеческих качеств. Единство духовной жизни.
Тема 10. Взросление человека в культуре народов России.
Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст.
Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с другими
людьми. Самостоятельность как ценность.
Тема 11. Религия как источник нравственности.
Религия
как
источник
нравственности
и
гуманистического мышления.
Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное общество и
религиозный идеал человека.
Тема 12. Наука как источник знания о человеке и человеческом.
Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика.
Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей.
Тема 13. Этика и нравственность как категории духовной культуры.
Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть
нравственным. Почему нравственность важна?
Тема 14. Самопознание (практическое занятие).
Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь.
Выполнение проекта.
Тематический блок 3. «Человек как член общества»
Тема 15. Труд делает человека человеком.
Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень,
тунеядство . Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка
труда .

Тема 16. Подвиг: как узнать героя?
Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в
мирное время. Милосердие, взаимопомощь.
Тема 17. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние.
Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные
границы Этика предпринимательства. Социальная помощь.
Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственного самосознания.
Бедность.
Инвалидность.
Асоциальная
семья.
Сиротство. Отражение этих
явлений в культуре общества.
Тема 19. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений.
Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность. Волонтёрство.
Общественные блага.
Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной
культуры народов России.
Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления
гуманизма в историко-культурном наследии народов России.
Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственного облика общества.
Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный
работник. Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих
профессии.
Тема 22. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как
нравственный долг.
Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность
меценатства для духовно-нравственного развития личности самого мецената и
общества в целом.
Тема 23. Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и
духовного прогресса общества.
Учёные России. Почему важно помнить историю науки. Вклад науки в
благополучие страны. Важность морали и нравственности в науке, в деятельности
учёных.
Тема 24. Моя профессия (практическое занятие).
Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей
профессии.
Тематический блок 3. «Родина и патриотизм»
Тема 25. Гражданин.
Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином.
Нравственные качества гражданина
Тема 26. Патриотизм.
Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их истории. Важность
патриотизма.
Тема 27. Защита Родины: подвиг или долг?
Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг гражданина перед обществом.
Военные подвиги. Честь. Доблесть.
Тема 28. Государство. Россия — наша родина.
Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства. Что
такое закон. Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть
гражданином. Российская гражданская идентичность.
Тема 29. Гражданская идентичность (практическое занятие).
Какими качествами должен обладать человек как гражданин.
Тема 30. Моя школа и мой класс (практическое занятие).

Портрет школы или класса через добрые дела.
Тема 31. Человек: какой он? (практическое занятие).
Человек. Его образы в культуре . Духовность и нравственность как важнейшие качества
человека .
Тема 32. Человек и культура (проект).
Итоговый проект: «Что значит быть человеком?»
 Характеризовать грани взаимодействия человека и культуры;
 уметь описать в выбранном направлении с помощью известных примеров образ
человека, создаваемый произведениями культуры;
 показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимовлияние;
 характеризовать основные признаки понятия «человек» с опорой на исторические и
культурные примеры, их осмысление и оценку, как с положительной, так и с
отрицательной стороны.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс (34 час.)
№
урока

1

Тема урока

к-во
час.
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» - 10ч.

Зачем изучать курс «Основы духовнонравственной культуры народов России»?

1

2
3

Наш дом — Россия
Язык и история

1
1

4

Русский язык — язык общения и язык
возможностей

1

5

Истоки родной культуры

1

6

Материальная культура

1

7

Духовная культура

1

8

Культура и религия

1

9

Культура и образование

1

10

Многообразие культур России
(практическое занятие)

1

ЦЭОР

https://znanio.ru/media/
prezentatsiya-poodnknr-tema-1-velichiemnogonatsionalnojrossijskoj-kulturyuchebnik-pod-rednfvinogradovoj2628316

https://uchitelya.com/or
kse/150272prezentaciya-osnovyduhovno-nravstvennoykultury-narodov-rossii5-klass.html

https://resh.edu.ru/speci
al-course/1

Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» - 6 ч.
11

Семья — хранитель духовных ценностей

1

12

Родина начинается с семьи

1

13

Традиции семейного воспитания в России

1

https://resh.edu.ru/speci
al-course/1

14

Образ семьи в культуре народов России

1

15

Труд в истории семьи

1

16

Семья в современном мире
(практическое занятие)

1

Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» - 3 ч.
17

Личность — общество — культура

1

18

Духовный мир человека. Человек — творец
культуры

1

19

Личность и духовно-нравственные ценности

1

Тематический блок 4. «Культурное единство России» - 16ч

20

Историческая
память
нравственная ценность

как

духовно-

21

Литература как язык куль туры

1

22

Взаимовлияние культур

1

23

Духовно-нравственные ценности

1

24

российского народа
Регионы России: культурное многообразие

1

25

Праздники в культуре народов России

1

26

Памятники в культуре народов России

1

27

Музыкальная культура народов России

1

28

1

29

Изобразительное
искусство народов
России
Фольклор и литература народов России

30

Бытовые традиции народов России: пища,

1

33

одежда, дом (практическое занятие)
Культурная карта России
(практическое занятие)
Единство страны — залог будущего
России
Урок повторения и обобщения

34

Промежуточная аттестация

31
32

1

1

1

https://znanio.ru/media/
prezentatsiya-poodnknr-tema-1velichiemnogonatsionalnojrossijskoj-kulturyuchebnik-pod-rednfvinogradovoj2628316

https://resh.edu.ru/spec
i
al-course/1/56

комплект
интерактивных карт

1
1
1

6 класс (35ч.)

Тема урока
№
урока

кол.
час.

Дата по плану
дата факт.

Тематический блок 1. «Культура как социальность» - 8 ч.
1

Мир культуры: его структура

1

2

Культура России: многообразие регионов

1

3

История быта как историякультуры

1

4

Прогресс: технический и социальный

1

5

Образование в культуре народов России

1

6

Права и обязанности человека

1

7

Общество и религия: духовно-нравственное

1

https://znanio.ru/media/
prezentatsiya-poodnknr-tema-1velichiemnogonatsionalnojrossijskoj-kulturyuchebnik-pod-rednfvinogradovoj2628316

8

взаимодействие
Современный

мир:

самое

важное

1

(практическое занятие)
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» - 6 ч.

9

Каким

должен

быть

человек?

Духовно-

10

нравственный облик и идеал человека
Взросление человека в культуре народов

1

11

России
Религия как источник нравственности

1

12

Наука как источник знания о человеке и

1

13

человеческом
Этика и нравственность как категории

1

14

духовной культуры
Самопознание(практическое занятие)

1

1

Тематический блок 3. «Человек как член общества» - 10 ч.
15

Труд делает человека человеком

1

16

Подвиг: как узнать героя?

1

17

Люди
в
обществе:
духовнонравственное
взаимовлияние
Проблемы современного общества как

1

https://moeobrazovanie
.ru/

1

https://profilum.ru/

18

отражение его духовно-нравственного

http://atlas100.ru/
https://navigatum.ru/

https://proektoria.online

19

самосознания
Духовно-нравственные ориентиры

1

/

20

социальных отношений
Гуманизм как сущностная характеристика

1

http://profvibor.ru/

https://proekt-pro.ru/

духовно- нравственной культуры народов
21

России
Социальные профессии; их важность для

1

сохранения духовно-нравственного облика
22

общества
Выдающиеся благотворите- ли в истории .

1

23

Благотворительность как нравственный долг
Выдающиеся учёные России. Наука как

1

источник социального и духовного
прогресса общества
24

25
26

https://prof.foxford.ru/?
utm_source=yandex&ut
m_medium=cpc&utm_
campaign=acq_all_mid
_prof-searchdesktop&utm_term=пр
офориентация&utm_c
ontent=14289478169&
placement=none&netw
ork=search&yclid=675
9939097731268607

Моя профессия (практическое занятие)
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм» - 11 ч.
Гражданин
1
https://resh.edu.ru/speci
al-course/1/1
Патриотизм
1

27

Защита Родины: подвиг или долг?

1

28

Государство .
Россия — наша Родина

1

29

Гражданская

1

идентичность

https://www.prodlenka.

(практическое занятие)
30
31
32

Моя школа и мой класс
(практическое занятие)
Человек: какой он? (практическое
занятие)
Человек и культура (практическое

1
1

org/metodicheskierazrabotki/544738interaktivnaja-igra-popatrioticheskomu-vospi

1

занятие)
33

Повторение и обобщение

34

Промежуточная аттестация

35

Итоговый урок

1

Приложение 1.
Учет воспитательного компонента в тематическом планировании курса ОДНКНР
Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся
сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки
личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в
обществе. Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала,
гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к
Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической
памяти в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и
воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовно- нравственное развитие
обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных
российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой
части культурного и исторического наследия народов России — один из
ключевых
национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и
развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих
поколений.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена
указом Президента Российской Феде- рации от 2 июля 2021 г . № 400, пункт 91), к традиционным
российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы
человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и
16

взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России .
Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как
многонациональное и многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о
гражданской идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития
обучающихся .
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который
формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества,
культурно-исторических традиций всех народов России, духовно- нравственных ценностей,
присущих ей на протяжении всей её истории.
Приложение 2.
Учебно-методическое обеспечение курса истории
Электронные ресурсы:
1. Российская электронная школа. Большой набор ресурсов для обучения (конспекты,
видеолекции, упражнения и тренировочные занятия, методические материалы для учителя.
Материалы можно смотреть без регистрации. https://resh.edu.ru/
2. «Учи.ру» - интерактивные курсы по основным предметам и подготовке к проверочным
работам, а также тематические вебинары по дистанционному обучению. Методика платформы
помогает отрабатывать ошибки учеников, выстраивает их индивидуальную образовательную
траекторию. https://uchi.ru/
3. «Яндекс. Учебник» - более 45 тыс. заданий разного уровня сложности для школьников
1–5-х классов. В числе возможностей «Яндекс. Учебника» – автоматическая проверка ответов и
мгновенная обратная связь для обучающихся. https://education.yandex.ru/home/
4. «ЯКласс» - сервис, позволяющий учителю выдать школьнику проверочную работу. Если
в ходе работы ученик допускает ошибку, ему объясняют ход решения задания и предлагают
выполнить другой вариант. Учитель получает отчёт о том, как ученики справляются с
заданиями. https://www.yaklass.ru/
5. Мобильное электронное образование – разнообразные форматы материалов (текст,
мультимедиа, интерактивные ресурсы). Цифровой образовательный контент подготовлен для
детей в возрасте с 3 до 7 лет, а также разработаны онлайн курсы для обучающихся 1-11 классов.
Предусмотрена система видеоконференций и мессенджер. https://mob-edu.ru/
6. Фоксфорд - онлайн-школа для обучающихся 1-11 классов, помогающая в подготовке к
ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам. Для учителей проводятся курсы повышения квалификации и
профессиональной переподготовки, а для родителей – открытые занятия о воспитании и развитии
детей. https://foxford.ru/about
7. «Сириус. Онлайн» - На платформе размещены дополнительные главы по различным
предметам для 7–9-х классов. Курсы объемом от 60 до 120 часов предназначены для
использования в качестве программ дополнительного образования, а также для повышения
квалификации педагогов. https://edu.sirius.online/#/
8. «Маркетплейс образовательных услуг» - доступ к каталогу интерактивных
образовательных материалов, учебной литературе, электронным книгам, обучающим видео и
курсам. В наполнение ресурса вовлечены ведущие российские компании разного профиля, среди
которых – «Яндекс», «1С», «Учи.ру», «Скайенг», «Кодвардс», издательство «Просвещение» и
другие. https://elducation.ru/
9. «ИнтернетУрок» - это постоянно пополняемая коллекция уроков по основным
предметам школьной программы. На сайте собраны уроки, видео, конспекты, тесты и тренажеры
естественно-научного и гуманитарного цикла для 1-11 классов. https://interneturok.ru/
10. Издательство «Просвещение» - бесплатный доступ к электронным версиям учебнометодических комплексов, входящих в Федеральный перечень. Для работы с учебниками не
потребуется подключения к интернету. Информационный ресурс располагается по адресу
https://media.prosv.ru/
17

11. «Академкнига/Учебник» on-line
библиотека
учебной
литературы
сайт
http://akademkniga.ru/
12. Издательство «Русское слово» - доступ к электронным формам учебников из
Федерального перечня, к рабочим тетрадям, методическим пособиям, интерактивным тренажёрам,
а также сторонним ресурсам и авторским наработкам педагогов. https://русское-слово.рф/
13. «Библиошкола» - доступ к школьным учебникам, школьной литературе, различным
медиаресурсам,
электронным
версиям
журналов
«Семейное
чтение»,
«Читайка».
https://biblioschool.ru/
16. Образовательная платформа «Лекта» - доступ к электронным версиям учебников
издательств «Дрофа» и «Вентана-Граф». В наличии методические материалы, инновационные
сервисы для преподавания, интерактивные тренажеры для закрепления знаний.
https://lecta.rosuchebnik.ru/

Приложение 3.
Критерии оценивания учебной деятельности обучающихся основной школы по ОДНКНР
Критерии оценки устного ответа:

глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости
мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;

твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;

неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием
самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;

наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не
владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;

отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой
единицу (используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:

активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение
заданий оценивается пятью баллами;

активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе
выполнения задания - четырьмя;

неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности –
тремя баллами;

полное отсутствие активности - отметка «2»;
Критерии оценки тестового задания:

75-100% - отлично «5»;

60-74% - хорошо «4»

50-59% - удовлетворительно «3»;

менее 50% - неудовлетворительно «2»;
Критерии оценки сообщения или проекта:
18


глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и
проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;

привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;

выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на
дополнительные вопросы – тремя баллами;

полное отсутствие работы - отметка «2»;
Критерии выведения четвертных и годовых оценок:
Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:
- активная и правильная работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка
«4»
выводится
при
выполнении
следующих
требований:
активная,
но
иногда
с
ошибками
работа
учащегося
на
уроке;
выполнение
дополнительных
заданий
по
желанию;
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:
отсутствие
самостоятельной
активности
на
уроке;
отсутствие
выполнения
дополнительных
заданий;
- низкий уровень знания базового материала.
Система оценки результатов обучения
Оценка результатов обучения должна быть основана на понятных, прозрачных и
структурированных принципах, обеспечивающих оценивание различных компетенций
обучающихся. Принципы оценки следующие .
1 . Личностные компетенции обучающихся не подлежат непосредственной оценке, не являются
непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня духовнонравственного развития детей, не являются непосредственным основанием при оценке качества
образования.
2 . Система оценки образовательных достижений основана на методе наблюдения и включает:
педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности
педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации; проектные работы обучающихся,
фиксирующие их достижения в ходе образовательной деятельности и взаимодействия в социуме
(классе); мониторинги сформированности духовно-нравственных ценностей личности,
включающие традиционные ценности как опорные элементы ценностных ориентаций
обучающихся .
3 . При этом непосредственное оценивание остаётся прерогативой образовательного учреждения с
учётом обозначенных в программе предметных, личностных и метапредметных результатов .
Приложение 4.
Пояснительная записка
к промежуточной аттестации по учебному предмету
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
В соответствии с планом для учащихся 5 класса проводится в форме тестирования.
Аттестационный материал составлен в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования.
Цель: через самостоятельную деятельность учащихся систематизировать и обобщить знания по
учебному предмету ОДНКНР.
Задачи:
Образовательные:
1. Повторить теоретический материал по ОДНКНР.
19

2. Продемонстрировать своеобразие и богатство религиозных культур народов России.
Развивающие:
1. Способствовать развитию мыслительных операций, коммуникативных способностей,
умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Воспитательные:
1. Воспитывать толерантность и уважительное отношение к разным религиозным культурам.
Время выполнения: один урок (45 минут).
Структура тестовой работы: тестовая работа состоит из двух равноценных вариантов, каждый
из которых включает в себя 18 тестовых заданий двух уровней сложности. (20 баллов)
Первый уровень – 1 - 16 задания – базовый.
Второй уровень – 17 -18 задание – повышенный.
Задания базового уровня проверяют, как усвоены требования программы.
Оценка тестовой работы:
За каждое верно выполненное задание базового уровня ученик получает 1 балл.
За каждое верно выполненное задание повышенного уровня ученик получает 2 балла, за
частично выполненное задание – 1 балл, если задание не выполнено или ученик не приступил к
выполнению задания – 0 баллов.
Оценка качества выполнения работы:
19 –20 баллов – «5»
18-15баллов – «4»
14 – 11 баллов - «3»
менее 11 баллов –«2»

1-й вариант.
Фамилия ________________________ Имя ______________________
1.В каком году крестили Русь?
А 987
В. 988
Б. 986
Г. 989
2. Откуда на Русь пришло христианство?
А. Египта
В. Византии
Б. Индии
Г. Китая
3.Кто из русских князей произнёс слова «Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони
зло»?
А. Игорь
В. Владимир Мономах
Б. Ярослав Мудрый
Г. Святослав
4.В каком веке на Русь напали кочевники - монголы?
А. XI
В. XII
Б. XIII
Г. X
5.Как переводится слово «стяжать»?
А. самоуправление
В. ополчение
Б. накопление богатства
Г. объединение
6.В каком году распалась Российская империя?
А. 1918 Б. 1916 В. 1917 Г. 1919
7.Как называлось почетное место, где православные ставили иконы?
А. красный угол
В. «малой церковью»
Б. домостроем
Г. Добродетелью
20

8. Как называлось государство арабских племен после принятия ислама?
А. Бухарский эмират
В. Золотая Орда
Б. Владимиро-Суздальское княжество
Г. Арабский халифат
9.Кто такой сеид?
А. правитель Золотой Орды
В. хан
Б. пророк
Г. глава исламского духовенства
10.Что принято считать важным центром мусульманского воспитания подрастающего поколения?
А. спортивную школу
В. школу
Б. институт
Г. мечеть
11. Кого, прежде всего, почитают мусульмане?
А. отца
В. сестру
Б. брата
Г. мать
12.Что такое «скрижали»?
А. каменные таблички, на которых записано как построить храм
Б. каменные таблички, на которых был рисунок как дойти из пустыни в Землю Обетованную
В. каменные таблички данные Богом, на которых были записаны заповеди Бога еврейскому
народу
Г. каменные таблички, на которых записано как построить дом
13. Какой год считается официальной датой признания буддизма в России?
А.1700 год
В. 1741 год
Б. 1721 год
Г. 1800 год
14. В какие регионы буддизм распространился из Тибета?
А. Восточная Сибирь
В. Западная Сибирь
Б. северные районы Азии
Г. Крым
15.Как называется выпечка из теста, которую готовят калмыки на Праздник тысячи лампад?
А. лодка жизни
В. корабль жизни
Б.ладья жизни
Г. плот жизни
16. Как именуется праздник Нового года у буддистов?
А. Белый день
В. Белый месяц
Б. Белый год
Г. Белая ночь
17..* Что такое ламаизм?
А. самостоятельная религия бурят и тувинцев
Б. одна из поздних форм буддизма
В. самая ранняя форма буддизма
Г. самостоятельная религия тибетцев
18.*Определите, к каким религиям относятся эти сооружения:
А.
Б.

Ислам
Христианство
Г.
В.

21

Буддизм
Иудаизм

2-й вариант.
Фамилия ________________________ Имя ______________________
1. Как звали князя, который крестил Русь?
А. Игорь
В. Владимир
Б. Олег
Г. Святослав
2. В каком году наша страна и Русская Православная Церковь праздновали тысячелетие крещение
Руси?
А 1987
В. 1988
Б. 1986
Г. 1989
3. В каком произведении Владимир Мономах завещал своим детям блюсти евангельские заветы,
сделав их основой своей жизни?
А. Русская правда
В. Правда Ярославичей
Б. Поучение детям
Г. Домострой
4. Как стало называться государство монголов – татар?
А. Королевство Венгрия
В. Волжская Булгария
Б. Золотая Орда
Г. Болгарское царство
5. Кто выступал против нестяжателей, считающий, что богатства Церкви нужны для того, чтобы
она могла утверждать и расширять православную веру, строить храмы, бороться с теми, кто
нарушает евангельские заповеди?
А. митрополит Алексий
В. Нил Сорский
Б. Сергий Радонежский
Г. Иосиф Волоцкий
6.После распада Российской империи возникло новое государство, как оно
называлось?
А. СНГ
В. СССР
Б. РСФСР
Г. РФ
7.Кто является образцом супружеской любви и верности для православных?
А. Адам и Ева
В. княгиня Ольга и Игорь
Б. Пётр и Феврония
Г. Екатерина II и Пётр III
8. Откуда на Русь пришло христианство?
А. Египта
В. Византии
Б. Индии
Г. Китая
9.Что такое медресе?
А. сбор дани
В. религиозное учебное заведение
Б. миссионерская деятельность
Г. монастырь
10.Священная книга мусульман?
А. Библия
В. Тора
Б. Коран
Г. Трипитака
11. Кто является главой в мусульманской семье?
А. отец
В. сестра
Б. брат
Г. мать
12. Что такое «скрижали»?
22

А. каменные таблички, на которых записано как построить храм
Б. каменные таблички, на которых был рисунок как дойти из пустыни в Землю Обетованную
В. каменные таблички данные Богом, на которых были записаны заповеди Бога еврейскому
народу
Г. каменные таблички, на которых записано как построить дом
13. Какой народ России первым принял буддизм?
А.буряты
В. калмыки
Б. тувинцы
Г. чеченцы
14. В какие регионы буддизм распространился из Тибета?
А. Восточная Сибирь
В. Западная Сибирь
Б. северные районы Азии
Г. Крым
15. Как называлось почетное место, где православные ставили иконы?
А. красный угол
В. «малой церковью»
Б. домостроем
Г. Добродетелью
16. Как именуется праздник у буддистов, который отмечается в конце осени – начале зимы?
А. Праздник десяти лампад
В. Праздник тысячи лампад
Б. Праздник одной лампады
Г. Праздник десяти лампад
17.*Кого называют основателем буддизма?
А. МахавираВардхамана
В. Сиддхартха Гаутама
Б. Шуддходана
Г. Кришна
18.*Определите, к каким религиям относятся эти сооружения:
А.

В.
Вариант 1.

Ислам

Вариант 2.

Христианство
Б.

Г.
Буддизм
Иудаизм
Ответы к тестовым заданиям.

23

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

В
В
В
Б
Б
В
А
Г
Г
Г
Г
В
В
Б
Б
В

17*. Б
18.* А – ислам
Б – иудаизм
В – христианство
Г – буддизм

1. В
2. В
3. Б
4. Б
5. В
6. В
7. Б
8. В
9. В
10. Б
11. А
12. В
13. В
14. Б
15. А
16. В
17. В
18.* А – ислам
Б – иудаизм
В – христианство
Г – буддизм

Контрольно-измерительные материалы
для проведения промежуточной аттестации по ОДНКНР 6 класс
Цель работы: проверить степень освоения учебного материала по ОДНКНР обучающимися
6 класса.
Содержание работы
В мире культуры. Нравственные ценности российского народа. Религия и культура. Как сохранить
духовные ценности. Твой духовный мир.
Структура тестовой работы
Работа включает в себя один вариант. Работа состоит из 12 вопросов с вариантами ответов. На
выполнение работы отводится 45 минут.
Критерии оценивания
Максимально количество баллов за работу составляет 15. За 1, 11, 12 задания ставится 2 балла, за
остальные по одному. Минимальное количество баллов для получения зачёта – 10.

Тестовая работа для прохождения промежуточной аттестации
24

по ОДНКНР 6 класс
1. «Человек – носитель и творец культуры». Подберите к данному суждению
иллюстрации и укажите фамилии и инициалы людей.

2. Кого считают родоначальником этики?
А) Аристофан

В) Аристотель

Б) Эпикур

Г) Софокл

3. «На чужой стороне и весна не красна». О чём эта пословица?
А) о временах года
В) о погоде в дальних странах Б) о любви к родине
4. Имя героя, изображенного на иллюстрации.

А) Урал-батыр

Б) Вольга

В) Добрыня Никитич

5. «Был великим полководцем и мудрым правителем. Самая большая из заслуг его –
победа над Мамаем». О ком идет речь?
А) Владимир Мономах
В) Сергий Радонежский
Б) Дмитрий Донской
6. Главная заслуга Александра Невского?
А) победа в Ледовом побоище 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера.
Б) победа над Мамаем.
25

В) в 1612 году освободил Москву от поляков.
7. Прочитайте сказку Константина Ушинского «Два плуга». Сделайте вывод о том, что
хотел донести до нас автор. Выберите вариант ответа.
Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один
из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно
бесполезно провалялся в лавке купца.
Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у
земледельца, блестел, как серебро, и был даже еще лучше, чем в то время, когда он только что
вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся
ржавчиной.
— Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? — спросил заржавевший плуг у своего
старого знакомца.
— От труда, мой милый, — отвечал тот, — а если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то
потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
А) Автор хотел показать, как правильно использовать плуг.
Б) Автор хотел показать, что нельзя хранить плуг в лавке.
В) Автор хотел показать, насколько важно трудиться и приносить пользу. Нельзя лениться и
лежать на боку.
8. Прочитайте отрывок из статьи Д.С. Лихачева «Природа, родник, Родина, просто доброта».
Почему автор рассуждает о том, как много в русском языке слов с корнем «род»? Выберите
вариант ответа.
«…Сколько в русском языке слов с корнем «род»: родной, родник, родинка, народ, природа,
родина… Слова эти как бы сами слагаются вместе! Родники родной природы, прирожденность
родникам родной природы. Исповедь земле. Земля – это главное в природе. Земля рождающаяся,
Земля урожая. И слово цвет – от цветов! Цвета цветов… И у неба сияющий синий цвет, цвет
неба, под которым зреют колосистые поля ржи (в этом слове тоже корень, связанный с ростом,
урожаем, рождение, рожь – это то, что рожает земля)».
А) Важно сохранять то, что рождает природа.
Б) Автор хочет научить правильно выделять в словах корни.
В) Автор рассказывает об однокоренных словах.
9. Рассмотрите иллюстрации и определите, к какому православному празднику относятся
эти символы.

А) Новый год

В) Благовещенье

Б) Рождество Христово

10. «Сабантуй - праздник народов Башкирии и Татарстана в честь сбора урожая,
демонстрирующий силу и ловкость башкир и татар, пропагандирующий здоровый образ
жизни». Этот праздник принадлежит…
26

А) христианскому народу.

Б) мусульманскому народу.

В) буддистам.

11. Распределите по группам названия священных книг и основателей религий. Запишите в
таблицу.
Тора, Иисус Христос, Коран, Будда, Библия, Моисей, Мухаммад, Трипитака.
Христианство

Ислам

Буддизм

Иудаизм

12. Определите по костюму представителей разных религий. Запишите.

Ответы.
1. Андрей Рублёв, Александр Пушкин, Галина Уланова.
2. В
3. Б
4. А
5. Б
6. А
7. В
8. А
9. Б
10. Б
11.
Христианство

Ислам

Буддизм

Иудаизм

Иисус Христос

Коран

Трипитака

Моисей

Библия

Мухаммад

Будда

Тора
27

12.Мусульманин, еврей, буддист, христианин.

Приложение 5.
Лист коррекции к рабочей программе
Дата внесения
изменений

Содержание

Подпись лица,
внёсшего запись

28

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».