РП Родная литература (русская) 5-9 классы

муниципальное общеобразовательное учреждение
«Арамашевская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Михаила Мантурова»

ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе
основного общего образования
МОУ «Арамашевская СОШ»
Приказ № 82 от 30.08.2020 г.

Рабочая программа учебного предмета

Предмет: Родная литература (русская)
Стандарт: ФГОС
Класс: 5-9

с. Арамашево

Планируемые результаты освоения
курса «Родная литература (русская)»
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного
общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду,
развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и
практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
12) Сформированность антикоррупционного мировоззрения:

усвоение
гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей
многонационального российского общества;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая и социальные сообщества;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков
других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными
законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок
правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах
своей дееспособности.
Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы
основного общего образования должны отражать:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при
реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную
коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими
нарушения слуха;
2) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;

умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом
пространстве с использованием специального оборудования;

способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
3) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и
взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы
взаимодействия;

знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции
своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной программы
основного общего образования должны отражать:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

владение навыками определения и исправления специфических ошибок
(аграмматизмов) в письменной и устной речи;
2) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

формирование способности планировать, контролировать и оценивать собственные
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при
сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения
результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи
тьютора;

формирование умения выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при
сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

формирование умения оценивать результат своей деятельности в соответствии с
заданными эталонами при организующей помощи тьютора;

формирование умения адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и
неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора;

развитие способности самостоятельно обратиться к педагогическому работнику
(педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо
вопроса;

формирование умения активного использования знаково-символических средств для
представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и
практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора;

развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными
эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и
интерпретировать получаемую информацию из различных источников.

Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в
учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности. Обучающийся сможет:

анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:

определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной
задачей и составлять алгоритм их выполнения;

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;

определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения
учебной и познавательной задачи;

выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая
логическую последовательность шагов);

выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для
решения задачи/достижения цели;

составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи
и находить средства для их устранения;

описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии
решения практических задач определенного класса;

планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией. Обучающийся сможет:

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов
и критерии оценки своей учебной деятельности;

систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых
результатов и оценки своей деятельности;

отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;

находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся
ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;


работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе
анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение
характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения. Обучающийся сможет:

определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для
выполнения учебной задачи;

свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из
цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих
внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы;

принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы
выхода из ситуации неуспеха;

ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или
параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний
для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта
восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения
психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
Умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и
свойства;

выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему
слов;

выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их
сходство;

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;


выделять явление из общего ряда других явлений;

определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между
явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного
явления, выявлять причины и следствия явлений;

строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям;

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом
общие признаки;

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и
применять способ проверки достоверности информации;

вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и
исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления;
объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее
вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя
причинно-следственный анализ;

делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать
вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные
логические связи с помощью знаков в схеме;

создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением
существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с
ситуацией;

преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область;

переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или
формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее
алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,
исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации,
поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
1.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

резюмировать главную идею текста;


преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст
(художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст nonfiction);

критически оценивать содержание и форму текста.
2.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет:
 определять свое отношение к природной среде;
 анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
 проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
 прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие
другого фактора;
 распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите
окружающей среды;
 выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные
работы.
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем. Обучающийся сможет:

определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации
результатов поиска;

соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение. Обучающийся сможет:

определять возможные роли в совместной деятельности;

играть определенную роль в совместной деятельности;

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных
замен);

критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

выделять общую точку зрения в дискуссии;

договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной
перед группой задачей;

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:

определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми
(диалог в паре, в малой группе и т. д.);

представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;

соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей;

высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в
рамках диалога;

принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием
необходимых речевых средств;

использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения
смысловых блоков своего выступления;

использовать
невербальные
средства
или
наглядные
материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;

делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после
завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для
решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи
своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями
коммуникации;

выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель
решения задачи;

использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и
коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов,
рефератов, создание презентаций и др.;

использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного
общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов,
входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей
ступени общего образования.
Изучение предметной области "Родной язык и родная литература" должно обеспечить:
воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю
культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание
исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся
культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в
соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и
единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики,
формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных
функционально-смысловых типов и жанров.
Предметные результаты изучения предметной области "Родной язык и родная литература"
должны отражать:
Родная литература:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего
развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в
этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических
возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа,
российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом,
способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать
свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания
принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового,
публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления.

Содержание курса «Родная (русская) литература»

Первый год обучения
Фольклор и литература Урала
Тимофей Савельевич Беляев. «Куз-Курпяч: Башкирская сказка, писанная на башкирском языке
одним курайчем и переведенная на российский в долинах гор Рифейских 1809 года»
Повесть Тимофея Беляева – оригинальное авторское произведение, созданное по мотивам
башкирского сказочного эпоса. Связь сюжетики повести со структурой волшебной сказки.
Отражение истории и образа жизни башкирского народа в произведении.Психологизм Беляева в
описании переживаний и чувств героев. Жанровое и стилевое своеобразие повести
Александр Константинович Матвеев. «Неройки караулят Урал» (фрагменты)
Наука топонимика ее предмет и задачи. Представления современных ученых о происхождении
уральских топонимов
Откуда взялось слово «Урал» и что оно означает?
Повести о детстве
Творческий путь Владислава Петровича Крапивина. В.П. Крапивин. Повесть «Мальчик со
шпагой». Образы подростков в произведениях писателя
Сложность взаимоотношений детей и взрослых в повести «Журавленок и молния» (или «Семь
фунтов брамсельного ветра»)
Проблема «подросток – друзья - семья»
Мечта в жизни подростка.

Второй год обучения
Сказы и сказки писателей Урала
Павел Петрович Бажов. «Медной горы Хозяйка». «Малахитовая шкатулка». «Каменный
цветок». «Горный мастер».
Творческий путь П.П.Бажова.

Жизнь горнозаводского Урала и ее изображение в сказках.

Основные темы и проблемы в означенном цикле о мастерах. Образы мастеров Бажова. Духовные
ценности героев и рассказчика. Образы волшебного царства и ее Хозяйки. Своеобразие жанра и
языка сказов.
Повести о детстве
Иосиф Исаакович Ликстанов. Повесть «Малышок»
Тема военного детства в повести И.Ликстанова. Дети и взрослые в повести. Образ Малышка:
характеристика героя через его действия и поступки.

Владислав Петрович Крапивин. Повесть «По колено в траве».
Образ Урала в поэзии
Людмила Татьяничева. Стихотворения «Не для себя деревья плодоносят…», «Время
сгущается…», «К названиям рек…»
Борис Ручьев. Стихотворение «Сказка о синем самолете».
Алексей Решетов. Стихотворения «Память», «Небо», «Сны».
Ксения Некрасова. Стихотворение «Шахтерский поселок на Урале».
История Изображения Урала в литературе. Характерные четы Урала, выделяемые литературой.
Лирический строй стихов, композиция, своеобразие чувств и настроений, выраженных поэтами.
Третий год обучения
Из литературы ХIХ века
Петр Михайлович Кудряшов. «Песнь башкирца после сражения». «Прощание башкирца с
милой».
Жизнь и творчество оренбургского поэта Петра Кудряшова.
Фольклорная и историческая основа его песен. Своеобразие поэтического мира: лирический
герой и его чувства, создание в песнях образа слушателя-адресата, отражение предметных реалий
башкирской жизни.
Константин Дмитриевич Носилов. Рассказ «Дедушка Вогул и его внуки»
Жизнь северного народа манси в изображении русского путешественника и писателя К.Д.
Носилова. Сюжет рассказа и его герои. Позиция автора-рассказчика, его отношение к вогулам.
Из литературы ХХ века
Муса Джалиль. Стихи из «Моабитской тетради»: «Лишь была бы волюшка…», «Случается
порой…».
Биография Мусы Джалиля. История создания и обнаружения «Моабитской тетради». Тема силы
человеческого духа. Лирическое и публицистическое начало в поэзии Мусы Джалиля.
Виктор Федорович Потанин. Рассказ «Подари мне сизаря».
Образ детства в рассказе В.Ф.Потанина. Сложность отношений детей и взрослых. Роль
рассказчика в произведении.
Четвертый год обучения
Устное народное творчество

Исторические

и

лирические

песни.

«Благослови,

сударь-хозяин…»,

«Славна

улица

Невьянска…», «Как у ключика у студеного…».
Исторические предания Среднего Урала. «О Ермаке Тимофеевиче». «О первых уральских
заводчиках». «О горных богатствах края». «О Полозе».
Исторические и лирические предания и песни удмуртов, коми, башкир.
Жанровый состав уральского фольклора: исторические, разбойничьи, лирические песни,
предания, легенды.
Изображение в них народной жизни и исторического прошлого Урала. Своеобразие
мифопоэтической картины мира, отраженной в фольклорных текстах разных народов. Связь
произведений фольклора с авторской литературой.
Салават Юлаев. Песни «Урал», «Я не умер башкиры».
Образ народного героя и поэта Салавата Юлаева. Историческая основа его жизни. Характер
лирического переживания, выраженного в песнях Салавата Юлаева.
Литература ХIХ века
Надежда Андреевна Дурова. Книга «Записки кавалерист-девицы».
Жизненный путь Н.А. Дуровой и история создания ею книги «Записки кавалерист -девицы».
События Отечественной войны 1812 года, отраженные в повести. Характер героини рассказчицы и
особенности ее поведения

Пятый год обучения
П.П.Бажов Сказ «Живинка в деле». Особенности жанра сказа. Жизненная позиция Тимохи
Малоручко и ееѐ изменение. Образ «живинки в деле» в контексте сказа. Простота мудрости и
трудность ееѐ обретения в жизни.
Мустай Карим. Повесть «Долгое-долгое детство». Образ «малой родины» Башкирии в
повести. Своеобразие патриархального уклада башкир. Самосознание народа, воздействие на него
фольклора и исторических событий, отражённых в повести. Сюжет и композиция произведения. Роль
образа повествователя. Фольклорные и исторические мотивы на страницах повести.
Еремей Айпин. Образ Севера в творчестве писателя. Жанровое своеобразие книги. Характер
повествования.
Кузебай Герд. Своеобразие лирического героя в творчестве поэта. Своеобразие лирического
героя поэта; жанровые формы его стихов.

Олег Поскреѐбышев Тема памяти в стихах поэта. Характер психологизма в лирике
О.А.Поскреѐбышева.
Н.Г.Никонов. Столкновение человека и природы – основной конфликт повести «След рыси»
Образ Кота в повести. Художественное своеобразие повести. Отражение экологической проблемы в
повести
Ю.Н.Шесталов «Синий ветер касания» Своеобразие темы природы в произведении
Образ северной природы в произведении «Синий ветер касания»
Тема Великой Отечественной войны в творчестве уральских писателей
Темы и образы литературы Урала

Тематическое планирование по курсу «Родная (русская) литература»

5 класс (18 часов)

№
п.п

КолТема урока

.

во
часов

Фольклор и литература Урала
Тимофей Савельевич Беляев. «Куз-Курпяч: Башкирская сказка, писанная на
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
1516
17
18

башкирском языке одним курайчем и переведенная на российский в долинах
гор Рифейских 1809 года»
Повесть Тимофея Беляева – оригинальное авторское произведение, созданное
по мотивам башкирского сказочного эпоса
Связь сюжетики повести со структурой волшебной сказки
Отражение истории и образа жизни башкирского народа в произведении
Психологизм Беляева в описании переживаний и чувств героев
Жанровое и стилевое своеобразие повести
Александр Константинович Матвеев. «Неройки караулят Урал» (фрагменты)
Наука топонимика ее предмет и задачи
Представления современных ученых о происхождении уральских топонимов
Откуда взялось слово «Урал» и что оно означает?
Повести о детстве
Творческий путь Владислава Петровича Крапивина
В.П. Крапивин. Повесть «Мальчик со шпагой»
Образы подростков в произведениях писателя
Сложность взаимоотношений детей и взрослых в повести «Журавленок и
молния» (или «Семь фунтов брамсельного ветра»)

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Проблема «подросток – друзья - семья»

2

Мечта в жизни подростка
Обобщающее занятие по курсу «Родная литература»

1
1

Тематическое планирование по курсу «Родная (русская) литература»
6 класс (18 часов)
№
п.п

КолТема урока

.
1
2
3

во
часов

Сказы и сказки писателей Урала
Сказки писателей Урала
Творческий путь Павла Петровича Бажова
П. П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка». Образы волшебного царства и ее
Хозяйки

1
1
1

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Сказ «Каменный цветок». Образы мастеров Бажова
Сказ «Малахитовая шкатулка». Духовные ценности героев и рассказчика
Сказ «Горный мастер». Жизнь горнозаводского Урала и ее изображение в
сказках
Основные темы и проблемы в означенном цикле о мастерах. Своеобразие
жанра и языка сказов
Повести о детстве
Иосиф Исаакович Ликстанов. Повесть «Малышок»
Тема военного детства в повести И.Ликстанова. Дети и взрослые в повести
Образ Малышка: характеристика героя через его действия и поступки
Владислав Петрович Крапивин. Повесть «По колено в траве»
Образ Урала в поэзии
Людмила Татьяничева. Стихотворения «Не для себя деревья плодоносят…»,
«Время сгущается…», «К названиям рек…»
Борис Ручьев. Стихотворение «Сказка о синем самолете»
Алексей Решетов. Стихотворения «Память», «Небо», «Сны»
Ксения Некрасова. Стихотворение «Шахтерский поселок на Урале»
Лирический строй стихов, композиция, своеобразие чувств и настроений,

17-

выраженных поэтами
История Изображения Урала в литературе. Характерные четы Урала,

18

выделяемые литературой

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

Тематическое планирование по курсу «Родная (русская) литература»

7 класс (18 часов)
№

Тема урока

п.п

Кол-во
часов

.
Из литературы ХIХ века
Литература Урала ХIХ века
Жизнь и творчество оренбургского поэта Петра Кудряшова
Петр Михайлович Кудряшов. «Песнь башкирца после сражения». «Прощание

1
1

4

башкирца с милой»
Фольклорная и историческая основа его песен
Своеобразие поэтического мира: лирический герой и его чувства, создание в

1

5

песнях образа слушателя-адресата, отражение предметных реалий

1
2
3

6
7
8

башкирской жизни
Жизнь северного народа манси в изображении русского путешественника и
писателя К.Д. Носилова
К.Д. Носилов. Рассказ «Дедушка Вогул и его внуки»
Сюжет рассказа и его герои

1

1

1
1
1

9
10
11

Позиция автора-рассказчика, его отношение к вогулам
Из литературы ХХ века
Биография Мусы Джалиля. Тема силы человеческого духа в творчестве
Муса Джалиль. Стихи из «Моабитской тетради»: «Лишь была бы

12
13
14
15-

волюшка…», «Случается порой…»
История создания и обнаружения «Моабитской тетради»
Лирическое и публицистическое начало в поэзии Мусы Джалиля
Виктор Федорович Потанин. Рассказ «Подари мне сизаря»
Образ детства в рассказе В.Ф.Потанина. Сложность отношений детей и

16
17
18

взрослых
Роль рассказчика в произведении
Обобщающее занятие по курсу «Родная литература»

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование по курсу «Родная (русская) литература»
8 класс (18 часов)
№
п.п

КолТема урока

.
1
2
3

часов
Устное народное творчество
Исторические и лирические песни. «Благослови, сударь-хозян…», «Славна улица
Невьянска…», «Как у ключика у студеного…»
Исторические предания Среднего Урала. Предание «О Ермаке Тимофеевиче»
Исторические предания Среднего Урала. Предание «О первых уральских

4
5
6

заводчиках»
Исторические предания Среднего Урала Предание «О горных богатствах края»
Исторические предания Среднего Урала. Предание «О Полозе»
Исторические и лирические предания и песни удмуртов, коми, башкир
Жанровый состав уральского фольклора: исторические, разбойничьи, лирические

7

песни, предания, легенды. Изображение в них народной жизни и исторического

8
9
10
11
12-

во

прошлого Урала
Своеобразие мифопоэтической картины мира, отраженной в фольклорных
текстах разных народов.
Связь произведений фольклора с авторской литературой
Салават Юлаев. Историческая основа его жизни.
Образ народного героя и поэта Салавата Юлаева.
Песни «Урал», «Я не умер башкиры»
Характер лирического переживания, выраженного в песнях Салавата Юлаева

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

13
Литература ХIХ века
Жизненный путь Н.А. Дуровой и история создания ею книги «Записки

14

1

кавалерист-девицы»
События Отечественной войны 1812 года, отраженные в повести
События Отечественной войны 1812 года, отраженные в повести
Характер героини рассказчицы и особенности ее поведения
Обобщающее занятие по курсу «Родная литература»

15
16
17
18

1
1
1
1

Тематическое планирование по курсу «Родная (русская) литература»
9 класс (18 часов)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Тема урока
П.П.Бажов Сказ «Живинка в деле». Особенности жанра сказа.
Жизненная позиция Тимохи Малоручко и ееѐ изменение.
Образ «живинки в деле» в контексте сказа. Простота мудрости и трудность ееѐ
обретения в жизни.
Мустай Карим. Повесть «Долгое-долгое детство». Образ «малой родины»
Башкирии в повести. Своеобразие патриархального уклада башкир.
Самосознание народа, воздействие на него фольклора и исторических
событий, отражённых в повести.
Сюжет и композиция произведения. Роль образа повествователя.
Фольклорные и исторические мотивы на страницах повести.
Еремей Айпин. Образ Севера в творчестве писателя. Жанровое своеобразие
книги. Характер повествования.
Кузебай Герд. Своеобразие лирического героя в творчестве поэта.
Своеобразие лирического героя поэта; жанровые формы его стихов.
Олег Поскреѐбышев Тема памяти в стихах поэта.
Характер психологизма в лирике О.А.Поскреѐбышева.
Н.Г.Никонов. Столкновение человека и природы – основной конфликт
повести «След рыси»
Образ Кота в повести
Художественное своеобразие повести
Отражение экологической проблемы в повести
Ю.Н.Шесталов «Синий ветер касания» Своеобразие темы природы в
произведении
Образ северной природы в произведении «Синий ветер касания»
Тема Великой Отечественной войны в творчестве уральских писателей
Темы и образы литературы Урала

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».