Рабочая программа курса внеурочной деятельности БИБЛИОПРОДЛЕНКА

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное образование Алапаевское
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Арамашевская средняя общеобразовательная
школа имени Героя Советского Союза Михаила Мантурова"
(МОУ «Арамашевская СОШ»)
624672, Свердловская область, Алапаевский район, с. Арамашево, ул. Школьная, 1
https://aram.uralschool.ru/, e-mail: aramschool@mail.ru, тел/факс 8 (343)46-73-5-24

ПРИЛОЖЕНИЕ
К ООП ООО МОУ «АРАМАШЕВСКАЯ СОШ»
Приказ №111 от 29.08.2025

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«БИБЛИОПРОДЛЕНКА»
для обучающихся 3-4 классов
на 2025-2026 учебный год

с. Арамашево 2025

Пояснительная записка
Программа курса «В мире книг» составлена на основе авторской программы
Л.А.Ефросининой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф.
Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011г.) в соответствии с новыми требованиями ФГОС
начального общего образования.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные
— осознание значимости чтения для личного развития;
— формирование потребности в систематическом чтении.
Предметные умения:
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее,выборочное,
поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации.
Метапредметные
Регулятивные умения:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности,
литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата
книги;
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным
фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнениеи аргументировать
свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формироватьсвою этическую
позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке.
Планируемые результаты освоения курса 1 класса
Ученик получит возможность научиться:
— находить книгу в открытом библиотечном фонде;
— выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
— сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
— формулировать и высказывать своё впечатление о прочитаннойкниге и героях;
— характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу назаданную тему;
— сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
— слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
2

— пользоваться аппаратом книги;
— овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
— систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Планируемые результаты освоения курса 2 класса
Ученик получит возможность научиться:
— знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
— ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в
открытом библиотечном фонде);
— пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;
— заполнять каталожную карточку;
— систематизировать книги по авторской принадлежности;
— составлять список прочитанных книг;
— выделять особенности учебной книги;
— работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;
— аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);
— классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру.
Планируемые результаты освоения курса 3 класса
Ученик получит возможность научиться:
— работать с книгой-сборником басен;
— сравнивать басни по структуре и сюжету;
— выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или
открытого библиотечного фонда;
— собирать информацию для библиографической справки об авторе;
— составлять таблицу жанров произведений писателя;
— выполнять поисковую работу по проекту;
— презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;
— готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;
— находить по каталогу нужную книгу;
— заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;
— писать отзыв о книге или героях книги;
— пользоваться библиографическим справочником;
— рассматривать и читать детские газеты и журналы;
— находить нужную информацию в газетах и журналах;
— собирать информацию для проекта «История детской газеты илижурнала»;
— готовить материал для классной и школьной газеты;
— пользоваться электронными газетами и журналами.
Планируемые результаты освоения курса 4 класса
Ученик получит возможность научиться:
— составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и
видам;
— различать виды и типы книг;
— писать отзыв о книге, пользуясь её справочным аппаратом;
— знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат;
— пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;
— писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;
— пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения
информации о писателе;
— составлять каталожную карточку на прочитанную книгу;
— задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках;
3

—выполнять роль библиотекаря — выдавать книги и заполнять формуляры;
— собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки,
постеры, электронные версии, живой журнал, конкурсы и т. д.);
— работать с детскими газетами и журналами.

Содержание программы 1 класс (33 ч)
№
п/
п

Раздел

Кол
-во
час

Содержание

Формы внеурочной деятельности

1

Здравствуй,
книга

2

Игровая деятельность. Работа в группах.
Чтение-рассматривание.

2

Книги
Родине
родной
природе

3

Писатели
детям

3

4

Народная
мудрость.
Книгисборники

2

Учебная книга. Элементы
структуры учебной книги
(обложка, титульный лист,
оглавление).
Аппарат
ориентировки.
Правила
пользования книгой. Книгапроизведение
(большеформатная,
в
типовом
оформлении).Обложка
книги: информация о книге
(название
книги),
иллюстрация(определение
темы
и
жанра).
Классификация книг по
темам и жанрам. Домашняя
библиотека,
классная
библиотека,
школьная
библиотека.Правила
поведения в библиотеке.
Книги о Родине и родной
природе детских писателей
(книга-произведение
и
книга-сборник).Структура
книги, справочный аппарат
книги.Читальный
зал:
культура самостоятельной
работы с выбранной книгой.
Книги детских писателейклассиков Детские книги с
рассказами
современных
писателей. Выставка книг
детских
писателей.
Художники-иллюстраторы
детских книг.
Книги-сборники
малых
жанров
фольклора.
Особенности детскихкниг с
фольклорными
произведениями для детей

о 2
и

4

Рассматривание, чтение, слушание.

Слушание и рассматривание книги.
Инсценирование картин-эпизодов из
выбранной книги.

Игровая деятельность.Творческая работа
«Сочини загадку».

5

3
По
страницам
книг
В.
Сутеева

6

Сказки
народов
мира

3

7

Книги
русских
писателейсказочников
Детские
писатели

3

Сказки
зарубежных
писателей

3

8

9

3

10 Книги2
сборники
стихотворен
ий для детей
11 Дети
— 3

(оформление, тексты).
Книги В. Сутеева (книгисборники,
книгипроизведения).
Структуракнигисборника.В. Сутеев — автор
и
художникоформитель.Библиографиче
ская справка (информация)
об авторе в структурекнигисборника.
Книги-сборники
«Русские
народные сказки». Книгипроизведения.Сказки
народов России и народов
мира. Оформление выставки
книг. Домики-сказки.
Сборник сказочных историй
А.Н.
Толстого
«Приключения Буратино».
Книги С. Маршака для
детей.
Сказки,
стихотворения, загадки.
К. Чуковский детям: книгипроизведения,
книгисборники.
Книги Е. Чарушина для
детей. Герои книг Е.
Чарушина.
Книги-сборники
произведений современных
детских писателей.
Детские
журналы
«Мурзилка», «Зёрнышко».
Произведения детских
писателей на страницах
журналов.
Книги сказок Ш. Перро.
Автор,
переводчик,
оформитель.
Справочный
аппарат книги.Книга Дж.
Харриса «Сказки дядюшки
Римуса».
Книга-сборник
историй. Герои книги.
Стихотворения о детях и
для детей. Книги-сборники
А. Барто, В. Берестова, С.
Михалкова.

Игровая деятельность.Самостоятельная
поисковая работа в группах.

Конкурс, инсценирование.
Коллективная проектная деятельность.

Слушание.Инсценированиеотдельныхист
орий.
Творческая работа (работа в группах).
Самостоятельная
группах.

работа в

Слушание и чтение отдельных историй.
Инсценирование.

Поиск нужного произведения в книгесборнике по содержанию. Игровая
деятельность.Конкурсы.

Русские народные сказки: Конкурсы.
5

поисковая

герои книг

12 Книги
о 4
животных

«Сестрица
Алёнушкаи Игровая деятельность.
братец
Иванушка»,
«Терёшечка»; сказка А.Н.
Толстого
«ПриключенияБуратино»,
Ш.
Перро
«Красная
шапочка».
Дети — герои рассказов (В.
Осеева «Мушка», Е. Пермяк
«Перваярыбка», В. Осеева
«Совесть»,
Н.
Носов
«Мишкина
каша»,
В.
Драгунский«Денискины
рассказы»). Дети — герои
стихотворений (А. Барто «В
школу»,
С.
Михалков«Фома»,
Е.
Благинина «Тюлюлюй», Я.
Аким «Жадина»).
Книги-сборники
о Слушание, рассматривание(работа
животных.
группах). Творческая работа.
Н.
Некрасов
«Дедушка
Мазай и зайцы»:.
Книга
В.
Чаплиной
«Питомцы зоопарка» и
книга-сборник
И.
Акимушкина
«Жизнь
животных»
Час
читателя:
самостоятельное
чтение
произведений о животных
издетских журналов.

в

Итого 33
Содержание программы 2 класс (34 ч)
№
п/п

Раздел

Кол- Содержание
Формы внеурочной
во
деятельности
часов
Роль книги в жизни человека. Конкурс.
Оформление
3

1

Книга,
здравствуй

2

Книгочей
— 2
любитель чтения

Учебная книга и её справочный
аппарат.
Художественные
книги.
Художники-оформители.
Иллюстрациив книге и их роль.
Правила работы с книгой.
Библиотека.
Библиотечный
формуляр.Поиск
книги
по
каталогам. Алфавитный каталог.
Назначение
библиотечного
6

рукописнойкниги.
Самостоятельное чтение
выбранной книги.

Викторина.
Игровая деятельность.

3

Книги о твоих 4
ровесниках

4

4
Крупицы
народной
мудрости. Книгисборники

5

Писателисказочники

4

6

Книги о детях

4

7

Старые
сказки

8

Книги о тех, кто 3
подарил
нам
жизнь

добрые 4

каталога. Работа с каталожной
карточкой.
Книги-сборники В. Осеевой, Е.
Пермяка, В. Драгунского, Н.
Носова
и других детских писателей.
Детские журналы «Почитай-ка»,
«Зёрнышко»
(электронная
версия).
Библиотечные плакаты «Героировесники».
Живой
журнал
«Парад героев-сверстников».
Книги-сборники малых жанров
фольклора. Пословицы. Темы
пословиц.
Загадки. Темы загадок.
Скороговорки.
Выставка книг с литературными
сказками. Обзор выставки.
Книги
писателей-сказочников.
Поиск
книги
в
открытом
библиотечном фонде.
Книги-сборники о детях и для
детей (В. Осеева, Н. Носов, С.
Михалков и др.).
Книги о животных (В. Бианки, Э.
Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков
и др.).
Книги-сборники стихотворений
для
детей
(Я.
Аким, С.
Маршак,С. Михалков, А. Барто).
Книги сказок народов мира.
Сборники сказок. Выставка.
Переводчики, пересказчики и
обработчики сказок народов
другихстран.
Справочный
аппарат
книги-сборника.
Каталожная карточка.
Сказки
народов
мира
с
«бродячими» сюжетами (русская
народнаясказка
«Снегурочка»,
японская
народная
сказка
«Журушка» и др.).
Книги о семье, маме, детях.
Выставка книг о тех, кто
защищал своюРодину. Жанры
произведений
о
семье:
стихотворения,
пословицы,сказки,
рассказы,
колыбельные песни. Рукописная
7

Библиотечный
урок
Чтение
и
рассматривание книг.
Конкурскроссворд.Работа
в
группах:
инсценирование
отдельных эпизодов из
рассказов о детях).
Игра-путешествие.
Конкурс.
Игровая деятельность.
Проект
(работа
в
группах).
Чтение
выбранной
книги. Викторина.
Творческая
работа
(проектнаядеятельность).

Чтение
рассматривание книг.

Поисковая
народные
страницах
журналов.

и

работа:
сказки
на
детских

Литературная игра.
Мини-проекты (работа в
группах)

книга.

9

Защитникам
Отечества
посвящается

3

Книги о защитниках Отечества.
Былины и сказы о защитниках
Отечества.
А. Гайдар «Сказка о Военной
тайне, Мальчише-Кибальчише и
о его твёрдом слове»

10

По
страницам 3
любимых книг

Книги разных жанров, тем, типов
и авторской принадлежности.

Библиотечныйурок.
Чтение, рассматривание
книг.
Рукописная
книга
«Защитники Отечества в
твоей
семье»:
фотографии,
письма,
воспоминания, рисунки.
Библиотечный урок.
Проектная деятельность.
Коллективная
творческая работа.

Итого 34
3 класс (34 ч)
№
п/п
1

Раздел

Кол- Содержание
во
часов
Книги-сборники о былинных героях.
История книги. 4
Былины, сказы, легенды. Сказители,
Библиотеки

2

По
дорогам 3
сказок.
Сказки
народные
и
литературные

3

Книги-сборники. 3
Басни
и
баснописцы

Формы
внеурочной
деятельности

Игровая
деятельность.
Самостоятельный
былинщики.
Библия. Детская библия (разные выбор книги.
издания).
Летописи.
Рукописные
книги.
Первопечатник Иван Фёдоров.
Система
библиотечного
обслуживания: запись в библиотеку,
абонемент
и
читальный
зал.
Культура читателя.
Библиотечные каталоги и правила
пользования
ими.
Каталожнаякарточка.
Волшебные сказки (народные и Рассматривание
и
литературные):
книга- сравнение книг.
сборник«Сказки А.С. Пушкина» и Конкурс-кроссворд.
сборник народных сказок «На
острове Буяне».
Русская народная сказка «Дочьсемилетка», братья Гримм «Умная
дочь крестьянская», А. Платонов
«Умнаявнучка».
Книги-сборники басен И. Крылова. Конкурс
чтецов.
Аппарат
книги-сборника Инсценирование.
басен:титульный лист, аннотация,
оглавление.
Русские баснописцы И. Хемницер,
А. Измайлов, И. Дмитриев.
8

4

Книги о родной 3
природе

Сборники стихотворений о родной
природе.
Книга «Родные поэты» (аппарат,
оформление).

Слушание,
обмен
мнениями.
Проект (Рукописная
книга)

5

Книги
Толстого
детей

6

Животные
— 4
герои
детской
литературы

Составление таблицы
жанров (работа в
группах).
Проектная
деятельность.
Библиотечный урок.
Реклама книги.

7

Дети
книг

Книги Л.Н. Толстого: работа с
каталогом, составление выставки
книг.
Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и
сборник «Для детей».
Книги-сборники
о
животных.
Структура книги-сборника.
А. Брем «Жизнь животных».
Художники-оформители
книг о
животных.
Книги о детях (Л. Пантелеев, А.
Гайдар, В. Драгунский и др.).
Книга-произведение А. Гайдара
«Тимур и его команда», книгасборник рассказов Л. Пантелеева
«Честное слово».

8

Книги
зарубежных
писателей

9

Книги
войны

10

Газеты
журналы
детей

и 3
для

11

«Книги,
книги…»

книги, 3

Л.Н. 3
для

—

о

герои 3

2

детях 3

Игровая
деятельность.
Обсуждение
прочитанных
книг
(беседа, дискуссии,
споры).
Проект.
Книги зарубежных писателей (Ц. Сбор информации о
Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон- зарубежныхписателях
Томпсон, Дж. Чиарди).
(работа в группах).
Систематический
каталог:
практическая работа. Список книг
зарубежных писателей для детей.
Библиографические
справочники.
Переводчики книг.
Книга Л. Воронковой «Девочка из Чтение,обсуждение
города» (издания разных лет).
содержания,
Аппарат
книги,иллюстрации
и слушание отдельных
оформление.Аннотация. Каталожная глав.
Творческая
карточка.
работа.
Книга В. Железникова «Девушка в
военном».
Что такое периодика. Детские Создание
классной
газеты и журналы. Структура газети газеты или журнала
журналов.
Издатели
газет
и (работа в группах).
журналов.
История
изданий
для
детей:
журналы «Мурзилка», «Костёр»,
«Пятьуглов»,
«Чудеса
планеты
Земля»; детские газеты «Пионерская
правда», «Читайка», «Шапокляк».
Электронные
периодические
издания
«Детская
газета»,
«Антошка».
Книги, их типы и виды.
Практическая работа
Справочная
литература. в библиотеке.
9

Энциклопедии
для
детей. Игровая
Библиографические справочники.
деятельность.

Итого 34
4 класс (34 ч)
№
п/п

Раздел
Страницы
старины седой

Крупицы
народной
мудрости

Кол- Содержание
во
часов
Былины, былинщики.
4

Формы
внеурочной
деятельности

4

Сбор информации о
героях
России
и
оформление
собранных
материалов.
Проект «Русь великая
в
пословицах
и
поговорках»,
оформление
рукописной книги.
Работа с системным
каталогом. Конкурскроссворд.

Мифы народов 2
мира

Русские
писателисказочники

3

«Книги, книги, 4
книги…»

Былинные
богатыри. «Былина о Святогоре»в
стихотворной форме и прозаической
форме.
История книги. Рукописные книги.
Книги Древней Руси. Библиотека
Ярослава Мудрого.
Первая печатная книга на Руси.
Первопечатник Иван Фёдоров.
Библия
на
русском
языке.
Библейские
предания:
«Суд
Соломона», «Блудный сын».
Сборники произведений фольклора.
Героические песни о Родине. Песняслава «Русская земля».
Героические песни о героях России:
«Кузьма
Минин
и
Дмитрий
Пожарский во главе ополчения»,
«Суворов
приказывает
армии
переплыть море».
Книга С. Алексеева «Рассказы о
Суворове и русских солдатах».
Книги с мифами народов мира:
древнерусские,
древнегреческие,
китайские и т. д.
Древнекитайский миф «Подвиги
стрелка И».
Книги со сказками А.С. Пушкина, В.
Жуковского,М.
Лермонтова,
П.
Ершова, В. Гаршина. Фольклорные
корни сказок.
П.П. Ершов «Конёк-Горбунок».
Библиографические справочники.

Библиотечный урок –
экскурсия.

Час
читателя.
Поисковая
деятельность.
Библиографические
справки о писателяхсказочниках
(проектная
деятельность).
Храм книги. Библиотека. Первые Библиотечный урок.
библиотеки.Правила
пользования Экскурсия в детскую
библиотекой.
библиотеку, работа в
Книга. Элементы книги. Справочный группах (проект).
аппарат.
Классификация книгпо
структуре, изданиям, авторам.
10

Книги о детях и 3
для детей

Словари,
справочники,
энциклопедии

3

Родные поэты

3

Писатели
о 4
писателях.
Очерки
и
воспоминания

Мир книг

4

Итого

34

Книги учебные, художественные,
научно-популярные, справочники и
энциклопедии.
Структура
энциклопедии и книги-справочника.
Книги-сборники
«Басни
И.
Крылова», «Легенды и сказы»,
«Сказкинародов
мира»,
«Стихи
русских поэтов».
Дети — герои книг Н. ГаринаМихайловского,
К.
Станюковича,Х.К. Андерсена, Марка
Твена, В. Гюго, А. Гайдара, Е.
Ильиной и др.
Фантастика и приключения.
Книги А. Рыбакова, В. Крапивина, К.
Булычёва,А. Волкова.
«Хранители слов» — словари:
орфографический, толковый, словарь
синонимов,
этимологический.
Выставка словарей.
Справочники
и
энциклопедии.
Детская
энциклопедия
«Что
такое?Кто такой?».
Книги-сборники русских поэтов о
родной природе. Структура книги.
Стихи о Родине А.С. Пушкина,М.Ю.
Лермонтова, И.
Никитина,
С.
Есенина, Н. Рубцова, И. Бунина.
Книги-сборники
«Очерки
и
воспоминания».
Очерки
о
природе,людях, событиях.
Очерки С. Михалкова «Слово о
Крылове», К. Чуковского «Николай
Алексеевич Некрасов».
Воспоминания Л.Н. Толстого, А.
Куприна «Воспоминания обА.П.
Чехове».
Типы и виды книг.
Книги о животных. Э. СетонТомпсона «Герои-животные». Очерк
В. Пескова «В гостях у СетонТомпсона».
Час читателя: знакомство с книгой В.
Бульванкера «От кота до кита».
Периодические печатные издания
для детей: детские газеты и журналы.

11

Поиск
книг
по
каталогу,
составлениесписка.
Конкурс-кроссворд.

Игровая
деятельность.
Конкурсы,
составление вопросов
и нахождение ответов
в
книгахсправочниках.
Чтение и слушание
стихотворений.
Конкурс чтецов
Чтение,
выбор
информации,
Творческая
работа:
очерк.

Поисковая работа в
библиотеке.
Игровая
деятельность.

Тематическое планирование
1 класс
№

тема

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Здравствуй, книга
Книги о Родине и родной природе
Писатели детям
Народная мудрость. Книги-сборники
По страницам книг В. Сутеева
Сказки народов мира
Книги русских писателей-сказочников
Детские писатели
Сказки зарубежных писателей
Книги-сборники стихотворений для детей
Дети — герои книг
Книги о животных

Кол-во
часов
2
2
3
2
3
3
3
3
3
2
3
4
33

2 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

тема
Книга, здравствуй
Книгочей — любитель чтения
Книги о твоих ровесниках
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники
Писатели-сказочники
Книги о детях
Старые добрые сказки
Книги о тех, кто подарил нам жизнь
Защитникам Отечества посвящается
По страницам любимых книг

Кол-во
часов
3
2
4
4
4
4
4
3
3
3
34

3 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9

тема
История книги. Библиотеки
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные
Книги-сборники. Басни и баснописцы
Книги о родной природе
Книги Л.Н. Толстого для детей
Животные — герои детской литературы
Дети — герои книг
Книги зарубежных писателей
Книги о детях войны
12

Кол-во
часов
4
3
3
3
3
4
3
2
3

10
11

Газеты и журналы для детей
«Книги, книги, книги…»

3
3
34
4 класс

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

тема
Страницы старины седой
Крупицы народной мудрости
Мифы народов мира
Русские писатели-сказочники
«Книги, книги, книги…»
Книги о детях и для детей
Словари, справочники, энциклопедии
Родные поэты
Писатели о писателях. Очерки и воспоминания
Мир книг

Кол-во
часов
4
4
2
3
4
3
3
3
3
4
34

13

Календарно -тематическое планирование 1 класс
№
1

2

3

4
5

6
7

8

9

10

11
12

13
14

15

Тема занятия

Формы внеурочной
деятельности

Здравствуй, книга (2 ч.)
Игра «Что в твоём рюкзаке
Учебные книги
живёт?». Работа в группах.
первоклассника. Правила
Чтение-рассматривание
детских
работы с книгой.
книг.
Художественные книги.
Большеформатная книга в
типовом оформлении (книгапроизведение).
Книги о Родине и родной природе
(2 ч.)
Книги о Родине и природе.
Рассматривание,
чтение,
Экскурсия в школьную
слушание.
библиотеку. Правила
Экскурсия.
поведения вбиблиотеке.
Книги о Родине и природе.
Писатели детям
(3 ч.)
Элементы книги. КнигаСлушание
и
рассматривание
произведение и книгакниги.
сборник.
Инсценирование картин-эпизодов
из выбранной книги.
Книги-сборники писателейклассиков о детях.
Книги современных
писателей о детях.
Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч.)
Потешки, шутки и считалки.
Творческая
работа
«Сочини
Книги-сборники «Весёлые
загадку».
Литературные
игры
потешки», «Скороговорки и
«Посчитайся», «Загадай загадку»,
считалки».
«Отгадай загадку».
Загадки о животных.
По страницам книг В. Сутеева 3 ч.
По страницам книг В.
Слушание
и
рассматривание
Сутеева (книги-сборники,
книги.
книги-произведения).
Самостоятельная поисковая работа
в группах.
В. Сутеев — автор и
Игра «По страницам сказок В.
оформитель книг для детей.
Сутеева».
Литературная игра «По
страницам сказок В.
Сутеева».
Сказки народов мира
3ч
Народные сказки (цепочки).
Конкурс
«Герои
народных
сказок».
Инсценирование
знакомых сказок.
Книга-сказка.
Большеформатные книги с
Коллективная
проектная
деятельность.
одним произведением.
Библиотечный урок. Книгисказки о лисе.
14

Дата по
плану

Дата
фактич.

16

17
18

19
20
21

22
23
24
25
26

27
28
29

30
31
32
33

Книги русских писателей-сказочников
3 ч.
Книга сказок (сборники
Слушание историй из книги А.Н.
сказочных историй).
Толстого
«Приключения
А.Н. Толстой «Приключения Буратино».
Буратино».
Инсценирование
отдельных
историй.
А.Н. Толстой «Приключения
Буратино».
Творческая работа «Встреча с
Буратино» (работа в группах).
По страницам книги А.Н.
Толстого «Приключения
Буратино». Книга историй и
приключений героев-кукол.
Инсценирование отдельных
историй.
Детские писатели 3 ч.
Книги С. Маршака.
Слушание и рассматривание книг.
Самостоятельная поисковая работа
Книги-сборники
произведений К. Чуковского. в группах.
Е. Чарушин — писатель и
иллюстратор своих книг.
Сказки зарубежных писателей 3 ч.
Книга Ш. Перро «Красная
Слушание и чтение отдельных
шапочка» в разных изданиях. историй.
Инсценирование
отдельных
Книга Дж. Харриса «Сказки
дядюшки Римуса».
картин-эпизодов из выбранной
книги.
В гостях у сказки.
Книги-сборники стихотворений для детей
2 ч.
Стихотворения для детей.
Поиск нужного произведения в
Книги-сборники.
книге-сборнике по содержанию.
Игра
«Кто
быстрее
найдёт
Конкурс чтецов
стихотворений детских
произведение в книге?».
Конкурс «Слушаем и читаем стихи
поэтов.
детских поэтов».
Литературная игра «Послушай и
назови».
Дети — герои книг 3 ч.
Дети — герои сказок.
Парад героев сказок
Игра «Диалоги героев».
Дети — герои книг детских
писателей.
Литературная игра «Вопросы
и ответы».
Книги о животных 4 ч.
Книги В. Бианки,
Слушание, рассматривание (работа
Г.Скребицкого.
в группах).
Творческая работа: сочинение
Книга Н. Некрасова
«Дедушка Мазай и зайцы».
рассказа «Мой маленький друг».
Выставка «По страницам
любимых книг»
Любимые книги

15

Календарно - тематическое планирование 2 класс
№
1
2

3

4
5

6

7
8
9

10
11

12
13

14
15
16

17

Тема занятия

Формы внеурочной
деятельности

Дата по
плану

Роль книги в жизни человека. Конкурс «Пословицы о книге и
учении». Оформление рукописной
История создания книги.
книги.
Первая печатная книга на
Самостоятельное чтение
Руси.
выбранной книги.
Структура книги (элементы
книги).
Книгочей — любитель чтения (2 ч.)
Экскурсия в муниципальную Викторина «Что вы знаете о
библиотеку.
книге?».
Игра «Я — библиотекарь».
Правила поведения в
библиотеке. Алфавитный
каталог.Каталожная
карточка.
Книги о твоих ровесниках
(4 ч.)
Библиотечный урок «Дети —
Выставка книг о детях.
герои детских книг». Чтение и
Структура книги. Книги В.
рассматривание книг.
Осеевой. Книга-сборник.
Конкурс-кроссворд «Имена героев
Книги Е. Пермяка.
Титульный лист.
детских книг».
Книги Н. Носова. Типы книг. Презентация книг о детяхровесниках (устные отзывы).
Книги В. Драгунского.
Работа в группах:инсценирование
Аппарат книги. Герои
отдельных эпизодов из рассказов о
детских книг. Библиотечный
детях).
стенд (плакат).
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники
(4 ч.)
Книги-сборники. Малые
Путешествие по тропинкам
жанры фольклора.
фольклора.
Игра «Отгадай загадку».
Пословицы. Темы пословиц.
Конкурс «Чистоговорщики».
Рукописная книга
«Пословицы о книге и
Проект «Живой цветок народной
мудрости» (работа в группах).
учении».
Загадки. Темы загадок.
Конкурс «Отгадай загадку».
Скороговорки и
чистоговорки.
Писатели-сказочники
(4 ч.)
Книги с литературными
Чтение выбранной книги. Герои
(авторскими) сказками.
сказок. Викторина.
Писатели-сказочники.
Творческая работа «Лукошко
Герои сказок. Викторина «По сказок» (проектная деятельность).
страницам сказок
Х.К.Андерсена».
Проектная деятельность
«Путешествие в страну
сказок».
16

Дата
фактич.

18
19

20

21

22
23

24
25

26
27
28

29

30

31

32

Книги о детях
(4 ч.)
Чтение и рассматривание книг.

Книги о детях. Выставка
книг.Герои книг В. Осеевой.
Книги Н. Носова.
Приключение-сказка о
Незнайке и егодрузьях.
Книги С. Михалкова:
стихотворения, басни,
рассказы.Сборники
стихотворений для детей.
Каталожная карточка.
Книги о братьях наших
меньших. Художникиоформители.
Старые добрые сказки
(4 ч.)
Чтение и рассматривание книг.
Книги-сборники сказок
народов мира.
Поисковая работа: народные
Переводчики, пересказчики и сказки на страницах детских
журналов.
обработчики народных
сказок.
Народные сказки на
страницах детских журналов.
Народные сказки на
страницах детских журналов.

Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч.)
Книги о семье.
Литературная игра «По страницам
прочитанных книг»: чтение
Пословицы о семье.
Стихотворения о семье.
произведений о семье по книге или
наизусть.
Мини-проекты (работа в
Мини-проекты (работа в группах):
группах): «Рукописнаякнига
«Рассказы о семье», «Пословицы о
«Семья»
семье», «Стихотворения о семье».
Рукописная книга «Семья».
Защитникам Отечества посвящается (3 ч.)
Книги о
Библиотечный урок: встреча с
защитникахОтечества. Книга участниками или героями Великой
А. Гайдара
Отечественной войны, которые
«Сказка о Военной тайне, о
живут рядом.
Мальчише-Кибальчише и его Чтение, рассматривание книг.
твёрдом слове».
Рукописная книга «Защитники
А. Гайдар «Сказка о Военной Отечества в твоей семье»:
фотографии,
тайне, о Мальчишеписьма,воспоминания, рисунки.
Кибальчише и его твёрдом
слове».
Библиотечный урок «Хвала
книге». По страницам
любимых книг. Презентация
любимой книги.
По страницам любимых книг (3 ч.)
Летнее чтение. Оформление
Библиотечный урок.
еженедельника «Книгочей»
Проектная деятельность:
17

33
34

№
1
2
3
4

5

6
7

8
9

10

11
12

13

или «Дневника читателя».
Игра-путешествие
«Волшебная страна Читалия»
Любимые книги

презентация любимых книг.
Коллективная творческая работа:
комиксы и весёлые истории.

Календарно -тематическое планирование 3 класс
Тема занятия
Формы внеурочной
Дата по
Дата
деятельности
плану
фактич.
История книги. Библиотеки
(4 ч.)
Игра «Обслужи одноклассников».
Книги-сборники былин,
Отбор книги и работа с ней в
легенд, сказов.
читальном зале. Отзыв о книге.
Первые книги. Библия.
Детская библия.
Летописи. Рукописные книги.
История книги.
Первопечатник Иван
Фёдоров.
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные
Волшебный мир сказок.
Сравнение сказок с загадками.
Книга-сборник «СказкиА.С.
Рассматривание и сравнение книг.
Пушкина»
Конкурс-кроссворд «Волшебные
Сказки бытовые, волшебные, предметы».
о животных.
Сказки с загадками (русская
народная сказка «Дочьсемилетка», братья Гримм
«Умная дочь крестьянская»,
А. Платонов «Умная
внучка»). Конкурс-кроссворд
«Волшебные предметы».
Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч.)
История басни. Аппарат
Конкурс чтецов.
книги-сборника.
Инсценирование басен (работа в
группах).
Басни в прозаической форме
Эзопа и Л.Н. Толстого.
Сборники басен. Герои басен.
Русские баснописцы. Басни с
«бродячими»
сюжетами.Инсценирование
басен.
Книги о родной природе (3 ч.)
Родные поэты.
Слушание стихотворений, обмен
мнениями.
Книги-сборники
Проект «Краски и звуки стихов о
стихотворений Ф. Тютчева,
природе». Рукописная книга.
А. Майкова,А. Фета,
Н.Некрасова.
Проект «Краски и звуки
поэтического слова».
18

(3 ч.)

14
15
16

17

18

19

20

21
22
23

24
25

26

27
28

29

Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч.)
Книги Л.Н. Толстого для
Составление таблицы жанров
детей.
произведений Л.Н. Толстого
(работа в группах).
Книги Л.Н. Толстого для
детей.
Проектная деятельность по
группам: «Сказки Л.Н. Толстого»,
Толстой — сказочник и
«Сказки в обработке Л.Н.
обработчик русских наТолстого».
родных сказок.
Животные — герои детской литературы
(4 ч.)
КнигиОтзыв о прочитанной книге.
сборникипроизведений о
Библиотечный урок.
животных. Каталог,
Реклама книги «Заинтересуй
каталожная карточка.
друга!» (конкурс отзывов).
Рассказы о животных А.
Куприна. Аннотация к
рассказу
А. Куприна «Ю-ю».
Книга Дж. Лондона «Бурый
волк» или «Волк».
Переводчики рассказа.
Отзыв.
Художники-иллюстраторы
книг о животных.
Дети — герои книг (3 ч.)
Дети — герои книг. Типы
Литературная игра «Кто они, мои
книг.
сверстники — герои книг?».
Обсуждение прочитанных книг
Книги-сборники
произведений о детях.
(беседа, дискуссии, споры).
Литературная игра «Расскажи Проект «Расскажи о любимом
писателе».
о героях детских книг —
твоих сверстниках».
Книги зарубежных писателей (2 ч.)
Книги зарубежных
Сбор информации о
писателей.
зарубежныхписателях (работа в
группах).
Библиографический
справочник: отбор
информациио зарубежных
писателях.
Книги о детях войны
(3 ч.)
Книги о детях войны.
Чтение,обсуждение содержания,
Л.Воронкова «Девочка из
слушание отдельных глав.
города».
Творческая работа «Дети войны с
Аннотация.
тобой рядом»: встречи, сбор
Книга-сборник Л. Пантелеева материалов, оформление «Книги
«Новенькая».
памяти».
Кто они — дети войны.
Творческая работа «Дети
войнырядом с тобой»
Газеты и журналы для детей
(3 ч.)
Библиотечный урок: детская
Самостоятельная работа с книгойв
периодика.
читальном зале.Создание классной
19

30

31

32
33

34

Детские газеты и журналы.
газеты или журнала (работа в
История создания журнала
группах).
«Мурзилка»
Электронные периодические
издания: «Детская газета»,
журнал «Антошка» и др.
«Книги, книги, книги…» (3 ч.)
Создание классной газеты
Практическая работа в библиотеке.
«Книгочей».
Сбор информации о Л.Н. Толстом
и Х.К. Андерсене.
Книги бывают разные.
Игра «Что узнали о книгах?».
Библиотечная мозаика «Что
я знаю о книге?». Словарь
книгочея.
Любимые книги

Календарно -тематическое планирование 4 класс
№
1

2

3
4

5
6

7
8

9
10

Тема занятия

Формы внеурочной
деятельности

Страницы старины седой (4 ч.)
Былины, былинщики.
Библиотечный урок – экскурсия.
Былинные богатыри. КнигиЧтение и рассматривание книг.
сборники.
Книги Древней Руси. Первые
библиотеки. Первая печатная
книга на Руси.
Библия. Библейские
предания.
Творческая работа: история
книги.
Крупицы народной мудрости
(4ч.)
Героические песни о гер6оях Сбор информации о героях
России. Песня-слава.
России и оформление собранных
материалов.
Книга-сборник С. Алексеева
Проект «Русь великая впословицах
«Рассказы о Суворове и
и поговорках»: отбор пословиц по
русских солдатах».
теме, объяснение скрытого
Справочный материал об
смысла, оформление рукописной
А.В. Суворове.
книгиРусь великая в пословицах и
Русь великая в
поговорках».
произведениях фольклора.
День народного единства:
презентация рукописной
книги
и постеров (стендов) о героях
России.
Мифы народов мира
(2 ч.)
Мифы народов мира. Книги- Работа с системным каталогом.
сборники.
Конкурс-кроссворд
Мифологические герои.
«Мифологические герои».
20

Дата по
плану

Дата
фактич.

11
12

13

14

15
16

17

18
19

20

21

22
23

Русские писатели-сказочники (3 ч.)
Мир сказок: сказки народные Час читателя. Поиск: исторические
и авторские.
корни литературных (авторских)
произведений.
Книги со сказками русских
писателей-классиков. Сказка Библиографические справки о
писателях-сказочниках (проектная
сказок П. Ершова «Конёкдеятельность).
Горбунок».
Исторические (фольклорные)
корни литературных
произведений на примере
летописи «Вещий Олег» и
«Песни о вещем Олеге»
А.С. Пушкина.
«Книги, книги, книги…» (4ч.)
Библиографический
Библиотечный урок.
Экскурсия в детскую
справочник: справки о
библиотеку(работа в группах).
писателях-сказочниках.
Проект «Русские баснописцы»:
Энциклопедии и книгисправочники.
сбор материала, чтение басен,
Книга. Элементы книги.
Справочный аппарат книги.
Библиотека. Первые
библиотеки. Правила
пользованиябиблиотекой.
Экскурсия в
библиотеку.Книги. Типы
книг. Справочный аппарат
книги.
Проектная деятельность:
создание рукописной книги
«Русские баснописцы».
Книги о детях и для детей (3 ч.)
Дети — герои книг писателей Поиск книг по каталогу,
XIX века.
составление списка.
Конкурс-кроссворд «ПисателиБиблиографические справки
фантасты».
о Марке Твене, В. Гюго,
Д. Мамине-Сибиряке, А.
Куприне и др.
Конкурс-кроссворд «Авторы
произведений о детях».
Аннотация на книгу-сборник
писателей-классиков.
Словари, справочники, энциклопедии (3 ч.)
Игра-конкурс «Объясни слово».
«Хранители слов» —
словари. Выставка словарей.
Игра «100 вопросов Почемучек»:
Игра-конкурс «Объясни
составление вопросов и
слово».
нахождение ответов в книгахСправочники иэнциклопедии. справочниках.
Детская энциклопедия.
Игра «100 вопросов
Почемучек» — практическая
21

работасо справочной
литературой.
24

25

26

27

28
29
30

31

32
33

34

Родные поэты
(3 ч.)
Чтение и слушание стихотворений.
Конкурс чтецов «Стихи о Родине».

Книги-сборники поэтов о
Родине и родной природе.
Структура книги.
Читаем и слушаем
стихотворения о Родине А.С.
Пушкина,М.Ю. Лермонтова,
И. Никитина, С. Есенина, Н.
Рубцова и др.
Конкурс «Читаем стихи о
Родине и родной природе».
Писатели о писателях. Очерки и воспоминания
Очерки и воспоминания.
Чтение, выбор информации,
Писатели о
определение жанра и темы.
писателях.С.Михалков
Творческая работа: очерк о своём
«Слово о Крылове»
городе, о своём классе, о любимой
книге.
К. Чуковский «Николай
Алексеевич Некрасов».
Встреча с корреспондентом
местной газеты.
Творческая работа: очерк о
своей школе, о своём селе
или о любимой книге.
Мир книг (4 ч.)
Э. Сетон-Томпсона «ГероиПоисковая работа в библиотеке.
животные». Очерк
Литературная игра «Тайны
В. Пескова «В гостях у
учебной книги».
Сетон-Томпсона».
Детские газеты и журналы.
Библиотечная мозаика:
выставки книг,
игры,конкурсы,
подготовленные презентации.
Любимые книги

22

(4ч.)

Учебно-методическое обеспечение
Для учителя:
 Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф.
Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. — 168 с.
 Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников.
Методическое пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 1999
 Пособие «Учусь быть читателем» /М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, О. Е.
Курлыгина, А. И. Самедова. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 
 Кубасова О. В. Как помочь ребёнку стать читателем. – Тула: Родничок; М.:
АСТ, Астрель, 2005.


Рекомендуемые пособия для учащихся:
 Кубасова О. В. Я хочу читать: Книга для чтения. 1, 2, 3,4 класс. –Смоленск:
Ассоциация XXI век, 2007 и послед.
 Пособие «Учусь быть читателем» /М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, О. Е.
Курлыгина, А. И. Самедова. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».