Рабочая программа курса внеурочной деятельности ДОРОЖНЫЙ ПАТРУЛЬ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное образование Алапаевское
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Арамашевская средняя
общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Михаила Мантурова"
(МОУ «Арамашевская СОШ»)
624672, Свердловская область, Алапаевский район, с. Арамашево, ул. Школьная, 1
https://aram.uralschool.ru/, e-mail: aramschool@mail.ru, тел/факс 8 (343)46-73-5-24

ПРИЛОЖЕНИЕ
К ООП ООО МОУ «АРАМАШЕВСКАЯ СОШ»
Приказ №111 от 29.08.2025

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
(социально-гуманитарной направленности)
«ДОРОЖНЫЙ ПАТРУЛЬ»
для обучающихся 5-7 классов
(возраст 10-14 лет)
на 2025-2028 учебные годы

с. Арамашево 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа имеет социально-гуманитарную направленность. Базовый уровень. Данная
программа ориентирована на изучения ПДД и закрепление навыков безопасного поведения на
дороге, формирование у детей способности самостоятельно организовывать и осуществлять
профилактическую работу в детском коллективе.
Нормативно – правовые документы:
Общеразвивающая программа «Дорожный патруль» разработана согласно требованиям,
действующих нормативных правовых актов и государственных программных документов:
- Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября
1989 г.;
- Конституция РФ;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз от 29.12.2012);
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р)
- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (Паспорт проекта
утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому
развитию и приоритетным проектам протокол от 30 ноября 2016 г. № 11);
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 № 28);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам (Утвержден приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 9 ноября 2018 года № 196);
- Изменения, которые вносятся в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 (Утверждены
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. № 533);
- Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
(Утвержден приказом Минтруда России от 5 мая 2018 г. №298н);
- Методические рекомендации по приобретению средств обучения и воспитания в целях
создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации
дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей в рамках региональных
проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта
«Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». (Утверждены распоряжением
Минпросвещения России от 17 декабря 2019 г. № Р-136);
- Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах
развития Российской Федерации до 2024 года» от 7 мая 2018 года № 204;
- Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей.
(Утверждена приказом Минпросвещения России от 3 сентября 2019 г. № 467);
- Национальный проект «Образование». (Паспорт проекта утвержден президиумом Совета при
президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и нацпроектам протокол от 24
декабря 2018 г. № 161);
- Постановление Правительства РФ №1678 от 11.10.2023 года;

2

- Федеральный проект «Успех каждого ребенка». (Приложение к протоколу заседания
проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 7 декабря 2018 г. № 3);
- Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей.
(Утверждена приказом Минпросвещения России от 3 сентября 2019 г.№ 467);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. (Утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2015 г. № 996-р);
Локальные акты МБОУ «Ленинуглевская СОШ»: Устав, Учебный план, Правила внутреннего
трудового распорядка, инструкции по технике безопасности.
Представленная образовательная программа содержит все необходимые компоненты,
предусмотренные федеральным законодательством: титульный лист, пояснительная записка,
цель и задачи программы, содержание программы, Ожидаемые результаты, календарный
тематическое планирование, условия реализации программы, формы аттестации, оценочные
материалы, методические материалы, список литературы.
Актуальность программы обусловлена тенденциями развития дополнительного
образования и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует
удовлетворению индивидуальных потребностей учащихся в занятиях, способных обеспечить
осознанное соблюдения детьми правил безопасного поведения в современных условиях
дорожного движения. Большое социальное значение приобретает процесс сознательного
определения школьниками своего места в дорожной среде, а также изучение существующих
правил безопасного поведения пешехода, как одного из участников дорожного движения.
Педагогическая целесообразность программы определена тем, что в ходе лекционных
и практических занятий дети не только обобщают, систематизируют и углубляют знания по
правилам дорожного движения, но и большое внимание уделяется отработке практических
навыков поведения при возникновении экстренной ситуации.
Социальная значимость программы заключается в том, что она предполагает
систематическую разноплановую деятельность, использование творческих форм и методов
воспитания детей. Преимущество программы заключается в разработке содержания и форм
работы с учащимися по изучению правил дорожного движения: занятия построены в игровой
форме с использованием современных инновационных технологий. Также в учреждении, где
реализуется настоящая программа, имеется специально оборудованный кабинет с учебными
стендами, уголками, плакатами. Имеются практические тренажеры и специализированные
компьютерные игры по обучению ПДД. Все занятия проводятся с широким использованием
наглядных пособий, отображающих средства регулирования движением и правила их
применения. Электрифицированные стенды иллюстрируют применение различных средств
регулирования, предписанные участникам дорожного движения, раскрывают особенности
регламентации движения в различных условиях, наглядно воспроизводят содержание
отдельных требований, предъявляемых к пешеходам, велосипедистам и другим участникам
движения.
Новизна дополнительной общеобразовательной программы «Дорожный патруль»
заключается в том, что в детском объединении ведется поиск средств, усиливающих творческое
развитие личности, помогающих в реализации любознательности, стремления к новизне. Это
выступает мощным фактором саморазвития и самоопределения личности.
Адресат - учащиеся 10-14 лет. Количество детей в группе – 15 человек.
Набор учащихся осуществляется в начале учебного года по желанию обучающихся на
основании письменного заявления родителей (законных представителей). Программа
3

предусматривает свободный набор в группу 1-го года обучения. При проведении занятий
строго соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, время выполнения заданий на
компьютере, проводятся физкультминутки и динамические паузы.
Объем программы – 102 час.
Срок освоения-3 года.
Форма обучения: очная.
Режим занятий:
первый год обучения 34 часа – 1 раза в неделю по 1 час.
второй год обучения 34 часа - 2 раза в неделю по 1 час.
третий год обучения 34 часа - 2 раза в неделю по 1 час.
Основные формы работы: групповые, индивидуальные, фронтальные, беседы, лекции,
экскурсии, практическое занятие, игровые и конкурсные программы, акции, мастер-класс,
«мозговой штурм», тесты моделирование и анализ дорожных ситуаций, маршрутов
безопасности; анализ дорожных «ловушек».
1.2 Цель и задачи программы:
Цель: Создание условий для формирования у учащихся сознательного и ответственного
отношения к личной безопасности и устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и
дорогах.
Задачи программы:
Обучающие:
1. Изучить правила безопасного поведения на дорогах и уметь применять их в жизни;
2. Обучить приёмам оказания доврачебной помощи пострадавшим при дорожнотранспортных происшествиях;
3. Обучить основным элементам фигурного вождения велосипеда;
Развивающие:
4. Развивать мотивацию к безопасному поведению;
5. Развивать внимание, память, мышление (логическое, творческое);
Воспитательные:
6. Воспитать культуру поведения в дорожно-транспортной среде;
7. Способствовать воспитанию личностных качеств: целеустремленности, настойчивости,
самостоятельности, чувства коллективизма и взаимной поддержки;
8. Формировать творческое отношение к выполняемой работе.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Основные понятия
Участник дорожного движения – лицо, принимающее непосредственное участие в
процессе движения в качестве водителя, пешехода и пассажира транспортного средства.
Иногда под участниками дорожного движения понимаются также лица, выполняющие
ремонтные работы на дороге. Дело в том, что права и обязанности этих лиц определяются
соответствующими ведомственными инструкциями, которые основываются на Правилах
дорожного движения и не противоречат им. Потому эти лица, как не названные в термине, не
могут быть участниками дорожного движения.
Учитывая сказанное выше, мы можем утверждать с достаточной степенью условности,
что все население планеты является участником дорожного движения. И его можно
подразделить на три группы: водители, пешеходы и пассажиры. При этом не следует забывать,
4

что при поломке транспортного средства водитель может стать пешеходом, а при поездке в
автобусе - пассажиром.
Водитель - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик,
ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается
обучающий вождению.
Как видно из определения, к понятию «водитель можно отнести лиц, которые сидят за
рулем автомобиля, троллейбуса, трактора, мотоколяски, трамвая, гужевой повозки, велосипеда
и т.д. Но как только водитель покинул кабину транспортного средства, он перестает быть
водителем, а становится либо пешеходом, либо лицом, выполняющим работы на дороге.
Пешеход - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее
на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках
без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или
инвалидную коляски.
Пассажир - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а
также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из
транспортного средства (сходит с него).
Регулировщик - лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по
регулированию дорожного движения с помощью сигналов, закрепленных Правилами, и
непосредственно осуществляющее, указанное регулирование. Регулировщик должен быть в
форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку.
Дорога - обустроенная иди приспособленная и используемая для движения
транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога
включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары,
обочины и разделительные полосы при их наличии.
Проезжая часть - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых
транспортных средств. По проезжей части движутся только колесные транспортные средства:
автомобили, троллейбусы, трактора, мотоциклы, велосипеды, мопеды, гужевые повозки и т.д.
Движение трамваев осуществляется по трамвайным путям, которые являются также элементом
дороги.
Тротуар - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов примыкающий к
проезжей части или отделенный от нее газоном.
Правила запрещают движение транспортных средств по тротуарам, за исключением случаев
подвоза грузов к торговыми другим предприятиям и проведения уборочных или ремонтных
работ при соблюдении мер безопасности.
Разделительная полоса - конструктивно выделенный элемент дороги, разделяющий
смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки безрельсовых
транспортных средств и пешеходов.
Разделительные полосы могут разделять проезжие части как противоположного, так и
попутного направления. Они, как правило, окаймлены возвышающимися на 15-20 см
бордюрными камнями.
Разделительная полоса может иметь разрывы, предназначенные для проезда уборочных
транспортных средств, проезд других транспортных средств в таких местах запрещен.
Главная дорога - дорога с твердым покрытием по отношению к грунтовой, либо любая
дорога по отношению к выездам с прилегающей территории.
Признаком главной дороги служит прежде всего наличие специальных дорожных знаков.
Грунтовая дорога не имеет искусственного покрытия, хотя другими признаками может и не
отличаться от обычной дороги.
Автомагистраль имеет два основных признака, отличающие ее от других дорог:
1. Она имеет (за исключением отдельных местных участков) самостоятельные проезжие части
для всех направлений, отделенные друг от друга разделительной полосой.
2. Не имеет пересечений на одном уровне ни с дорогами, ни с железнодорожными или
трамвайными путями, ни с пешеходными дорожками. Это обеспечивает безопасность движения
5

автомобилей с высокими скоростями при высокой интенсивности движения.
Перекресток - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном
уровне,
ограниченное
воображаемыми
линиями,
соединяющими
соответственно
противоположные наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих
частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
Пешеходный переход - участок проезжей части, выделенный для движения пешеходов
через дороги.
Полоса движения
- любая из продольных полос проезжей части, обозначенная
разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один
ряд.
Ширина полосы движения колеблется от 2,75 м (при движении только легковых
автомобилей) до 3,75 м (в зависимости от категории дороги).
Дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе
перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах
дорог.
Под дорожным движением обычно понимают сложную социально-техническую
систему, включающую в себя пешеходов, водителей и пассажиров и различные транспортные
средства, движение которых подчиняется определенным правилам.
Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей,
грузов или оборудования, установленного на нем.
Механическое транспортное средство - транспортное средство, кроме мопеда,
приводимое в движение двигателем. Термин распространяется на любые трактора и
самоходные машины.
В соответствии с этим определением к механическим транспортным средствам можно
отнести автомобили всех типов, трамваи, троллейбусы, трактора и комбайны, самоходные
шасси, мотоциклы.
Остальные транспортные средства: велосипед, мопед, гужевая повозка и прицепы
относятся к немеханическим транспортным средствам.
Мопед хотя и имеет двигатель, но к водителям его Правила предъявляют иные
требования, чем к водителям механических транспортных средств.
Велосипед - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса
или более, приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.
Мотоцикл - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или
без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные
средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.
Мопед - двух или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение
двигателем с рабочим объемом не более 50 см3, имеющее максимальную конструктивную
скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесными двигателями,
мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками. .
Прицеп - транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для
движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также
на полуприцепы и прицепы-роспуски.
Остановка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время
до 5 мин, а также на большее, если это необходимо, для посадки или высадки пассажиров, либо
для загрузки или разгрузки транспортного средства.
Этот термин включает в себя обязательное понятие преднамеренного прекращения
движения, т.к. ситуация, когда водитель останавливается в соответствии с требованиями
Правил (например, у закрытого шлагбаума железнодорожного переезда), к данному понятию не
относится.
Стоянка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время
более 5 мин. по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров, либо загрузкой
или разгрузкой транспортного средства.
Вынужденная остановка - прекращение движения транспортного средства из-за его
6

технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием
водителя (пассажира. или появлением опасности на дороге..
Не считается вынужденной остановка перед светофором, по сигналу регулировщика или
в связи с затором на дороге, а также во всех случаях, когда водитель выполняет требование
«Уступите дорогу».
Обгон - опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств,
связанное с выходом из занимаемой полосы.
Организованная перевозка детей - специальная перевозка двух и более детей
дошкольного и школьного возраста, осуществляемая в механическом транспорт, ном средстве,
не относящемся к маршрутному транспортному средству.
Такая перевозка должна осуществляться в соответствии со специальными правилами в
автобусе или грузовом автомобиле с кузовом-фургоном, имеющих опознавательные знаки
«Перевозка детей».
Организованная транспортная колонна - группа из трех и более механических
транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом под одной и той же полосе
движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного
средства с включенным проблесковым маяком синего цвета или маятниками синего и красного
цветов. Организованная пешая колонна - группа людей, совместно движущихся в одном
направлении.
Железнодорожный переезд - пересечение дорог с железнодорожными путями на одном
уровне. Это понятие охватывает все виды переездов: охраняемых, неохраняемых,
оборудованных и не оборудованных средствами сигнализации, с одним или несколькими
путями и т.д.
Пересечение с трамвайными путями не относится к железнодорожным переездам,
независимо от того, устроены трамвайные пути на обособленном полотне или расположены на
одном уровне с проезжей частью.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
п/п

Тема

1.
2.
2.1.

Вводное занятие «Мы ЮИД – а это значит…»
Общество и автомобиль.
История развития транспортных средств.
Первые автомобили.
Транспортные средства.
Контрольный опрос по теме «Общество и
автомобиль».
Правила дорожного движения Российской
Федерации.
История правил дорожного движения.
Понятия и термины, используемые в Правилах.
Общие требования к участникам дорожного
движения.
Тестирование по теме «Правила дорожного
движения РФ».
Дорожная этика.
Правила поведения участников дорожного
движения. Дисциплина пешеходов,

2.2.
2.3.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
4.
4.1.

Количество часов

Форма контроля

Всег
о

Тео
рия

1
3
1

1
2
1

Пра
кти
ка
беседа
1
1
беседа

1
1

1
-

1

5

3

2

1
1
1

1
1
1

1
-

беседа
тест
тест

1

-

1

тест

3
1

2
1

1
-

беседа

игра
опрос

7

9.
9.1.

пассажиров, водителей и велосипедистов.
Правила поведения за городом.
Опрос по теме «Дорожная этика».
Дорожные знаки.
Дорожные знаки, группы, значение.
Знаки для пешеходов и водителей.
Контрольный опрос по теме «Дорожные
знаки».
Сигналы светофора и регулировщика.
Типы светофоров и виды сигналов,
используемых в них.
Зачет по теме «Сигналы светофора и
регулировщика».
Дорожная разметка.
Элементы улиц и дорог. Значение дорожной
разметки.
Опрос по теме «Дорожная разметка»
Дорожно-транспортное происшествие.
Причины дорожно-транспортных
происшествий.
Правильное поведение при ДТП.
Остановочный путь автомобиля. Тормозной
путь автомобиля.
Расчет остановочного пути. Факторы,
влияющие на величину остановочного пути.
Влияние погодных условий на безопасность
дорожного движения.
Опрос по теме «Дорожно-транспортное
происшествие»
Доврачебная помощь
Шок и кровопотеря.

9.2.

Переломы конечностей.

1

-

1

9.3.

Другие повреждения конечностей.

1

-

1

беседа, практическая
работа

9.4.
10.
10.1.

Тестирование по теме «Доврачебная помощь»
Я – велосипедист.
Правила езды на велосипеде.

1
3
1

1
1

1
2
-

тест

10.2.

Фигурное вождение: змейка, восьмерка,
«желоб», коридор из досок, «качели».

1

-

1

беседа, практическая
работа,

4.2.
4.3.
5.
5.1.
5.2.
5.3.
6.
6.1.
6.2.
7.
7.1.
7.2
8.
8.1.
8.2.
8.3.
8.4.

8.5.

тест

1
1
3
1
1
1

1
2
1
1
-

1
1
1

2
1

1
1

1
-

беседа

1

-

1

зачет

2
1

1
1

1
-

беседа

1
5
1

3
1

1
2
-

опрос

1
1

1

-

тест
беседа

1

1

1

беседа

1

-

1

опрос

7
1

3
-

4
1

Опрос
опрос
игра, беседа
Опрос

беседа

беседа, практическая
работа
беседа, практическая
работа

беседа, практическая
работа

тест
10.6.

Контрольный заезд. Зачет по фигурному
вождению.
Итого :

1

-

1

34

19

15

Контрольный заезд.
Зачет

8

Содержание программы первого года обучения.
1. Вводное занятие «Мы ЮИД – а это значит…».
Теория: Знакомство с группой, знакомство с программой, с правилами по техники
безопасности. Знакомство с историей создания отрядов ЮИД, с целями и задачами отрядов
ЮИД. Знакомство с правами и обязанностями членов отряда ЮИД, основными направлениями
деятельности отрядов ЮИД.
Практика: Разгадывание филфорда «Перепутались слова» (зашифровано 21 слово
«дорожной» тематики, нужно их найти).
2. Общество и автомобиль.
Теория: История развития транспорта. Первые автомобили. Транспортные средства.
Практика: Посещение музеев пожарной охраны, знакомство с
автомобилями
специального назначения. Операция «Дорога».
3. Правила дорожного движения Российской Федерации.
Теория: Из истории правил дорожного движения Российской Федерации. Знакомство с
основными понятиями и терминами, используемыми в правилах (автомагистраль, автопоезд,
велосипед, водитель, вынужденная остановка, главная дорога, дорога, дорожное движение,
дорожно-транспортное происшествие, маршрутное транспортное средство, механическое
транспортное средство, железно-дорожный переезд, мопед, мотоцикл, населенный пункт,
недостаточная видимость, обгон, обочина, опасность для движения, опасный груз, остановка,
пассажир, перекресток, перестроение, пешеход, пешеходный переход, полоса движения,
преимущество, прилегающая территория, прицеп, проезжая часть, разделительная полоса,
разрешенная максимальная масса, регулировщик, стоянка, темное время суток, транспортное
средство, тротуар, уступить дорогу, участник дорожного движения, организованная перевозка
группы детей, организованная транспортная колонна). Знакомство с общими требованиями к
участникам дорожного движения. Общие обязанности водителей и пешеходов.
Практика: Тестирование по теме «Правила дорожного движения РФ».
4. Дорожная этика.
Теория: Правила для пешеходов. Правила поведения участников дорожного движения.
Дисциплина пешеходов, пассажиров, водителей и велосипедистов – необходимые условия
безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения – закон для всех участников
дорожного движения. Где и как переходить улицу. Правила движения пешеходов по
загородным дорогам и в городе.
Практика: Операция «Перекресток». Разработка безопасных маршрутов в
общеобразовательные учреждения, в библиотеки, к родственникам и друзьям. Опрос по теме
«Дорожная этика».
5. Дорожные знаки.
Теория: Дорожные знаки, группы, значение (о чем информируют, как выглядят, где
устанавливают). Все знаки разделены на 8 групп:
1) Предупреждающие знаки (информируют водителей о приближении к опасному
участку дороги, движения по которому требует принятия мер, соответствующие обстановке)
2) Знаки приоритета (знаки приоритета устанавливают очередность проезда перекрестков,
пересечений проезжих участков дороги).
3) Запрещающие знаки (эти знаки вводят или отменяют определенные ограничения
движения).

9

4) Предписывающие знаки (эти знаки указывают и разрешают движение автомобилям или
указывают стрелками направление).
5) Информационно-указательные знаки (эти знаки вводят или отменяют определенные
режимы движения, а также информируют о расположении населенных пунктов или других
объектов).
6) Знаки сервиса (информируют о расположении соответствующих объектов).
7) Знаки дополнительной информации (информируют, уточняют или ограничивают
действие знаков, с которыми они применены).
8) Знаки особых предписаний (вводят или отменяют определенные режимы движения).
Знаки для пешеходов и водителей: 5.19.1. и 5.19.2. – пешеходный переход; 6.6. –
подземный пешеходный переход; 6.7. – надземный пешеходный переход; 6.4. – место стоянки;
7.1. – пункт первой медицинской помощи; 7.2. – больница; 7.3. – автозаправочная станция; 7.6.
– телефон; 7.7. – пункт питания.
Практика: Наблюдение за дорогами с интенсивным движением. Решение задач по
правилам дорожного движения. Выпуск газеты «Правила дорожные знать каждому положено».
Разработка безопасных маршрутов. Опрос по теме «Дорожные знаки». Составление и выпуск
памяток, листовок для водителей, пешеходов.
6. Сигналы светофора и регулировщика.
Теория: Из истории происхождения слова «светофор», из истории создания светофоров.
Типы светофоров и виды сигналов, используемых в них (пешеходные светофоры, светофоры
для велосипедистов; с дополнительной секцией, с вертикальным расположением сигналов; с
горизонтальным расположением сигналов; для регулирования движения в определенных
направлениях; для регулирования движения трамваев и других маршрутных средств,
движущихся по специально выделенной полосе; для обозначения нерегулируемых
перекрестков и пешеходных переходов; для регулирования движения через железнодорожные
переезды.
Значение световых сигналов светофоров. Сигналы регулировщика. Места остановки
транспортных средств при запрещающем сигнале светофора или регулировщика. Обязанности
водителей и пешеходов при включении желтого сигнала светофора или при поднятии
регулировщиком жезла вверх.
Практика: Моделирование светофоров будущего на бумаге. Выставка моделей.
Овладение действиями регулировщика.
7. Дорожная разметка.
Теория: Элементы улиц и дорог. Значение дорожной разметки. Виды дорожной разметки
(вертикальная, горизонтальная). Перекрестки и их виды. Значение дорожной разметки для
велосипедистов.
Практика: Моделирование дорожных ситуаций. Патрулирование улиц города в
сопровождении инспектора ГИБДД. Составление и выпуск листовок-обращений к водителям
по безопасности движения «Водитель – помни!».
8. Дорожно-транспортное происшествие.
Теория: Причины Дорожно-транспортных происшествий. Правильное поведение при
ДТП, если ты: участник, очевидец. Предупреждение ДТП. Прибытие на место происшествия. В
ожидании прибытия скорой помощи. Остановочный путь автомобиля. Тормозной путь
автомобиля. Расчет остановочного пути. Факторы, влияющие на величину остановочного пути.
Влияние погодных условий на безопасность дорожного движения.
10

Практика: Моделирование дорожных ситуаций. Расчет остановочного пути.
Моделирование автомобилей будущего на бумаге. Создание коллекций марок автомобилей из
репродукций, открыток, наклеек, марок. Выставка моделей. Экскурсия в автопарк. Составление
и выпуск памяток-листовок для водителей и пешеходов. Опрос по теме «ДТП».
9. Доврачебная помощь.
Теория: Шок. Причины, вызывающие шоковое состояние. Признаки и симптомы шока.
Доврачебная помощь при шоке. Кровотечения и раны. Причины, вызывающие кровотечения.
Профилактика инфицирования ран. Признаки и симптомы капиллярного, венозного и
артериального кровотечения. Переломы. Виды переломов. Иммобилизация пострадавшего.
Переломы конечностей (переломы голени, переломы бедра, перелом ребер). Другие
повреждения конечностей (ушиб конечностей, первая помощь при ушибах; растяжение и
разрыв связок, вывих, оказание доврачебной помощи пострадавшему; синдром сдавливания,
доврачебная помощь при синдроме сдавливания). Практика: Знакомство с традиционными
препаратами. Бинтование конечностей. Определение частот пульса. Правила наложения жгута,
жгута-закрутки, стерильной повязки; правила наложения давящей повязки, фиксирующей
повязки; правила наложения сходящейся и расходящейся повязок; техника наложения 8образной повязки. Доврачебная помощь при ссадинах, ушибах, вывихах, незначительных ранах.
10. Я – велосипедист.
Теория: История велосипеда. Виды велосипедов. Строение велосипеда и правила его
эксплуатации (устройство велосипеда). Как разбирать велосипед. Сборка велосипеда и правила
его эксплуатации. Устранение неисправностей велосипеда, нахождение причин
неисправностей. Ремонт велосипеда в пути. Как устранить неисправности подручными
средствами. Правила езды на велосипеде: оснащение велосипеда, правила езды на велосипеде,
что запрещается и разрешается велосипедистам. Предупредительные сигналы, подаваемые
велосипедистами. Дорожные, туристические, горные, гоночные (спортивные) велосипеды.
Основы езды.
Практика: Частичная разборка велосипеда (снятие руля, снятие седла, разборка
переднего колеса, операции с задним колесом, тормозная втулка, разборка каретки, снятие
цепи). Устранение неисправностей седла, колеса, регулировка колес, устранение неисправности
руля, каретки, педалей. Ремонт велосипеда в пути (прокол камеры, изгибы и поломки, согнутая
втулка, изогнутое колесо, погнутая шестерня, поломка тормозов). Тренировочная езда на
велосипеде. Упражнения на сохранение равновесия. Отработка элементов маневрирования.
Тренировочная езда на велосипеде. Выполнение заданий в фигурном вождении на специальной
асфальтированной площадке, где устанавливаются велофигуры: « змейка», «восьмерка»,
«желоб», «коридор из досок», «качели», «стиральная доска». Контрольный заезд по фигурному
вождению.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
п/п
1.
2.
2.1.

Тема

Количество часов
Все Тео Практ
го рия ика
Вводное занятие «Дорожные приключения». 1
1
1
Правила дорожного движения Российской
4
3
1
Федерации.
Неисправности транспортных средств, при
1
1
-

Форма
контроля
беседа
беседа
11

2.2.
2.3.
2.4.
3.
3.1.

3.2.

3.3.
4.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
5.
5.1.
5.2.
5.3.
6.
6.1.

6.2.

6.3.

6.4.

6.5.

6.6.

которых запрещается движение.
Применение специальных сигналов.
Административные правонарушения.
Опрос по теме «Правила дорожного движения
РФ»
Проблемные дорожные ситуации.
Проблемные дорожные ситуации: отвлечение
внимания, закрытый обзор, пустынная улица,
пешеход стоит на проезжей части, в зоне
остановки.
Проблемные дорожные ситуации: пешеход
стоит на нерегулируемом перекрестке, на углу
перекрестка, возле дома, пешеход идет вдоль
проезжей части.
Опрос по теме «Проблемные дорожные
ситуации»
Дорожные знаки.
Знаки приоритета.
Предписывающие знаки.
Знаки дополнительной информации.
Запрещающие знаки.
Тестирование по теме «Дорожные знаки»
Дорожная разметка и ее характеристики.
Горизонтальная разметка.
Вертикальная разметка.
Опрос по теме «Дорожная разметка и ее
характеристики».
Доврачебная помощь
Внутреннее кровотечение.

беседа
беседа
опрос

1
1
1

1
1
-

1

3
1

1
1

2
-

1

-

1

беседа,
практическая
работа

1

-

1

опрос

5
1
1
1
1
1
3
1
1
1

4
1
1
1
1
2
1
1
-

1
1
1
1

9
1

2
1

7
-

Обморок. Оказание доврачебной помощи при
обмороках.

1

-

1

Доврачебная помощь при потере сознания и
остановке дыхания.

1

Повреждения грудной клетки и органов
грудной полости.

1

Повреждения брюшной стенки и органов
живота.

1

Повреждения челюстно-лицевой области.

1

беседа,
практическая
работа

тест
тест
тест
тест
тест
беседа
беседа
опрос
беседа,
практическая
работа
беседа,
практическая
работа

-

1

беседа,
практическая
работа

-

1

беседа,
практическая
работа

-

1

беседа,
практическая
работа

-

1

беседа,
12

практическая
работа
6.7.

Ожоги.

1

-

1

беседа,
практическая
работа, тест

6.8.

Автомобильная аптечка.

1

1

-

беседа,
практическая
работа

1
4

-

1
4

опрос

7.1.

Опрос по теме «Доврачебная помощь».
Работа с агитбригадой, подготовка и
выступление.
Техника речи.

1

-

1

7.2.

Выступления агитбригаы

1

-

1

7.3.

Пластика движений.

1

-

1

7.4.

Репетиция на сцене (выпуск агитбригады).

1

-

1

практическое
задание
репетиция
выступления
практические
занятия
выступление
агитбригады

8.
8.1.

Велотехника.
Частичная разборка велосипеда.

3
1

2
1

1
-

6.9.
7.

беседа,
практическая
работа

8.2.

Мелкий ремонт.

1

1

-

беседа,
практическая
работа

8.3.
9.
9.1.

9.2.

Опрос по теме «Велотехника».
Фигурное вождение велосипеда.
Фигурное вождение: «змейка», «восьмерка»,
«желоб», «коридор из досок», «качели».

1
2
1

Фигурное вождение: «прицельное
торможение», «круг», «перенос предмета».

1

Итого:

34

-

1
2
1

тест, опрос
беседа,
практическая
работа

-

1

беседа,
практическая
работа

15

19

Содержание программы второго года обучения
1. Вводное занятие «Дорожные приключения».
Теория: Знакомство с группой, повторение правил по технике безопасности.
дорожных происшествий за летний период по Кемеровской области с участием детей.
Практика: Конкурс рисунков «Давай дружить дорога!»

Обзор

13

2. Правила дорожного движения Российской Федерации.
Теория: Неисправности транспортных средств, при которых запрещается движение.
Применение специальных сигналов. Административные правонарушения.
Неисправности транспорта и условия, при которых запрещается эксплуатация
транспортных средств (неисправности автомобилей, мотоциклов, мопедов и других
всевозможных машин устанавливает настоящий перечень неисправности, при которых
запрещается их эксплуатация (тормозные системы, рулевое управление, внешние световые
приборы, колеса и шины, стеклоочистители и ветровые стекла, двигатель).
Административные правонарушения по эксплуатации транспорта. Нарушение правил
регистрации и эксплуатации транспортных средств. Нарушение правил установки устройств
для подачи специальных световых и звуковых сигналов. Нарушение водителями транспортных
средств правил дорожного движения. Управление транспортными средствами водителями,
находящимися в состоянии алкогольного опьянения. Систематическое нарушение водителями
правил дорожного движения. Управление транспортными средствами лицами, не имеющими
права управления. Управление транспортными средствами лицами, не имеющими права
управления транспортными средствами и находящимися в состоянии алкогольного опьянения.
Групповое передвижение, создающее помехи для дорожного движения. Нарушения ПДД
пешеходами и иными участниками дорожного движения.
Практика: Конкурс загадок и кроссвордов по безопасности дорожного движения
«Угадай-ка». Работа с обучающими программами. Поиск адекватных решений дорожных
ситуаций. Работа с билетами по правилам дорожного движения. Компьютерные игры.
3. Проблемные дорожные ситуации.
Теория: Привычки детей, безобидные возле дома, но опасные на проезжей части улицы.
Минутки безопасности. Проблемные дорожные ситуации: отвлечение внимания, закрытый
обзор, пустынная улица, пешеход стоит на проезжей части, в зоне остановки, пешеход стоит на
нерегулируемом пешеходном перекрестке, возле дома, пешеход идет вдоль проезжей части.
Практика: Решение задач по правилам дорожного движения. Моделирование дорожных
ситуаций, ситуаций – ловушек. Составление для детей младшего школьного возраста
рекомендаций по правилам безопасного поведения. Опрос по теме «Проблемные дорожные
ситуации»
4. Дорожные знаки.
Теория: Знаки приоритета: 2.1. главная дорога, 2.2. конец главной дороги; 2.3.1. и 2.3.2.
пресечение со второстепенной дорогой; 2.3.3., 2.3.4.,2.3.5.,2.3.6.,2.3.7. примыкание
второстепенной дороги; 2.4. уступите дорогу; 2.5. движение без остановки; 2.6.преимущество
встречного; 2.7. преимущество перед встречным.
Предписывающие знаки: знаки, предписывающие определенные направления движения
(4.1.1, 4.1.2, 4.1.3, 4.1.4, 4.1.5, 4.1.6, 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3, 4.3); знаки, предписывающие движение
определенным видам транспорта и пешеходам (4.4, 4.5, 4.8.1, 4.8.2, 4.8.3); знаки,
устанавливающие скоростной режим (4.6, 4.7).
Знаки дополнительной информации (таблички) уточняют или ограничивают действие
знаков, с которыми они применены.
Запрещающие знаки: знаки, запрещающие и ограничивающие движение (3.7, 3.8, 3.9, 3.11,
3.12, 3.13, 3.14, 3.15, 3.16, 3.17.1, 3.17.2, 3.17.3); знаки, запрещающие стоянку и остановку (3.27,
3.28, 3.29, 3.30); знаки, запрещающие движение транспортных средств с опасным грузом (3.32,
3.33); знаки, отменяющие введенные ограничения (3.21, 3.23, 3.25, 3.31)
14

Теория: Тестирование по теме «Дорожные знаки РФ»
5. Дорожная разметка и ее характеристики.
Теория: Дорожная разметка. Горизонтальная разметка (линии, стрелы, надписи и другие
обозначения на проезжей части) устанавливает определенные режимы и порядок движения.
Разметка имеет белый цвет, кроме 1.4., 1.10., 1.17. желтого цвета). Вертикальная разметка
(разметка в виде сочетания черных и белых полос на дорожных сооружениях и элементах
оборудования дорог, показывает их габариты и служит средством зрительного
ориентирования).
Практика: Опрос по теме «Дорожная разметка и ее характеристики». Моделирование
дорожных ситуаций.
6. Доврачебная помощь.
Внутреннее кровотечение. Признаки и симптомы внутреннего кровотечения. Первая
помощь при внутреннем кровотечении. Обморок. Признаки и симптомы при обмороке.
Оказание доврачебной помощи при обмороках. Доврачебная помощь при потере сознания и
остановке дыхания. Методика искусственного дыхания (методика искусственного дыхания
«изо рта в рот» и «изо рта в нос»). Повреждения грудной клетки и органов грудной полости.
Переломы ребер, доврачебная помощь при переломе ребер. Ранение грудной клетки.
Доврачебная помощь при открытом пневмотораксе. Ранение сердца, доврачебная помощь.
Повреждения брюшной стенки и органов живота (открытые и закрытые травмы живота).
Повреждение челюстно-лицевой области (ушиб лица, перелом нижней челюсти, верхней
челюсти, повреждение носа). Ожоги. Виды ожогов. Оказание доврачебной помощи при ожогах
различной степени. Автомобильная аптечка. Перечень вложений, входящих в автомобильную
аптечку доврачебной помощи .
Практика: Доврачебная помощь при внезапной остановке дыхания. Методика
искусственного дыхания «изо рта в рот» и «изо рта внос». Оказание доврачебной помощи при
кровотечениях разного вида. Правила пользования перевязочным материалом. Индивидуальные
перевязочные пакеты и прочие этапы его наложения. Фиксация конечностей и наложение
жгута. Шины и способы их наложения. Фиксация конечностей и наложение шин. Фиксация
переломов с помощью подручных средств (досточки, косынки, вешалки и т.д.). Наложение
спиральной повязки при переломе открытом пневмотораксе. Оказание доврачебной помощи
при закрытой (турой) травме живота. Оказание доврачебной помощи пострадавшему при
ранении живота. Оказание сердечно-легочной реанимации одним человеком, двумя людьми.
Наложение спиральной повязки при травме грудной клетки. Наложение повязки при травме
грудной клетки. Оказание доврачебной помощи при ожогах различной степени. Зачет по теме
«Доврачебная помощь» (билеты, включающие теоретические и практические вопросы).
7. Работа с агитбригадой, подготовка и выступления.
Практика: Техника речи. Агитбригада как вид театрализованного представления – работа
с каждым ребенком над техникой речи.
Выступление агитбригады. Работа ребят на сцене, постановка «изюминок», совмещение
слов с движением, эмоциональное сопровождение движений.
Пластика движений. Гибкость рук, постановка корпуса, пластичность движений.
Репетиция на сцене. Сценическое воплощение режиссерского замысла и агитбригады.
8. Велотехника.
Теория: Частичная разборка велосипеда (снятие и установка колес, снятие и установка
цепи). Мелкий ремонт.
15

Практика: Частичная разборка велосипеда. Освобождение цепи. Снятие колес. Разборка
заднего колеса. Разборка переднего колеса. Снятие седла. Снятие педалей. Снятие цепи,
звездочки, педалей, крыльев (переднего и заднего колеса), снятие руля, снятие каретки, снятие
седла. Мелкий ремонт велосипеда. Ремонт седла. Ремонт колес. Ремонт обода и спиц.
9. Фигурное вождение велосипеда.
Практика: Тренировочная езда на велосипеде. Выполнение заданий в фигурном
вождении. Занятия по вождению на специальной асфальтированной площадке, где
устанавливаются велофигуры «змейка», «фишки», «стоп», «желоб», «качели», «стиральная
доска», «тумбы», «ворота». Отработка прицельного торможения. «Круг», перенос предмета,
«качели». При отработке фигур вождения учитывается время и штрафные баллы. Зачет по
фигурному вождению велосипеда.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
п/п

Тема

Количество часов
Форма
контроля
Всего Теор Прак
ия
тика
беседа
1
1
5
4
1

3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
4.
4.1.

Вводное занятие «За тобой идут вперед».
Правила дорожного движения Российской
Федерации.
Применение аварийной сигнализации и знака
аварийной остановки.
Остановка и стоянка.
Перечень неисправностей и условий, при
которых запрещается эксплуатация
транспортных средств.
Пользование внешними световыми приборами.
Опрос по теме «Правила дорожного движения
РФ»
Дорожные знаки.
Знаки особых предписаний.
Информационные знаки.
Знаки сервиса.
Знаки дополнительной информации.
Тестирование по теме «Дорожные знаки»
Доврачебная помощь
Отморожения.

4.2.

Тепловой и солнечный удар.

1

1

-

4.3.

Доврачебная помощь при потере сознания и
остановке дыхания.

1

-

1

беседа,
практическое
задание

4.4.

Доврачебная помощь при внезапной остановке
сердца и дыхания.

1

-

1

беседа,
практическое

1.
2.
2.1.
2.2.
2.3.

2.4.
2.5.

1

1

-

беседа

1
1

1
1

-

тест
тест

1
1

1
-

1

тест
опрос

5
1
1
1
1
1
8
1

4
1
1
1
1
3
1

1
1
5
1

беседа
беседа
беседа
беседа
тест
беседа,
практическое
задание
беседа,
практическое
задание

16

задание
4.5.

Повреждения головы. Повреждения глаза.

1

-

1

беседа,
практическое
задание

4.6.
4.7.
4.8.

Лекарственные растения Урала.
Укусы ядовитыми животными и насекомыми.
Транспортировка пострадавших.

1
1
1

1
1
-

1

беседа
беседа
практическое
задание

5.

4

-

4

5.1.

Работа с агитбригадой, подготовка и
выступление.
Техника речи.

1

-

1

5.2.

Выступления агитбригады.

1

-

1

5.3.

Пластика движений.

1

-

1

практические
занятия

5.4.

Репетиция на сцене (выпуск агитбригады).

1

-

1

выступление
агитбригады

6
6.1.

Фигурное вождение велосипеда.
«Змейка», «восьмерка», «желоб», «коридор из
досок», «качели».

11
4

-

11
4

6.2.

Прицельное торможение, круг, перенос
предмета.

3

-

3

6.3.

S – образная дорога, узкий проезд, проезд под
перекладиной, езда по квадрату,
стоп –линия.

4

-

4

Итого:

34

12

22

практическое
задание
репетиция
выступления

беседа,
практическое
занятие
беседа,
практическое
занятие
беседа,
практическое
занятие

Содержание программы третьего года обучения
1. Вводное занятие «За тобой идут вперед».
Практика: Экскурсия в автошколу.
2. Правила дорожного движения Российской Федерации.
Теория: Остановка и стоянка. Преднамеренное прекращение движения на правой и левой
сторонах дороги. Способы постановки транспортного средства при преднамеренном
прекращении движения. Расположение остановившегося транспортного средства на дороге.
Места запрещения остановки. Места запрещения стоянки. Действия водителя при вынужденной
остановке в местах, где остановка запрещена. Действия водителя, готовившегося покинуть
транспортное средство.
Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки. Случаи пользования
аварийной сигнализацией.
Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация
транспортного средства.
17

Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами. Внешние
световые приборы транспортных средств. Движение в темное время суток, в условиях
недостаточной видимости и в тоннелях. Действия водителя при ослеплении. Применение
противотуманных фар. Обозначение транспортного средства в светлое время суток.
Применение звуковых сигналов .
Неисправности транспорта и условия, при которых запрещается эксплуатация
транспортных средств (неисправности автомобилей, мотоциклов, мопедов и других
всевозможных машин устанавливает настоящий перечень неисправности, при которых
запрещается их эксплуатация (тормозные системы, рулевое управление, внешние световые
приборы, колеса и шины, стеклоочистители и ветровые стекла, двигатель).
Практика: Решение задач по правилам дорожного движения. Работа по перфокартам.
Опрос по теме.
Форма контроля:
3. Дорожные знаки.
Теория: Знаки особых предписаний: знаки, информирующие о специальных трассах и
дорогах с односторонним движением (5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 5.5, 5.6, 5.7.1, 5.7.2); знаки,
информирующие о дорогах с реверсивным движением (5.8, 5.9, 5.10); знаки, информирующие о
полосах для маршрутных транспортных средств (5.11, 5.12, 5.13.1, 5.13.2, 5.14); знаки,
указывающие число полос, направление и особенности движения по ним (5.15.1, 5.15.2, 5.15.3,
5.15.4, 5.15.5, 5.15.6, 5.15.7, 5.15.8); знаки, указывающие места остановок маршрутных
транспортных средств и стоянок такси (5.16, 5.17, 5.18); знаки, обозначающие наземные
пешеходные переходы и искусственные неровности (5.19.1, 5.19.2, 5.20); знаки, обозначающие
границы населенных пунктов и зон.
Информационные знаки: информируют о скоростном режиме (6.1, 6.2); указывают места и
зоны разворота, места стоянки, полосы аварийной остановки (6.3.1, 6.3.2, 6.4, 6.5); обозначают
пешеходные переходы, информируют о дорогах, не имеющих сквозного проезда (тупиках) (6.6,
6.7, 6.8.1, 6.8.2, 6.8.3); указатели населенных пунктов, наименований объектов, расстояний,
номеров маршрута, объездов, стоп-линий, перестроений на другую проезжую часть.
Знаки сервиса. Информирую о расположении соответствующих объектов.
Знаки дополнительной информации.
Практика: тестирование по теме «Дорожные знаки». Решение задач в экзаменационных
билетах (категории А В).
4. Доврачебная помощь.
Теория: Отморожение. Признаки и симптомы отморожения. Доврачебная помощь при
отморожении. Тепловой удар. Признаки и симптомы теплового удара. Доврачебная помощь при
тепловом ударе. Солнечный удар. Симптомы и признаки солнечного удара. Доврачебная
помощь при солнечном ударе. Доврачебная помощь при потере сознания. Доврачебная помощь
при внезапной остановке сердца и дыхания. Методика непрямого массажа сердца. Повреждения
головы. Повреждения глаза. Оказание доврачебной помощи при травме глаза.
Лекарственные растения Кузбасса. Укусы ядовитыми животными и насекомыми.
Доврачебная помощь при укусах. Транспортировка пострадавшего. Практика:
наложение
повязки при травме лобной части головы (шапочка), наложение повязки при травме теменной
области головы (чепец), наложение повязки при травме глаза, при травме обоих глаз.
Наложение повязки при травме затылочной области головы и шеи (8-образная). Овладение
приемами самоконтроля, аутогенной тренировки. Тренинг уверенности общения с разными
18

людьми. Игры на развитие внимания, наблюдательности, развитие глазомера, чувства времени,
на быстроту реакции. Отработка приемов реанимации. Отработка навыков транспортировки
пострадавшего: с переломом позвоночника, при переломе костей таза, при отсутствии
подручных средств.
5. Работа с агитбригадой, подготовка и выступления.
Практика: Техника речи. Агитбригада как вид театрализованного представления – работа
с каждым ребенком над техникой речи. Выступление в выговоре. Работа ребят на сцене,
постановка изюминок, совмещение слов с движением, эмоциональное сопровождение
движений. Пластика движений. Гибкость рук, постановка корпуса, пластичность движений.
Репетиция на сцене. Сценическое воплощение режиссерского замысла и агитбригады.
6. Фигурное вождение велосипеда.
Практика: Тренировочная езда на велосипеде. Выполнение заданий в фигурном
вождении. Занятия по вождению на специальной асфальтированной площадке, где
устанавливаются велофигуры «змейка», «фишки», «стоп», «желоб», «качели», «стиральная
доска», «тумбы», «ворота». Отработка прицельного торможения. «Круг», перенос предмета,
«качели», S-образная дорога, узкий проезд, проезд под перекладиной, езда по квадрату. При
отработке фигур вождения учитывается время и штрафные баллы. Зачет по фигурному
вождению велосипеда.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ «Дорожный патруль»
Личностные, метапредметные и предметные результаты, получаемые обучающимися в
результате освоения программы:
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих
умений:
 оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения,
соблюдения правил дорожного движения;
 объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных
ценностей;
 в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать
выбор, как поступить;
 осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности
и безопасности окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих
универсальных
учебных
действий:
Регулятивные УУД:
 обучающиеся научаться понимать и принимать учебную задачу, сформулированную
учителем;
 обучающиеся научаться осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей
деятельности
Познавательная УУД:
 обучающиеся научаться проводить сравнение и классификацию объектов;
 обучающиеся научаться понимать и применять полученную информацию при
выполнении заданий;
 обучающиеся научаться проявлять индивидуальные творческие способности.
19

Коммуникативные УУД:
 обучающиеся научаться работать в группе, учитывать мнение партнёров, отличные от
собственных;
 обучающиеся научаться обращаться за помощью;
 обучающиеся научаться предлагать помощь и сотрудничество;
 обучающиеся научаться слушать собеседника;
 обучающиеся научаться формулировать свои затруднения;
 обучающиеся научаться формулировать собственное мнение и позицию;
 обучающиеся научаться договариваться и приходить к общему решению;
 обучающиеся научаться осуществлять взаимный контроль;
Предметные результаты:
 формирование первоначальных представлений о значении правил безопасности
дорожного движения;
 овладение умениями оказания первой медицинской помощи, безопасного дорожного
движения.
Выполнение задач, стоящих перед программой, позволит:
 Сократить количество дорожно-транспортных происшествий с участием обучающихся;
 Повысить уровень теоретических знаний по правилам дорожного движения;
 Расширить знания обучающихся об истории правил дорожного движения;
 Повысить дорожную грамотность обучающихся;
 Сформировать мотивационно - поведенческую культуру ребенка в условиях общения с
дорогой;
 Повысить ответственность детей за своё поведение на дороге.
Способы определения результативности усвоения программы обучающимися:
Результат освоения программы определяется соблюдением обучающимися правил
дорожного движения, участием в конкурсах, викторинах, соревнованиях, работой над
творческими заданиями, активностью в пропаганде безопасного поведения на улице среди
сверстников, результатами учебного тестирования.
В ходе изучения курса ученик научится:
1-й год обучения:
 Переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также
проезжую часть дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов);
 Правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, в транспорте, при езде на
велосипеде;
 Переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
 Не создавать помех движению транспорта;
 Определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;
 Дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне
маршрутного транспорта;
 Управлять велосипедом;
 Оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях (капиллярном, венозном,
артериальном), ссадинах, ушибах, при шоковом состоянии; при различного рода переломах;
20

 Определять частоту пульса. Накладывать стерильную повязку, жгут, жгут-закрутку,
давящую повязку, фиксирующую повязку, 8-образную повязку;
 Частично производить разбор велосипеда (снимать руль, седло, разбирать переднее
колесо, проводить операции с задним колесом, разбирать тормозную втулку, каретку, снимать
цепь);
 Находить и устранять неисправности велосипеда;
 Выполнять задания по фигурному вождению велосипеда.
2-й год обучения:
 Предвидеть скрытую опасность на дороге, при ограниченном обзоре, правильно вести
себя в экстремальных ситуациях на дороге;
 Распознавать дорожные «ловушки»;
 Вести пропагандистскую работу по безопасности движения;
 Оказывать первую доврачебную медицинскую помощь при всех видах кровотечения,
вывихах и переломах различного вида;
 Оказывать первую помощь при внезапной остановке дыхания;
 Фиксировать конечности и накладывать шины;
 Пользоваться перевязочным пакетом;
 Выполнять спиральную повязку при открытом пневматороксе, при травме грудной
клетки;
 Оказывать первую медицинскую помощь при ожогах различной степени;
 Определять неисправности велосипеда;
 Выполнять задания по фигурному вождению велосипеда.
 Правильно вести пропагандистскую работу по безопасности дорожного движения.
3-й год обучения:
 Решать задачи по правилам дорожного движения;
 Работать с перфокартами;
 Накладывать повязки при травме лобной части головы (шапочка), при травме теменной
области головы (чепец);
 Накладывать повязки при травме глаза, при травме обоих глаз;
 Накладывать повязки при травме затылочной части головы (8- образная);
 Транспортировать пострадавшего с переломом позвоночника, при переломе костей таза,
при отсутствии подручных средств;
 Разбирать и собирать велосипед;
 Определять неисправности велосипеда;
 Выполнять задания по фигурному вождению велосипеда.
 Правильно вести пропагандистскую работу по безопасности дорожного движения.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Реализация программы внеурочной деятельности «Дорожный патруль»
Педагог – Самуллаева Елена Владимировна, классный руководитель 7 класса
Базовый уровень - 34 час/год
Условия реализации программы
21

Материально- техническое обеспечение:
В школе имеется специально оборудованный кабинет с учебными стендами, уголками,
плакатами. Материальные и технические условия, позволяющие реализовать содержание
программы, предполагают наличие специально оборудованного учебного кабинета,
оснащенного:
- мультимедийным оборудованием (компьютер, принтер, телевизор);
- компьютерные обучающие и игровые программы по ПДД.
Информационное обеспечение:
 стендами;
 специализированной магнитной доской;
 макет перекрестков;
 набором средств регулирования;
 плоскостных изобразительных пособий (таблицы, плакаты);
 библиотечным фондом (книгопечатной продукцией, газетой «Добрая дорога детства»);
 настольные дидактические игры по правилам дорожного движения (кубики, мозаика, лото,
домино, резаные картинки);
 набор «Азбука дорожного движения» для организации массовых обучающее - игровых
мероприятий по ПДД, или атрибуты к сюжетно-ролевым играм по безопасности
дорожного движения (жезл, свисток, нагрудные изображения различного вида
транспорта);
Кадровое обеспечение:
Программу реализует учитель математики.
2.2 Формы аттестации
Контроль или проверка результатов обучения является обязательным компонентом
процесса обучения: контроль имеет образовательную, воспитательную и развивающую
функции. Вводный контроль: проводится педагогом с целью выявления способностей
обучающихся. Текущий - это систематическая проверка усвоения знаний, умений, навыков на
каждом занятии. Итоговый контроль проводится в конце учебного года.
Методы обучения
1. Словесные - беседа, объяснение, рассказ.
2. Исследовательские - данные методы предполагают постановку и решение проблемных
ситуаций, в этих случаях новые знания и умения открываются учащимся непосредственно в
ходе решения практических задач.
3. Наглядные - демонстрационные пособия, макеты, фото- и видеоматериалы.
4. Практические - практическая работа.
5. Инновационные – использование специализированных тренажеров и компьютерных
игр.
Список литературы для педагога
1. Алексеев А.П.- М.: Эксмо, 2013г.-144 с.
2. Алексеев А.П. Правила дорожного движения 2016 с иллюстрациями с последними
изменениями/А.П. Алексеев- М.: Эксмо, 2016г.-160 с.
22

3. Воронова Е.А. Красный. Жёлтый. Зелёный! ПДД во внешкольной работе. - Ростов н/д,
2011г.
4. Громаковский А.А. Правила дорожного движения для начинающих 2013 (со всеми
последними изменениями)/А.А. Громаковский. - М.: Эксмо,2016. -208с.
5. Изучение правил дорожного движения. - Вологда, 2014г.
6. Комментарии к Правилам дорожного движения, 2017г.
7. Кузнецов В.В., Цыпкин А.Е. От велосипедиста до автомобиля. Пособие для учителя и
учащихся. - Библиотека газеты: Ежедневные новости. Подмосковье, 2011г.
8. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М, 2012г.
9. Методические рекомендации по организации работы среди учащихся школ по правилам
дорожного движения. - Майкоп, 2012г.
10. Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма. - Вологда, 2011г.
11. Правила дорожные знать каждому положено. Познавательные игры с дошколятами и
школьниками. - Новосибирск – 2012г.
12. Профилактика и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.
Методические материалы. - Вологда, 2012г.
13. Романова Е.А. Занятия по правилам дорожного движения/Е.А. Романова-М.: ТЦ Сфера,
2013-64с.
14. У светофора каникул нет/ рекомендации/. - Вологда, 2011г.
15. Учителю о правилах дорожного движения. / Рекомендации по организации
внеклассной работы с детьми по ПДД. – М., Просвещение, 2011г.
16. Финкель А.Е. Правила дорожного движения в рисунках (редакция 2016.)/А.Е. Фикель.М.:Эксмо,2016.-104с.
17. Эйгель С.И. Словарь дорожных знаков. - Эксмо-Пресс, Москва,2011г.
18. Эйгель С.И. 25 уроков по ПДД. - Эксмо-Пресс, Москва, 2012г.
Список литературы для обучающихся
1. Буланова С. Правила поведения на дороге. - «Стрекоза-Пресс», Москва, 2012г.
2. Безопасность на дороге. Карточки для развития ребёнка -М.: Улыбка, 2014г.-231с.
3. Лыкова, И. А. Безопасность на дороге. Беседы по картинкам. Основные понятия.
Дидактический материал (набор из 8 карточек) / И.А. Лыкова, В.А. Шипунова. - М.:
Цветной мир, 2014. - 533 c.
4. Жульнев Н.Я. Правила дорожного движения для начинающих 2016 (со всеми
изменениями)/Н.Я. Жульнев.- М.: Эксмо, 2016г.-304с.
5. Правила дорожного движения. - Москва, 2014г.
6. Шельмин Е.В. Правила дорожного движения 2013 с примерами и комментариями/
Е.В. Шельмин.- СПб: Питер,2013г.-160с.
7. Шипунова, В. А. Безопасность на дороге. Сложные ситуации / В.А. Шипунова. - М.:
Карапуз, 2014. - 712 c.

23

Интернет – ресурсы
1. Примерные программы и учебно-методический комплект для обучения участников
отрядов юных инспекторов движения (http://минобрнауки.рф/документы/4960).
2. Электронные образовательные ресурсы по основным вопросам безопасности дорожного
движения (http://минобрнауки.рф/документы/4962).
3. Разработка концепции, методических рекомендаций и проектов нормативных документов
по внедрению в деятельность образовательных организаций системы непрерывного
обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского
дорожно-транспортного травматизма (http://минобрнауки.рф/документы/4965).
4. Комплексный проект профилактики детского дорожно-транспортного травматизма на
период 2013-2020 г.г.(http://минобрнауки.рф/документы/5372).

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».