МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Муниципальное образование Алапаевское Муниципальное общеобразовательное учреждение "Арамашевская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Михаила Мантурова" (МОУ «Арамашевская СОШ») 624672, Свердловская область, Алапаевский район, с. Арамашево, ул. Школьная, 1 https://aram.uralschool.ru/, e-mail: aramschool@mail.ru, тел/факс 8 (343)46-73-5-24 ПРИЛОЖЕНИЕ К ООП ООО МОУ «АРАМАШЕВСКАЯ СОШ» Приказ №112 от 30.08.2024 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «ДОРОЖНЫЙ ПАТРУЛЬ» для обучающихся 5-7 классов на 2024-2025 учебный год с. Арамашево, 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативной базой для разработки рабочей программы «Дорожный патруль» по внеурочной деятельности для 5-7 классов являются: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Реестр основных образовательных программ. 3. Примерные программы по внеурочной деятельности. Дорожный патруль. Юные инспекторы дорожного движения. Н. Ф. Виноградова, примерные программы внеурочной деятельности, под редакцией В. А. Горского, Просвещение, 2011. 4. Авторская программа по внеурочной деятельности "Азбука пешеходных наук" автор Забродина А. Н. «Дорожный патруль» изучается в основной школе с 5 – 7 классы. Общее число учебных часов за три года обучения – 102 часов, из них 34 часа в 5 классе, 34 часа в 6 классе, 34 часа в 7 классе. Программа рассчитана на обучение учащихся с 2 сентября по 26 мая. В связи с возрастающим потоком автомототранспорта, переход улиц для пешеходов, в особенности для детей, становится более сложным. Конечно, изменилиcь и правила перехода улиц, и требования к пешеходам. При обучении любому предмету, знания, полученные учащимися, оцениваются хорошими или плохими отметками. А правила дорожного движения не могут быть усвоены плохо или посредственно. Без знаний правил дорожного движения или несоблюдения их, участник дорожного движения может расплачиваться своим здоровьем и даже жизнью. Поэтому возникает необходимость в том, чтобы добиться от каждого юного участника дорожного движения – учащегося, знаний правил дорожного движения. Цель программы: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Целевые параметры правил безопасного поведения на улицах и дорогах: относиться к правилам дорожного движения как к важной общественной ценности; владеть методами предупреждения ДДТТ и оказания первой помощи пострадавшим при ДТП, навыками пропаганды ПДД; владеть навыками безопасного поведения на улицах и дорогах. Процесс реализации поставленной цели включает решение следующих задач: предоставить обучающимся базовое образование в рамках государственных стандартов; формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения; привитие культуры безопасного поведения на дорогах; применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах и во дворах; воспитание грамотных участников дорожного движения, формирование уважительного отношения к законам дороги, осознания объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения; формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентации; привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП; поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные результаты освоения учебного предмета «Дорожный патруль» в 5 классе Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения; объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностях; в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить; осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих. Личностные результаты освоения учебного предмета «Дорожный патруль» в 6 классе Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. Личностные результаты освоения учебного предмета «Дорожный патруль» в 7 классе добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности. Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Дорожный патруль» во 5 классе: 1. Ориентирование и поведение в окружающей среде: — определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат); — сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам; — определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях; — объяснять свой путь от дома до школы; — определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от...). 2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения: — выделять из многообразия объектов транспортное средство; — выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»); — различать цвет и форму запрещающих знаков; 3 — различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними; — находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы); — различать сигналы светофора и объяснять их значение; — группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный. Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Дорожный патруль» в 6 классе 1. Ориентирование и поведение в окружающей среде: — сравнивать предметы по их положению в пространстве; — определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему; — соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно; близко-быстро); различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее (медленнее)?»; — самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко-далеко, ближе-дальше, рядом, около и пр.); — различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт. 2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения: — определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие, предписывающие знаки); — ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства (быстро, медленно); — выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения; — различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных); — в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»; — объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД); — различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота; — оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги; — группировать транспортные средства по принадлежности к группам «общественный», «личный». Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Дорожный патруль» в 7 классе 1. Ориентирование и поведение в окружающей среде: — определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов); — определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость) 2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения: 4 — выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения; — определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад); — находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части; — находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации; — объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения; — выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни); — самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Основные понятия Участник дорожного движения – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода и пассажира транспортного средства. Иногда под участниками дорожного движения понимаются также лица, выполняющие ремонтные работы на дороге. Дело в том, что права и обязанности этих лиц определяются соответствующими ведомственными инструкциями, которые основываются на Правилах дорожного движения и не противоречат им. Потому эти лица, как не названные в термине, не могут быть участниками дорожного движения. Учитывая сказанное выше, мы можем утверждать с достаточной степенью условности, что все население планеты является участником дорожного движения. И его можно подразделить на три группы: водители, пешеходы и пассажиры. При этом не следует забывать, что при поломке транспортного средства водитель может стать пешеходом, а при поездке в автобусе - пассажиром. Водитель - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению. Как видно из определения, к понятию «водитель можно отнести лиц, которые сидят за рулем автомобиля, троллейбуса, трактора, мотоколяски, трамвая, гужевой повозки, велосипеда и т.д. Но как только водитель покинул кабину транспортного средства, он перестает быть водителем, а становится либо пешеходом, либо лицом, выполняющим работы на дороге. Пешеход - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляски. Пассажир - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него). Регулировщик - лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, закрепленных Правилами, и непосредственно осуществляющее, указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. Дорога - обустроенная иди приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. 5 Проезжая часть - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств. По проезжей части движутся только колесные транспортные средства: автомобили, троллейбусы, трактора, мотоциклы, велосипеды, мопеды, гужевые повозки и т.д. Движение трамваев осуществляется по трамвайным путям, которые являются также элементом дороги. Тротуар - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном. Правила запрещают движение транспортных средств по тротуарам, за исключением случаев подвоза грузов к торговыми другим предприятиям и проведения уборочных или ремонтных работ при соблюдении мер безопасности. Разделительная полоса - конструктивно выделенный элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки безрельсовых транспортных средств и пешеходов. Разделительные полосы могут разделять проезжие части как противоположного, так и попутного направления. Они, как правило, окаймлены возвышающимися на 15-20 см бордюрными камнями. Разделительная полоса может иметь разрывы, предназначенные для проезда уборочных транспортных средств, проезд других транспортных средств в таких местах запрещен. Главная дорога - дорога с твердым покрытием по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающей территории. Признаком главной дороги служит прежде всего наличие специальных дорожных знаков. Грунтовая дорога не имеет искусственного покрытия, хотя другими признаками может и не отличаться от обычной дороги. Автомагистраль имеет два основных признака, отличающие ее от других дорог: 1. Она имеет (за исключением отдельных местных участков) самостоятельные проезжие части для всех направлений, отделенные друг от друга разделительной полосой. 2. Не имеет пересечений на одном уровне ни с дорогами, ни с железнодорожными или трамвайными путями, ни с пешеходными дорожками. Это обеспечивает безопасность движения автомобилей с высокими скоростями при высокой интенсивности движения. Перекресток - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий. Пешеходный переход - участок проезжей части, выделенный для движения пешеходов через дороги. Полоса движения - любая из продольных полос проезжей части, обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд. Ширина полосы движения колеблется от 2,75 м (при движении только легковых автомобилей) до 3,75 м (в зависимости от категории дороги). Дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Под дорожным движением обычно понимают сложную социально-техническую систему, включающую в себя пешеходов, водителей и пассажиров и различные транспортные средства, движение которых подчиняется определенным правилам. Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Механическое транспортное средство - транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется на любые трактора и самоходные машины. В соответствии с этим определением к механическим транспортным средствам можно отнести автомобили всех типов, трамваи, троллейбусы, трактора и комбайны, самоходные 6 шасси, мотоциклы. Остальные транспортные средства: велосипед, мопед, гужевая повозка и прицепы относятся к немеханическим транспортным средствам. Мопед хотя и имеет двигатель, но к водителям его Правила предъявляют иные требования, чем к водителям механических транспортных средств. Велосипед - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более, приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем. Мотоцикл - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг. Мопед - двух или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 см3, имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесными двигателями, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками. . Прицеп - транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски. Остановка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 мин, а также на большее, если это необходимо, для посадки или высадки пассажиров, либо для загрузки или разгрузки транспортного средства. Этот термин включает в себя обязательное понятие преднамеренного прекращения движения, т.к. ситуация, когда водитель останавливается в соответствии с требованиями Правил (например, у закрытого шлагбаума железнодорожного переезда), к данному понятию не относится. Стоянка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 мин. по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров, либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства. Вынужденная остановка - прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира. или появлением опасности на дороге.. Не считается вынужденной остановка перед светофором, по сигналу регулировщика или в связи с затором на дороге, а также во всех случаях, когда водитель выполняет требование «Уступите дорогу». Обгон - опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выходом из занимаемой полосы. Организованная перевозка детей - специальная перевозка двух и более детей дошкольного и школьного возраста, осуществляемая в механическом транспорт, ном средстве, не относящемся к маршрутному транспортному средству. Такая перевозка должна осуществляться в соответствии со специальными правилами в автобусе или грузовом автомобиле с кузовом-фургоном, имеющих опознавательные знаки «Перевозка детей». Организованная транспортная колонна - группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом под одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с включенным проблесковым маяком синего цвета или маятниками синего и красного цветов. Организованная пешая колонна - группа людей, совместно движущихся в одном направлении. Железнодорожный переезд - пересечение дорог с железнодорожными путями на одном уровне. Это понятие охватывает все виды переездов: охраняемых, неохраняемых, оборудованных и не оборудованных средствами сигнализации, с одним или несколькими путями и т.д. Пересечение с трамвайными путями не относится к железнодорожным переездам, 7 независимо от того, устроены трамвайные пути на обособленном полотне или расположены на одном уровне с проезжей частью. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ № урока 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7-8. 9. 10. 11. 12. 13-14. 15-16. 17. 18. 19. 20. 21. 22-23. 24. 25-26. 27-28. 29. 30-32. 33-34. 1. 2. 3. 4. Наименование разделов и тем Дата Контрольные работы 5 класс Мой город, мой микрорайон. Наш путь в школу и новые маршруты движения Основные понятия о дорожной инфраструктуре Дорога и ее элементы. Перекрёсток Виды светофора и их сигналы Транспорт и его значение Что нужно знать о правилах дорожного движения? Основные понятия необходимые участникам дорожного движения Правила движения и перехода улиц и дорог Какие опасности подстерегают пешехода на дороге? Обязанности пешеходов, пассажиров, велосипедистов и водителей мототранспорта Рост автомобиле-потока. Места интенсивного движения в микрорайоне Анализ дорожно-транспортных происшествий с участием детей и транспорта Дорожные «ловушки», «бытовые привычки» Правила пользования транспортом и ожидание транспорта Железнодорожный переезд и правила перехода железнодорожного переезда Транспортный и пешеходный светофоры Проверка знаний обучающихся по правилам перехода улиц и дорог. Тест по правилам дорожного движения Остановочный и тормозной путь автомобиля Профилактика ДТП с участием пешеходов Опасные участки дороги Практическое занятие в классе по ПДД Действия в критической ситуации Как не стать жертвой наезда Оказание первой помощи при ДТП Акция: «Внимание, пешеход!» 6 класс Дорожно-транспортное происшествие Причины дорожно-транспортных происшествий Перекресток – опасные участки улиц и дорог Сигналы светофора с дополнительными секциями. Сигналы регулировщика 05.09.2024 12.09.2024 19.09.2024 26.09.2024 8 Дорожные знаки и дополнительные средства информации Травмы на дорогах Транспорт. Виды транспорта Дорожные знаки и их группы. Предупреждающие знаки 03.10.2024 Предписывающие и информационно-указательные знаки Знаки сервиса. Приоритета и дополнительной информации Практическое занятие с выходом на улицу Экзамен по ПДД с сайта ГИБДД Интенсивность движения ТС. Пешеходные переходы. Переход дорог в неустановленном месте (в отсутствии пешеходного перехода) Значение светофора и его виды Практическое занятие: усвоить и зарисовать основные знаки для пешехода Статистика детского дорожно-транспортного травматизма. Движение транспорта. Тракторы и прицепы. Автопоезд Виды травм. Признаки переломов Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему Требования, предъявляемые к велосипедисту Проверка знаний обучающихся по правилам перехода улиц и дорог 07.11.2024 13.02.2025 20.02.2025 30. 31. 32. 33-34 Практическое занятие с выходом на улицу Аптечка авто и ее содержание. Информация свидетеля при ДТП Оказание первой помощи. (Занятие по ответам на вопросы) Раны, их виды. (Выполнение практического задания по оказанию первой доврачебной помощи при ДТП) Виды повязок и способы их наложения. (Практическое занятие) Профессия-инспектор ГИБДД «Регулировщик на перекрестке». Подготовка и проведение игр по ПДД в классах «Сами не видят, а другим показывают». Конкурс плакатов по безопасности дорожного движения Акция-целевая прогулка «Перекресток» Акция «Улица полна неожиданностей» Викторина «Осторожно! Это дорога» Оформление уголка «Мое безопасное лето» 1. 7 класс Правила дорожного движения – закон улиц и дорог 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 10.10.2024 17.10.2024 24.10.2024 14.11.2024 21.11.2024 28.11.2024 05.12.2024 12.12.2024 19.12.2024 26.12.2024 09.01.2025 16.01.2025 23.01.2025 30.01.2025 06.02.2025 27.02.2025 06.03.2025 13.03.2025 20.03.2025 03.04.2025 10.04.2025 17.04.2025 24.04.2025 01.05.2025 15.05.2025 22.05.2025 1 9 Викторина «Как ты знаешь ПДД?» Значение дорожных знаков и дорожной разметки Горизонтальная и вертикальная дорожные разметки Типичные ошибки на улицах и дорогах Поведение участников и очевидцев ДТП Велосипед и мопед Перевозка людей Правила перевозки на мопеде, мотоцикле, велосипеде Первая помощь при ДТП. Аптечка и ее содержимое 10. Обзор состояния ДДТТ в городе, области и 11. ответственность на нарушения ПДД РФ. Викторина по ПДД: «ЮИД» 12. Группы знаков и их значение 13. Где и как используется горизонтальная и 14. вертикальная разметки Анализ ошибок при движении на улице и дороге. Как 15. распознать и предвидеть скрытую опасность на дороге Что такое ДТП? Что делать, если ты стал участником 16. ДТП. Обязанности очевидцев ДТП Правила для велосипедистов и водителей 17. мототранспорта Требования безопасности при катании на всех видах 18. самооткатывающихся средствах Перевозка людей на грузовых автомобилях. Правила 19. перевозки учащихся Соблюдение правил езды на механических 20. тренажерных средствах 21-22 Практическое занятие по оказанию 1 медпомощи Черепно-мозговые травмы 23. Жертвы и виновники дорожно-транспортных 24. происшествий 25-26. Сооружения на дорогах, строительство дорог, ЮИД 27-28. Практикум «Изготовление дорожных знаков для школьного автодрома» Ответственность за нарушение правил дорожного 29. движения Размеры штрафов за нарушение ПДД 30. Игра «Автопробег» 31. Современный водитель и пешеход 32. Опасные ситуации на дорогах 33. Россия – автомобильная держава 34. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бубнов, В., Бубнова, Н. Как оказать помощь при автодорожном происшествии. - М.: ACT, 1997. 2. Правила дорожного движения, - М: Славянский дом книги, 2003. 3. Якупов, A.M. Безопасность на уроках, и дорогах.1-11кл. - Тула: Тульский полиграфист, 2000. 4. А также использовать статьи из: Основы безопасности жизни // журн. - 1998-2002 гг. Основы безопасности жизнедеятельности // журн.- 1996-2000 гг. Добрая дорога детства // газ. - 1999-2005 гг. 5. Алексеев, Ю. Г. Люди и автомобили. - М., 1990. 6. Бубнов, В., Бубнова, Н. Как оказать помощь при автодорожном происшествии, 9-11кл. - М.: ACT, 1997. 7. Воронова Е.А. Красный. Жёлтый. Зелёный. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008. 8. Гоманчук, А. И. ПМП при травмах и несчастных случаях. - Волгоград, 2000. 9. Емелъянчик, В. К., Капитонова, М. Е. Ваши шансы избежать беды,- СПб.: КАРО, 2002. 10. Коган М.С. Правила дорожные знать каждому положено. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2008. 11. Кузнецов, М. И., Латчук, В. И., Мишин, Б. И. Личная безопасность школьника. - М.: НЦ Энас, 2001. 12. Основы личной безопасности. - Волгоград: Перемена, 1996. 13. Пахнутова О.В. Основы безопасности жизнедеятельности. Мы и дорога. – Волгоград: «Учитель», 2008. 14. Правила дорожного движения. - М.: Славянский дом книги, 2003, 11