РП Обществознание 6-9 классы

муниципальное общеобразовательное учреждение
«Арамашевская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Михаила Мантурова»

ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе
основного общего образования
МОУ «Арамашевская СОШ »
Приказ №82 от 30.08.2020 г.

Рабочая программа учебного предмета

Предмет: Обществознание
Стандарт: ФГОС
Класс: 6-9

с. Арамашево
1

Планируемые результаты освоения обучающимися учебного предмета
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного
общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду,
развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и
практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
12) Сформированность антикоррупционного мировоззрения:
усвоение
гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей
многонационального российского общества;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая и социальные сообщества;
2

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков
других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными
законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок
правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах
своей дееспособности.
Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы
основного общего образования должны отражать:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при
реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную
коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими
нарушения слуха;
2) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;

умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом
пространстве с использованием специального оборудования;

способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
3) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и
взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы
взаимодействия;

знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
3

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции
своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной программы
основного общего образования должны отражать:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

владение навыками определения и исправления специфических ошибок
(аграмматизмов) в письменной и устной речи;
2) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

формирование способности планировать, контролировать и оценивать собственные
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при
сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения
результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи
тьютора;

формирование умения выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при
сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

формирование умения оценивать результат своей деятельности в соответствии с
заданными эталонами при организующей помощи тьютора;

формирование умения адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и
неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора;

развитие способности самостоятельно обратиться к педагогическому работнику
(педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо
вопроса;

формирование умения активного использования знаково-символических средств для
представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и
практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора;

развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными
эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и
интерпретировать получаемую информацию из различных источников.
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в
учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности. Обучающийся сможет:

анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
4


выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:

определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной
задачей и составлять алгоритм их выполнения;

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;

определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения
учебной и познавательной задачи;

выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая
логическую последовательность шагов);

выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для
решения задачи/достижения цели;

составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи
и находить средства для их устранения;

описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии
решения практических задач определенного класса;

планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией. Обучающийся сможет:

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов
и критерии оценки своей учебной деятельности;

систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых
результатов и оценки своей деятельности;

отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;

находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся
ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе
анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение
характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
5

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения. Обучающийся сможет:

определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для
выполнения учебной задачи;

свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из
цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих
внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы;

принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы
выхода из ситуации неуспеха;

ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или
параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний
для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта
восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения
психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
Умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и
свойства;

выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему
слов;

выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их
сходство;

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;

выделять явление из общего ряда других явлений;

определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между
явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного
явления, выявлять причины и следствия явлений;

строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям;

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом
общие признаки;
6


излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и
применять способ проверки достоверности информации;

вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и
исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления;
объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее
вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя
причинно-следственный анализ;

делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать
вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные
логические связи с помощью знаков в схеме;

создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением
существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с
ситуацией;

преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область;

переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или
формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее
алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,
исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации,
поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
1.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

резюмировать главную идею текста;

преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст
(художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст nonfiction);

критически оценивать содержание и форму текста.
2.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет:
 определять свое отношение к природной среде;
 анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
7

 проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
 прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие
другого фактора;
 распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите
окружающей среды;
 выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные
работы.
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем. Обучающийся сможет:

определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации
результатов поиска;

соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

8

Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение. Обучающийся сможет:

определять возможные роли в совместной деятельности;

играть определенную роль в совместной деятельности;

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных
замен);

критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

выделять общую точку зрения в дискуссии;

договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной
перед группой задачей;

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:

определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми
(диалог в паре, в малой группе и т. д.);

представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;

соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей;

высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в
рамках диалога;

принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием
необходимых речевых средств;

использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения
смысловых блоков своего выступления;

использовать
невербальные
средства
или
наглядные
материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;

делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после
завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
9

Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для
решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи
своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями
коммуникации;

выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель
решения задачи;

использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и
коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов,
рефератов, создание презентаций и др.;

использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного
общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов,
входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей
ступени общего образования.
Изучение предметной области "Общественно-научные предметы" должно обеспечить:
формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных
основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания,
поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции
Российской Федерации;
понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного
фактора формирования качеств личности, ее социализации;
владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между
природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество
жизни человека и качество окружающей его среды;
осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном
мире;
приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в
окружающем мире, выработки способов адаптации в нем, формирования собственной активной
позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
При изучении учебных предметов общественно-научной направленности задача развития и
воспитания личности обучающихся является приоритетной (для обучающихся с расстройствами
аутистического спектра приоритетной является задача социализации).

Обществознание:
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской
идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания,
толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий
общественного развития;
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для
определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области
10

социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения
между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других
людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской
Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами,
умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие
способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным
событиям и процессам;
6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению
общественных дисциплин.

1. Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:
 использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его
природы;
 характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности
подросткового возраста;
 в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды
деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
 характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей
человека;
 приводить примеры основных видов деятельности человека;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными
способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным
способам разрешения межличностных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
 выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с
деятельностью человека;
 оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
 оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать
опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
 использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике
межличностных конфликтов;
 моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на
человека, делать выводы.
2. Общество
Выпускник научится:
 демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы
в жизни человека;
 распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
 характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать
социальные явления с позиций общественного прогресса;
 различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы
общественной жизни;
 выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях
жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
 характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать
причины экологического кризиса;
11

 на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и
осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
 раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и
личность;
 конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:
 наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах
общественной жизни;
 выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать
основные направления общественного развития;
 осознанно содействовать защите природы.
3. Социальные нормы
Выпускник научится:
 раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения
человека;
 различать отдельные виды социальных норм;
 характеризовать основные нормы морали;
 критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из
разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять
полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения
и поступков других людей с нравственными ценностями;
 раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления
этих качеств из истории и жизни современного общества;
 характеризовать специфику норм права;
 сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
 раскрывать сущность процесса социализации личности;
 объяснять причины отклоняющегося поведения;
 описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния
моральных устоев на развитие общества и человека;
 оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
4. Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
 характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о
явлениях культуры;
 описывать явления духовной культуры;
 объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
 оценивать роль образования в современном обществе;
 различать уровни общего образования в России;
 находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития
культуры из адаптированных источников различного типа;
 описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к
ним;
 объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
 учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей
профессиональной деятельности;
 раскрывать роль религии в современном обществе;
 характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
12

 описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
 характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных
условиях;
 критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких
направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
5. Социальная сфера
Выпускник научится:
 описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные
социальные общности и группы;
 объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
 характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
 выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
 приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
 описывать основные социальные роли подростка;
 конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
 характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
 объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
 характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в
обществе;
 раскрывать основные роли членов семьи;
 характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные
критерии для оценки безопасных условий жизни;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к
различным способам разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
 раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
 выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к
различным способам разрешения семейных конфликтов;
 формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ
жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности
жизнедеятельности;
 использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных
конфликтов;
 находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из
адаптированных источников различного типа.
6. Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
 объяснять роль политики в жизни общества;
 различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
 давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
 различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
 раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
 называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
 характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
 осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении
нашего государства;
13

 соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные
выводы.
7. Гражданин и государство
Выпускник научится:
 характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы
государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
 объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
 раскрывать достижения российского народа;
 объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
 называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан,
гарантированные Конституцией РФ;
 осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
 характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
 аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на
положение России в мире;
 использовать знания и умения для формирования способности уважать права других
людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
8. Основы российского законодательства
Выпускник научится:
 характеризовать систему российского законодательства;
 раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
 характеризовать гражданские правоотношения;
 раскрывать смысл права на труд;
 объяснять роль трудового договора;
 разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых
отношениях;
 характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
 характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
 конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
 характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
 раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
 анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными,
трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки
правонарушения, проступка, преступления;
 исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов
детей, оставшихся без попечения родителей;
 находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из
доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять
полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с
нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
 на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных
ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного
на уважении к закону и правопорядку;
 оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный
вклад в их становление и развитие;
 осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и
средствами.
9. Экономика
Выпускник научится:
14

 объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
 различать основных участников экономической деятельности: производителей и
потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение
субъектов экономической деятельности;
 раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
 характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы,
сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
 характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие
рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
 объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать
структуру бюджета государства;
 называть и конкретизировать примерами виды налогов;
 характеризовать функции денег и их роль в экономике;
 раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
 анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных
источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие
экономические явления и процессы;
 формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных
вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт;
использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической
деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
 раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
 характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
 использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической
деятельности;
 обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
 анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию,
получаемую из неадаптированных источников;
 выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием
состояния российской экономики;
 анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и
модели поведения потребителя;
 решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные
ситуации в экономической сфере деятельности человека;
 грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального
поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
 сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
 способность выявлять признаки коррупционного поведения;
 осознание степени общественной опасности коррупционных правонарушений (преступлений);
 способность определять характер вреда, причиняемый общественным отношениям





коррупционным поведением граждан, должностных лиц;
способность определять и использовать социальные институты,
противодействие коррупции;
способность выбирать корректную модель правомерного поведения
коррупциогенных ситуациях.
способность к развитию правосознания на основе полученных знаний;

обеспечивающие
в

потенциально

приобретение навыков, необходимых для повышения уровня правовой культуры в рамках
образовательной и иной деятельности;
15









способность выявления мотивов коррупционного поведения и определение коррупциогенных
факторов.
приобретение знаний о характере вреда, наносимого коррупцией экономическим отношениям;
способность выявлять основные коррупциогенные факторы в области экономических
отношений
приобретение знаний об основных направлениях государственной антикоррупционной
политики;
приобретение знаний о содержании понятия коррупции, его основных признаках;
способность осуществлять классификацию форм проявления коррупции;

приобретение знаний о негативных последствиях, наступающих в случае привлечения к
ответственности за коррупционные правонарушения;
 способность разграничения коррупционных и схожих не коррупционных явлений в различных
сферах жизни общества.
 способность определять роль политических институтов в системе противодействия коррупции.
(согласно письму Минобрнауки России от 3 августа 2015 г. N 08-1189 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по воспитанию антикоррупционного мировоззрения у
школьников и студентов»)

Содержание учебного предмета
Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного.
Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения
между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека.
Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие
видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль
деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения.
Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие
общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы
обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность
международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства
связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности
его развития.
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы,
традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности.
Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные
принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни
человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть.
Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные
признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности
социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и
алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового
образа жизни.
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества.
Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его
значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации.
16

Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как
форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как
элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.
Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус
личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная
мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции.
Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и
нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное
государство. Социальная политика Российского государства.
Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные
признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления.
Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее
основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в
политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их
роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное
самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их
разрешения.
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной
закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации.
Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы
государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации,
его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской
Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство
Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской
Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения
органов государственной власти и граждан. Способы взаимодействия с властью посредством
электронного правительства. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина
в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.
Основы российского законодательства
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт.
Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие,
виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские
правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права
потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и
трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности
человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов
и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых
отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное
право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели
наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и
их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18
лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в
сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных
конфликтов.
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и
потребности, ограниченность ресурсов. Производство - основа экономики. Распределение. Обмен.
Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация.
Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия.
Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность.
17

Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть
современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль
государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет.
Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта,
электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского
обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование
жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы.
Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций.
Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет.
Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения.
Инфляция.

18

Тематическое планирование курса «Обществознание», 6 класс
№
урока
1

2

3
4
5
6
7
8
9

Элементы
содержания
Вводный инструктаж по охране труда
Задачи и содержание курса «Обществознание» в
учащихся в кабинете обществознания.
6 классе. Знакомство со структурой учебника.
Введение в изучение курса
Знакомство с формами работы по предмету.
ЧЕЛОВЕК В СОЦИАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ
Личность
Человек как биосоциальное существо. Индивид.
Индивидуальность. Личность.
Индивидуальность – плохо или хорошо. Сильная
личность - какая она?
Личность.
Социализация личности. Роль личности в
Особенности подросткового возраста
развитии общества.
Познание человеком мира и самого себя
Особенности познания человеком окружающего
мира и самого себя. Значение самооценки в
развитии способностей человека. Самосознание.
Познание человеком мира и самого себя
Особенности познания человеком окружающего
мира и самого себя. Значение самооценки в
развитии способностей человека. Самосознание.
Понятие деятельности. Многообразие видов Понятие деятельности. Роль и значимость
деятельности. Игра, труд, учение
различных форм деятельности в жизни любого
человека. Структура деятельности.
Роль деятельности в жизни человека и
Понятие деятельности. Роль и значимость
общества
различных форм деятельности в жизни любого
человека. Структура деятельности.
Способности и потребности человека
Какие бывают потребности. Мир мыслей. Мир
чувств.
Особые потребности людей с ограниченными Инклюзивное образование. Государственная
возможностями
программа «Доступная среда».
Тема урока

10

На пути к жизненному успеху

11

На пути к жизненному успеху

Слагаемые жизненного успеха. Привычка к
труду. Выбор профессии. Выбор жизненного
пути.
Слагаемые жизненного успеха. Привычка к
труду. Выбор профессии. Выбор жизненного

Домашнее задание
Письменное задание на тему «Мое
знакомство с новым предметом»
§1, прочитать, сообщение
«Выдающаяся личность»,
§1, решение кроссворда
§2, прочитать, подготовиться к
тесту
§2, сообщение о детяхвундеркиндах
§3, конспект
§3, ответить на вопросы стр.31
§4, прочитать, зад.6 стр.40
§4, прочитать
§5, прочитать
§5, повторить главу 1,
подготовиться к контрольной
19

12
13
14
15

16
17
18
19
20
21
22
23

пути.
Контрольная работа№1 по теме: «Человек в Работа с дополнительным материалом.
социальном измерении»
Выполнение тестовых заданий.
ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ
Межличностные отношения.
Какие отношения называются межличностными.
Личные и деловые отношения
Чувства – основа межличностных отношений.
Виды межличностных отношений.
Межличностные отношения.
Какие отношения называются межличностными.
Личные и деловые отношения
Чувства – основа межличностных отношений.
Виды межличностных отношений.
Человек в малой группе.
Какие бывают группы. Группы, которые мы
Лидерство
выбираем. Кто может быть лидером. О
поощрениях и наказаниях. С какой группой тебе
по пути.
Семья и семейные отношения. Семейные
Семья как малая группа. Функции семьи.
ценности и традиции
Основные роли членов семьи. Отношения между
поколениями. Досуг семьи.
Общение
Что такое общение. Каковы цели общения. Как
люди общаются. Особенности общения со
сверстниками, старшими и младшими.
Межличностные конфликты и способы их
Как возникает межличностный конфликт. Как не
разрешения
проиграть в конфликте.
Межличностные конфликты и способы их
Как возникает межличностный конфликт. Пути
разрешения
решения конфликта.
Контрольная работа№2 по теме: «Человек
Обобщение и систематизация знаний по теме
среди людей»
НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ
Человек славен добрыми делами.
Что такое добро. Кого называют добрым.
Добро и зло
Доброе – значит хорошее. Главное правило
доброго человека - мораль.
Человек славен добрыми делами.
Что такое добро. Кого называют добрым.
Добро и зло
Доброе – значит хорошее. Главное правило
доброго человека - мораль.
Человек славен добрыми делами.
Что такое добро. Кого называют добрым.
Добро и зло
Доброе – значит хорошее. Главное правило

работе

§6, прочитать
§6, задание рубрики «В классе и
дома», с. 47-48
§7, прочитать, вопросы стр. 66

§7, эссе по теме «Семья»
§8, прочитать
§9, прочитать
§9, выучить основные понятия,
подготовиться к контрольной
работе

§10, прочитать, задания рубрики
«В классе и дома» с. 91, эссе
§10, задания рубрики «В классе и
дома» с. 91
§10, эссе «Доброта – лучшее
качество человека»
20

24
25
26
27
28
29-30
31-32
33
34-35

доброго человека - мораль.
Будь смелым
Что такое страх. Смелость города берет. Имей
смелость сказать злу «нет»
Будь смелым
Что такое страх. Смелость города берет. Имей
смелость сказать злу «нет»
Гуманизм
Что такое гуманизм. Принципы гуманизма.
Прояви внимание к старикам
Гуманизм
Что такое гуманизм. Принципы гуманизма.
Прояви внимание к старикам.
Контрольная работа№3 по теме:
1. Устные задания для обобщения и
«Нравственные основы жизни»
систематизации знаний по пройденной теме.
2. Письменные задания по теме урока.
Обобщение и систематизация знаний по теме: 1. Зачетные вопросы.
«Человек и общество»
2. Практические задания.
Человек в системе общественных отношений 1. Защита индивидуальных проектов.
2. Обсуждение проектов.
Итоговая контрольная работа по курсу
Выполнение тестовых заданий
«Обществознание»
Урок-конференция «Человек и общество»

§11, прочитать
§11, ответить на вопросы 1-3 с.
112
§12, прочитать, выучить основные
понятия темы
§12, выучить основные понятия
темы

Подготовка к защите проекта
Подготовка к контрольной работе
Подготовка рефератов

21

Тематическое планирование курса «Обществознание», 7 класс
№
урока
1

2
3

4

5

6

7
8

Тема урока
Вводный инструктаж по охране труда учащихся
в кабинете обществознания.
Мир вокруг меня

Элементы содержания

Знакомство с курсом «Обществознание. 7
класс». Цели, задачи изучения предмета.
Структура, особенности содержания
методического аппарата учебника.
РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ
Социальные нормы как регуляторы
Общественные нравы, традиции и обычаи. Как
поведения человека в обществе
усваиваются социальные нормы.
Права и обязанности граждан
Роль права в жизни общества и государства.
Гражданские и политические права. Права
ребенка и их защита. Международные правовые
документы о правах ребенка.
Права и обязанности граждан
Роль права в жизни общества и государства.
Гражданские и политические права. Права
ребенка и их защита. Международные правовые
документы о правах ребенка.
Почему важно соблюдать законы
Свобода и ответственность. Конституция РФ.
Механизмы реализации и защиты прав и свобод
человека и гражданина. «Закон выше власти».
Кто стоит на страже закона.
Защита Отечества. Патриотизм и
Патриотизм и гражданственность. Отечество.
гражданственность
Священный долг гражданина – защита
Отечества. Военная служба. Основные
обязанности военнослужащих. Подготовка к
выполнению воинского долга.
Что такое дисциплина
Дисциплина общеобязательная и специальная.
Правомерное поведение. Дисциплинарные
взыскания.
Виновен – отвечай.
Виды нормативно-правовых актов. Система
Социальная ответственность
законодательства. Признаки и виды
правонарушений. Юридическая

Домашнее задание
Учебник (с.5-6)

§1, задание рубрики «В классе и
дома» 1,2, стр. 14
§2, прочитать

§2, создание проекта «Законы для
нового государства»
§3, индивидуальное задание:
подготовить сообщения о
Бородинском сражении и
сражении под Прохоровкой
§4, подготовить сообщения
«Участие своих предков в защите
Отечества», « Подвиги российских
солдат и офицеров в наши дни»
§5, составление дневника «Учимся
быть дисциплинированными»
§6, прочитать, выполнение
заданий 1-5, с.54-55
22

9

Виновен – отвечай.
Социальная ответственность

10

Кто стоит на страже закона

11

Кто стоит на страже закона

12

13

14

15
16

ответственность. Особенности правового
статуса несовершеннолетних. Презумпция
невиновности.
Виды нормативно-правовых актов. Система
законодательства. Признаки и виды
правонарушений. Юридическая
ответственность. Особенности правового
статуса несовершеннолетних. Презумпция
невиновности.
Правоохранительные органы РФ. Суд.
Прокуратура. Нотариус. Полиция.
Взаимодействие правоохранительных органов и
граждан. Защита прав несовершеннолетних.
Правоохранительные органы РФ. Суд.
Прокуратура. Нотариус. Полиция.
Взаимодействие правоохранительных органов и
граждан. Защита прав несовершеннолетних.

Контрольная работа№1 по теме:
«Регулирование поведения людей в
обществе»
ЧЕЛОВЕК В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
Экономика и ее основные участники
Экономика и ее роль в жизни общества.
Основные сферы экономики; производство,
потребление, обмен. Взаимосвязь
правонарушителей и потребителей.
Экономика и ее основные участники
Экономика и ее роль в жизни общества.
Основные сферы экономики; производство,
потребление, обмен. Взаимосвязь
правонарушителей и потребителей.
Заработная плата и стимулирование труда
Производство и труд. Производительность
труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на
производительность труда.
Заработная плата и стимулирование труда.
Производство и труд. Производительность
Каким должен быть современный работник труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на
производительность труда.

§6, создание памятки «Учимся
уважать закон»

§7, работа с материалами сайта
schoolsector.relarn.ru/prava(рубрики
«Адвокат для ребят», «Очная
ставка», «Допрос населения»
Повторение главы 1, подготовка к
контрольной работе

§8, прочитать

§8, ответить на вопрос 1, стр.88

§9, прочитать
§9, выучить основные понятия,
ответить на вопросы стр. 81
23

17

Издержки, выручка, прибыль. Факторы,
влияющие на производительность труда

18

Издержки, выручка, прибыль. Факторы,
влияющие на производительность труда

19

Предпринимательство и его организационноправовые формы

20

Предпринимательство и его организационноправовые формы

21

Торговля и ее формы. Реклама

22

Торговля и ее формы. Реклама

23

Деньги и их функции

24

Деньги и их функции

25

Экономика семьи

26

Экономика семьи

Производство и труд. Издержки, выручка,
прибыль. Развитие производства. Затраты
производства.
Производство и труд. Издержки, выручка,
прибыль. Развитие производства. Затраты
производства.
Предпринимательство. Малое
предпринимательство и фермерское хозяйство.
Основные организационно-правовые формы
предпринимательства. Роль
предпринимательства в развитии экономики.
Предпринимательство. Малое
предпринимательство и фермерское хозяйство.
Основные организационно-правовые формы
предпринимательства. Роль
предпринимательства в развитии экономики.
Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы
торговли. Реклама. Как обмен решает задачи
экономики. Торговля – источник богатства
станы.
Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы
торговли. Реклама. Как обмен решает задачи
экономики. Торговля – источник богатства
станы.
Деньги. Функции и формы денег. Реальные и
номинальные доходы. Инфляция. Обменные
курсы валют.
Деньги. Функции и формы денег. Реальные и
номинальные доходы. Инфляция. Обменные
курсы валют.
Экономические функции домохозяйства.
Потребление домашних хозяйств. Семейный
бюджет. Источники доходов и расходов семьи.
Активы и пассивы. Личный финансовый план.
Сбережения.
Экономические функции домохозяйства.

§10, прочитать
§10, задание 3, стр.90
§11, прочитать

§11, создание проекта «Учимся
создавать свой бизнес»

§12, прочитать

§12, задание 2 стр.104

§13, создание презентации «Как
изменялись деньги»
§13, прочитать
§14, прочитать

§14, подготовить плакат «Товар
24

27
28
29
30-31
32-33
34-35

Контрольная работа№2 по теме: «Человек в
экономических отношениях»

Потребление домашних хозяйств. Семейный
бюджет. Источники доходов и расходов семьи.
Активы и пассивы. Личный финансовый план.
Сбережения.
Практические и тестовые задания.

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
Человечество в XXI в., основные вызовы и
Самое громкое слово. Бесценный дар или
угрозы. Причины и опасность
неисчерпаемая кладовая? Загрязнение
международного терроризма
атмосферы. Загрязнение воды и почвы.
Охранять природу – значит охранять жизнь Что значит относится к природе почеловечески? Тяжелые последствия
безответственности. Экологическая мораль.
Закон на страже природы
Природа нуждается в охране. Что подлежит
охране? Что может сделать гражданин для
защиты природы.
Контрольная работа№3 по теме: «Человек и Практические и индивидуальные задания
природа»
Итоговое повторение по курсу
Выполнение тестовых заданий
«Обществознание» 7 класса

XXI века»

§15, сообщения об исчезнувших
видах птиц и животных
§16, написание эссе на тему:
«Беречь природу – значит беречь
человека»
§17, подготовка тематического
плаката на тему: «Мы любим наш
край», «Отдаем долги природе»
Подготовка к контрольной работе

25

Тематическое планирование курса «Обществознание», 8 класс
№
урока

Тема урока

1

Вводный инструктаж по охране труда
учащихся в кабинете обществознания.
Биологическое и социальное в человеке.

2

Личность.
Социализация личности

3

Общество как форма жизнедеятельности
людей. Взаимосвязь общества и природы.
Типы обществ

4

Развитие общества

Элементы содержания

Домашнее задание

Черты сходства и различий человека и
животного. Биологическое и социальное в
человеке. Мышление и речь

§1-2, прочитать

Индивид, индивидуальность, личность.
Основные возрастные периоды жизни человека.
Особенности социализации в подростковом
возрасте. Отношения между поколениями.
Жизненные ценности и ориентиры.
Понятие общества и его основные признаки.
Основные сферы жизни общества и их
взаимодействие. Традиционное общество,
индустриальное общество, постиндустриальное
общество
Общественный прогресс. Усиление
взаимосвязей стран и народов. Глобальные
проблемы современности. Опасность
международного терроризма. Экологический
кризис и пути его разрешения. Современные
средства связи и коммуникации, их влияние на
нашу жизнь. Современное российское
общество, особенности его развития.

§5, разработка анкеты «Что я ценю
больше всего в жизни»

§3, ответить на вопросы с.26-27

§4, ответить на вопросы с.33

26

5

Сфера духовной культуры и ее особенности

Сфера духовной культуры и её особенности.
Культура личности и общества. Тенденции
развития духовной культуры в современной
России.

§6, прочитать

6

Культура, ее многообразие и
основные формы

Искусство как элемент духовной культуры
общества. Влияние искусства на развитие
личности.

§6, составление галереи гениев
культуры

7

Мораль, ее основные принципы.
Нравственность. Добро и зло

§7, выполнение заданий 1-5 с.62-63

8

Долг. Совесть

Мораль. Общественные ценности.
Гражданственность и патриотизм. Уважение
социального многообразия. Добро и зло —
главные понятия этики. Золотое правило
нравственности. Роль морали в жизни человека
и общества.
Долг и совесть. Совесть — внутренний
самоконтроль человека

9

Моральные нормы и нравственный выбор

Моральный выбор. Свобода и ответственность.
Моральные знания и практическое поведение.
Критический анализ собственных помыслов и
поступков.

§9, подготовиться к тесту

10

Моральная ответственность

11

Образование, его значимость в условиях
информационного общества

12

Возможности получения общего и
профессионального образования в РФ

§8, прочитать, сочинениерассуждение «Каков бессовестный
человек?»

§9, ответить на вопросы стр. 77
Значимость образования в условиях
информационного общества. Система
образования в Российской Федерации. Уровни
общего образования. Государственная итоговая
аттестация. Самообразование.

§10, прочитать, ответить на
вопросы стр. 85

§10, сообщение о проекте создания
инновационного центра
«Сколково»

27

13

Наука в жизни современного общества

14

Религия как форма культуры

15

Контрольная работа№1 по теме:
«Сфера духовной культуры»

Наука, ее значение в жизни современного
общества. Нравственные принципы труда
ученого. Научно-технический прогресс в
современном обществе. Развитие науки в
России.
Мировые религии. Религиозные организации и
объединения. Свобода совести. Роль религии в
жизни общества.

§11, составить таблицу о
россиянах- лауреатах Нобелевской
премии
§12, задание 2, стр.101,
подготовиться к контрольной
работе

Сфера духовной культуры и её особенности.
Долг и совесть. Непрерывность образования.
Самообразование. Наука. Религия.
ЭКОНОМИКА

16

Понятие экономики. Роль экономики в жизни
общества

17

Главные вопросы экономики

18

Типы экономических систем

19

Собственность

20

Рынок и рыночный механизм

21

Производство – основа экономики.
Производительность труда

Потребности и ресурсы. Ограниченность
ресурсов и экономический выбор. Свободные и
экономические блага. Альтернативная
стоимость (цена выбора)
Основные вопросы экономики: что, как и для
кого производить. Функции экономической
системы. Модели экономических систем

§17, эссе на тему «Экономика – это
умение пользоваться жизнью
наилучшим образом»
§18, ответить на вопросы стр.159
§18, заполнить таблицу в тетради

Право собственности. Формы собственности.
Защита прав собственности

§19, задание 5, стр.167

Рынок, его формы. Виды рынков. Рынок
капиталов. Рынок труда. Спрос и предложение
Рыночное равновесие. Рынок, конкуренция,
монополия.

§20, прочитать

Производство. Распределение. Обмен.
Потребление. Товары и услуги. Ресурсы и
потребности, ограниченность ресурсов.
Разделение труда и специализация. Факторы
производства.

§21, прочитать, поиск материала о
российских компаниях,
специализирующихся на
производстве определенных
товаров и услуг
28

22

Предпринимательская деятельность

Содержание и функции предпринимательства.
Предприниматель: экономический статус,
поведение, функции. Цели фирмы, ее основные
организационно-правовые формы. Малый
бизнес и его роль в экономике. Фермерское
хозяйство.

§22, вопросы стр.192

23

Роль государства в экономике.
Налогообложение граждан

§23, задание 3, стр.200

24

Неравенство доходов и экономические меры
социальной поддержки

Экономические цели и функции государства.
Государственный бюджет. Способы
воздействия государства на экономику. Налоги:
система налогов, функции, налоговые системы
разных эпох.
Неравенство доходов. Перераспределение
доходов. Экономические меры социальной
поддержки населения. Пенсионное обеспечение.

25

Потребление. Страховые услуги

26

27

Потребление. Семейное потребление.
Страховые услуги: страхование жизни,
здоровья, имущества, ответственности.
Экономические основы защиты прав
потребителя.
Инфляция, ее последствия. Банковские услуги, Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые
предоставляемые гражданам
гражданам: депозит, кредит, платежная
карта, электронные деньги, денежный перевод,
обмен валюты. Формы дистанционного
банковского обслуживания: банкомат,
мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Формы
сбережения граждан. Защита от финансовых
махинаций.
Безработица. Профсоюз
Труд: сущность, виды труда, значение труда.
Рабочая сила и рынок труда. Безработица, ее
причины и последствия

§24, сообщение о мерах,
принимаемых государством для
решения проблемы бедности в
нашей стране
§25, вопросы 1-4, стр.215

§26, вопросы 1-4, стр.224

§27, заполнение таблицы
«Последствия безработицы для
общества»

29

28

Международная торговля.
Обменные курсы валют

29

Контрольная работа№2 по теме:
«Экономическая сфера»

Обмен. Мировое хозяйство. Международная
торговля. Обменные курсы валют.
Внешнеторговая политика. Инвестиции в
реальные и финансовые активы.
Сущность и структура экономики. Рынок в
условиях переходного периода. Роль государства
в экономике.
Труд, занятость, безработица

§28, подготовка к контрольной
работе

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
30

Социальная структура общества

Социальная мобильность. Социальные
общности и группы. Социальные конфликты и
пути их разрешения. Социальная политика
Российского государства.

§13, выучить основные понятия
темы

31

Социальные роли. Основные социальные
роли в подростковом возрасте. Социальный
статус личности

Социальная роль и социальный статус Большие
и малые социальные группы. Формальные и
неформальные группы.

§14, вопросы 1-6, стр.121

32

Большие и малые социальные группы.
Формальные и неформальные группы

33

Этнос и нация

Национальное самосознание. Отношения между
нациями. Россия – многонациональное
государство.

34

Социальный контроль.
Отклоняющееся поведение.

§15, подбор материала из газет и
Интернета о межнациональных
противоречиях в разных странах
мира в настоящее время
§16, задание 4, стр.139

35

Итоговое обобщение по курсу:
«Обществознание»

Опасность наркомании и алкоголизма для
человека и общества. Социальная значимость
здорового образа жизни.
Основные понятия по разделам курса

30

Тематическое планирование курса «Обществознание», 9 класс
№

Тема урока

Элементы содержания

Домашнее
задание

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
1

Вводный инструктаж по охране труда
учащихся в кабинете обществознания.
Политика и власть.
Роль политики в жизни общества

Понятие «политика». Соотношение понятий
«власть» и «политика». Роль политики в жизни
общества. Особенности политической власти.
Влияние СМИ на политическую жизнь
общества. Способы взаимодействия с властью
посредством электронного правительства.

§ 1, эссе «Недолговечна та власть,
которая управляет во вред
народу»

2

Государство, его существенные признаки.
Функции государства

§ 2, задания и вопросы

3

Политический
режим

Происхождение государства. Признаки
государства. Внутренняя и внешняя политика
государства. Формы правления. Формы
государственно-территориального
устройства. Межгосударственные отношения.
Межгосударственные конфликты и способы их
разрешения.
Понятие «политический режим. Основные виды
политических режимов: тоталитарный,

§ 3, прочитать
31

4

Демократия, ее
основные признаки и ценности

5

Правовое
государство.
Разделение властей

6

Гражданское общество.
Местное самоуправление

7

Выборы и референдумы. Участие граждан в
политической жизни. Опасность
политического экстремизма

8

Политические партии и движения, их роль в
общественной жизни

9

10

авторитарный, демократический. Способы
удержания власти в тоталитарном обществе.
Способы обеспечения подконтрольности власти
в условиях демократии. Развитие демократии в
современном мире.
Понятие правового государства. Идея
соединения силы и справедливости в правовом
государстве. Власть в правовом государстве.
Принципы (признаки) правового государства.
Понятия «общество» и «гражданское
общество». Основные признаки гражданского
общества. Роль гражданского общества в
отношении личности и государства.
Общественные организации - основа
гражданского общества. Различия между
государственным и местным самоуправлением.
Формы осуществления местного
самоуправления
Выборы и референдум – возможность влияния
на политику. Способы воздействия на власть в
демократическом обществе. Степень и
оправданность ограничения политических
свобод. Условия сознательного участия
человека в политической жизни. Сущность и
проявления политического экстремизма
Причины возникновения общественнополитических движений и их сущность.
Признаки политической партии.
Многопартийность
Основные понятия темы

§ 3, рабочий лист
§ 4, вопросы для повторения

§ 5, конспект

§ 7, прочитать, подготовиться к
тесту

§7, подготовить сообщения

Контрольная работа№1 по теме:
«Политическая сфера жизни общества»
ОСНОВЫ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. ГРАЖДАНИН И ГОСУДАРСТВО
Право, его роль в жизни человека, общества
и государства. Система российского
законодательства

Смысловые значения понятия «право».
Основные признаки права. Источники права.
Норма права. Нормативный правовой акт.

§ 8, прочитать, выучить понятия

32

Право и мораль: общее и различия.
11

Правоотношения.
Правоспособность и дееспособность

12

Признаки и виды правонарушений. Понятие,
виды и функции юридической
ответственности. Презумпция невиновности

13

Органы государственной власти и
управления в Российской Федерации.
Правоохранительные органы.

14

Судебная система Российской Федерации.
Взаимоотношения органов государственной
власти и граждан

15

Конституция Российской Федерации основной закон государства

16

Конституционные основы государственного
строя Российской Федерации. Россия федеративное государство.

Элементы правоотношений. Сущность и
особенности правоотношений. Смысл понятий
«субъекты правоотношений», «объекты
правоотношений». Субъективное право.
Участники правоотношений. Понятия
«Дееспособность» и «правоспособность».
Признаки правонарушения. Виды
правонарушений. Формы вины:
неосторожность, умысел. Преступление и
проступок. Виды юридическая ответственности:
уголовная. административная, дисциплинарная,
гражданская.
Президент Российской Федерации, его основные
функции. Федеральное собрание Российской
Федерации. Правительство Российской
Федерации. Государственные
правоохранительные органы: функции, цели и
задачи.
Принципы правосудия. Суд. Прокуратура.
Адвокатура. Специфика работы нотариата.

§ 9, прочитать, ответить на
вопросы, эссе «Когда закон дает
право, он дает также и средство
его защиты»

Конституция - закон вышей юридической
силы. Базовые ценности Конституции:
нравственные, ценности демократии, ценности
патриотизма, ценности международного
сотрудничества, ценности социального мира.
Основные задачи Конституции.
Конституционный строй современной России.
Принципы конституционного строя. Субъекты
федерации. Гражданство Российской
Федерации.

§ 12, ст.1, гл.1 Конституции РФ

§ 10, подготовиться к тесту

§ 10, прочитать

§ 11, ответить на вопросы стр. 9596

§ 12-13, гл.1 Конституции РФ

33

17

Конституционные права и свободы человека
и гражданина в Российской Федерации.
Конституционные обязанности гражданина
Российской Федерации

18

Права и свободы человека и
гражданина в России, их гарантии.
Механизмы реализации и защиты прав и
свобод человека и гражданина в РФ

19

Права ребенка и их защита. Особенности
правового статуса несовершеннолетнего

20

Гражданские
правоотношения. Право собственности.

21

Права потребителей,
защита прав потребителей
Право на труд и трудовые правоотношения.
Трудовой договор и его значение в
регулировании трудовой деятельности
человека

22

23

Семейные правоотношения. Семья под
защитой государства.

Права человека – высшие ценности
человеческой цивилизации. Что такое права
человека. Естественные и неотчуждаемые права
человека. Общечеловеческие правовые
документы. Классификация прав, закрепленные
в Конституции РФ. Юридические гарантии и
система защиты прав человека. Права ребенка
Основные международные документы о правах
человека и правах ребенка.

§ 14-15, гл.2 Конституции РФ

Дееспособность малолетних. Дееспособность
несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18
лет.
Сущность гражданского права. Особенности
гражданских правоотношений. Основные виды
гражданско-правовых договоров. Способы
защиты гражданских прав. Договоры и сделки.
Гражданская дееспособность
несовершеннолетних.
Защита прав потребителей.

§ 14-15, вопросы и задания

Что означает право на труд. Трудовые
правоотношения. Трудовой договор – основа
трудовых правоотношений. Права и обязанности
работников. Значение дисциплины труда.
Льготы для совмещающих работу с учебой.
Особенности регулирования труда работников в
возрасте до 18 лет.
Суть юридических понятий семьи и брака:
фактическое и юридическое понимание.
Предпосылки возникновения семьи. Условия и
порядок заключения брака. Сущность и
особенности семейных правоотношений.

§ 17, вопросы и задания

§ 14-15, заполнение кластера в
тетради

§ 16, прочитать

§ 16, выучить основные понятия

§ 18 вопросы и задания, эссе «К
родителям относись так, как бы
желал, чтобы твои дети
относились к тебе»

34

24
25

26

27
28

Права и обязанности детей и родителей.
Защита интересов и прав детей, оставшихся
без попечения родителей.
Особенности административно-правовых
отношений. Административные
правонарушения. Виды административного
наказания.
Уголовное право, основные понятия и
принципы. Понятие и виды преступлений

Особенности уголовной ответственности и
наказания несовершеннолетних
Жилищные правоотношения.
Социальные права

29

Международно-правовая защита жертв
вооруженных конфликтов. Международное
гуманитарное право.

30

Правовое регулирование
в сфере образования

31

Контрольная работа№2 по теме:
«Основы российского законодательства.
Гражданин и государство»

Правоотношения супругов, родителей и детей.
Законные и договорный режим имущества
супругов
Административное право. Понятие и черты
административного правоотношения.
Административное правонарушение. Виды
административных наказаний
Что такое уголовное право. Особенности
уголовно-правовых отношений. Понятие
преступление. Признаки преступления.
Классификация преступлений. Обстоятельства,
исключающие уголовную ответственность:
необходимая оборона, крайняя необходимость.
Виды наказаний. Цели наказания.
Понятие «социальное государство». Социальная
политика государства. Условия для успешного
решения социальных задач. Социальные права
граждан РФ: право на жилище, на социальное
обеспечение, на охрану здоровья
Предпосылки создания международного
гуманитарного права. Принципы и сущность
международного гуманитарного права. Методы
и средства ведения войны, запрещенные
международным гуманитарным правом.
Особенности и значение международного
гуманитарного права.
Сущность правового регулирования в сфере
образования. Многоуровневое законодательство
в сфере образования. Сущность права на
образование. Гарантии государства в праве на
получение образования.
Право и его роль в жизни общества и
государства. Правоотношения и юридическая
ответственность. Конституция РФ. Основы
конституционного строя. Права и свободы

§ 19, вопросы и задания

§ 20, вопросы и задания

§ 21, вопросы и задания к
параграфу

§ 22, вопросы и задания

§ 23, вопросы и задания Эссе
«Потребность в образовании лежит
в каждом человеке»
Выводы к главе

35

человека. Отрасли права: гражданское,
административное, семейное, международное
гуманитарное, трудовое. Правовое
регулирование отношений в сфере образования
ИТОГОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ
32

Наше государство – Российская Федерация.
Государственные символы России.

33-34

Политика и право («Чтоб на выборы ходить гражданином надо быть!»)

35

Итоговое контрольное тестирование по курсу
обществознания

Основные понятия курса

Подготовка к контрольной работе.
Индивидуальные задания
Подготовка к контрольной работе.

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».