РП Основы безопасности жизнедеятельности 8-9 классы

муниципальное общеобразовательное учреждение
«Арамашевская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Михаила Мантурова»

ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе
основного общего образования
МОУ «Арамашевская СОШ»
Приказ № 82 от 30.08.2020 г.

Рабочая программа учебного предмета

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности
Стандарт: ФГОС
Класс: 5-9

с. Арамашево

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на
базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего
возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
12) Сформированность антикоррупционного мировоззрения:
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая и социальные
сообщества;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными
ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать
правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности.
Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования должны
отражать:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на
основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами,
имеющими нарушения слуха;
2) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;

умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального
оборудования;

способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;
3) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и
социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;

знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны
отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально
и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной
практике и профессиональной ориентации.
Метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования должны
отражать:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи;
2) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

формирование способности планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи
тьютора;

формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи
педагогического работника и организующей помощи тьютора;

формирование умения выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи
педагогического работника и организующей помощи тьютора;

формирование умения оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами при организующей
помощи тьютора;

формирование умения адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора;

развитие способности самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в
случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса;


формирование умения активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых
объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора;

развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в
различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников.
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую
последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их
выполнения;

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и
предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного
класса;

планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:


определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной
деятельности;

систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках
предложенных условий и требований;

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии
планируемого результата;

работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения
запланированных характеристик продукта/результата;

устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по
завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая
результат и способы действий;

оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью
деятельности;

обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних
ресурсов;

фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной. Обучающийся сможет:

наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в
процессе взаимопроверки;

соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению
имеющегося продукта учебной деятельности;


демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения
(устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации
(повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания
и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и
явления;

выделять явление из общего ряда других явлений;

определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять
определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности
информации;

вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности
(приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные
последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или
самостоятельно полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:

обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в
схеме;

создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;


создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для
определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного)
представления в текстовое, и наоборот;

строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания
об объекте, к которому применяется алгоритм;

строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического,
эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
1.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

резюмировать главную идею текста;

преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный –
учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

критически оценивать содержание и форму текста.
2.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной
практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
 определять свое отношение к природной среде;
 анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
 проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
 прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
 распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
 выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и
в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

определять возможные роли в совместной деятельности;

играть определенную роль в совместной деятельности;

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать
свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и
корректировать его;

предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

выделять общую точку зрения в дискуссии;

договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и
т. д.);

устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника
задачи, формы или содержания диалога.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:

определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;


делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и
обосновывать его.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:

целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с
помощью средств ИКТ;

выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных
и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных
средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем,
сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила
информационной безопасности.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих
требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное
обучение на следующей ступени общего образования.
Изучение предметной области "Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности" должно обеспечить:
физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся с учетом исторической,
общекультурной и ценностной составляющей предметной области;
формирование и развитие установок активного, экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
овладение основами современной культуры безопасности жизнедеятельности, понимание ценности экологического качества
окружающей среды, как естественной основы безопасности жизни;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения;
развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств и
показателях физической подготовленности, формирование потребности в систематическом участии в физкультурно-спортивных и
оздоровительных мероприятиях;

установление связей между жизненным опытом обучающихся и знаниями из разных предметных областей.
Предметные результаты изучения предметной области "Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности" должны
отражать:
Основы безопасности жизнедеятельности:
1) формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности,
общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера;
2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
3) понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
4) понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от
опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
5) понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;
6) формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного
вреда здоровью;
7) формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
8) понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
9) знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и
терроризм, и их последствий для личности, общества и государства;
10) знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
11) умение оказать первую помощь пострадавшим;
12) умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации,
получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;
13) умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и
индивидуальных возможностей;

14) овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и
социальных рисков на территории проживания.
Достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего
образования, необходимых для продолжения образования, является предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной
образовательной программы основного общего образования.
При итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего
образования должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебнопрактических и учебно-познавательных задач.
Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования включает две
составляющие:
результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений в
соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования;
результаты государственной итоговой аттестации выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов
освоения основной образовательной программы основного общего образования.
К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке, относятся ценностные ориентации
обучающегося и индивидуальные личностные характеристики. Обобщенная оценка этих и других личностных результатов освоения
обучающимися основных образовательных программ должна осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.
Выпускник научится:

классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;

использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве;

использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с использованием бытовых
приборов;

классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при использовании бытовых приборов
контроля качества окружающей среды и продуктов питания;

безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания;

безопасно использовать бытовые приборы;

безопасно использовать средства бытовой химии;

безопасно использовать средства коммуникации;


классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;

предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера;

безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице;

безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде;

безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте;

безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире;

безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;

безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества;

адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;

адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;

безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;

безопасно применять первичные средства пожаротушения;

соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;

соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;

соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства правила поведения на транспорте
(наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном);

классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде;

адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;

использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;

классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических походах;

готовиться к туристическим походам;

адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;

адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;

добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;

добывать и очищать воду в автономных условиях;

добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное жилище в автономных условиях;

подавать сигналы бедствия и отвечать на них;

характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства;

предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера;

классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера;

безопасно использовать средства индивидуальной защиты;


характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и
государства;

предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;

классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;

безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;

комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации;

классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для
личности, общества и государства;

классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма;

адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва
(при взрыве) взрывного устройства;

адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при
проведении мероприятий по освобождению заложников;

классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность
несовершеннолетних за правонарушения;

классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей;

предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;

адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей;

оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;

характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства;

классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;

планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья;

адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом
нагрузок;

выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;

безопасно использовать ресурсы интернета;

анализировать состояние своего здоровья;

определять состояния оказания неотложной помощи;

использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;

классифицировать средства оказания первой помощи;

оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;


извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;

оказывать первую помощь при ушибах;

оказывать первую помощь при растяжениях;

оказывать первую помощь при вывихах;

оказывать первую помощь при переломах;

оказывать первую помощь при ожогах;

оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;

оказывать первую помощь при отравлениях;

оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;

оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.
Выпускник получит возможность научиться:


безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;

классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических поездках;

готовиться к туристическим поездкам;

адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;

анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;

анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;

безопасно вести и применять права покупателя;

анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;

предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность;
анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья;

характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека;

классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регулирующих права и обязанности
супругов, и защищающих права ребенка;

владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;

классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;

оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;

оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;

оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;

оказывать первую помощь при коме;


оказывать первую помощь при поражении электрическим током;

использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники
информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;

усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать
предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;
творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.

Содержание учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Основы безопасности личности, общества и государства
Основы комплексной безопасности
Человек и окружающая среда. Мероприятия по защите населения в местах с неблагоприятной экологической
обстановкой, предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые приборы
контроля качества окружающей среды и продуктов питания. Основные правила пользования бытовыми приборами и
инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др. Безопасность на дорогах. Правила
безопасного поведения пешехода, пассажира и велосипедиста. Средства индивидуальной защиты велосипедиста. Пожар
его причины и последствия. Правила поведения при пожаре при пожаре. Первичные средства пожаротушения. Средства
индивидуальной защиты. Водоемы. Правила поведения у воды и оказания помощи на воде. Правила безопасности в
туристических походах и поездках.Правила поведения в автономных условиях. Сигналы бедствия, способы их подачи и
ответы на них. Правила безопасности в ситуациях криминогенного характера (квартира, улица, подъезд, лифт, карманная
кража, мошенничество, самозащита покупателя). Элементарные способы самозащиты. Информационная безопасность
подростка.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от них (землетрясения, извержения вулканов,
оползни, обвалы, лавины, ураганы, бури, смерчи, сильный дождь (ливень), крупный град, гроза, сильный снегопад,
сильный гололед, метели, снежные заносы, наводнения, половодье, сели, цунами, лесные, торфяные и степные пожары,
эпидемии, эпизоотии и эпифитотии). Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной защиты.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от них (аварии на радиационно-опасных,

химически опасных, пожароопасных и взрывоопасных, объектах экономики, транспорте, гидротехнических
сооружениях). Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной и коллективной защиты. Правила
пользования ими. Действия по сигналу «Внимание всем!». Эвакуация населения и правила поведения при эвакуации.
Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации
Терроризм, экстремизм, наркотизм - сущность и угрозы безопасности личности и общества. Пути и средства
вовлечения подростка в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность. Ответственность
несовершеннолетних за правонарушения. Личная безопасность при террористических актах и при обнаружении
неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве). Личная безопасность при похищении или захвате в
заложники (попытке похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников. Личная безопасность
при посещении массовых мероприятий.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие и факторы здорового образа жизни
(физическая активность, питание, режим дня, гигиена). Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия,
игромания употребление алкоголя и наркотических веществ, курение табака и курительных смесей), их влияние на
здоровье.Профилактика вредных привычек и их факторов. Семья в современном обществе. Права и обязанности
супругов. Защита прав ребенка.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Основы оказания первой помощи. Первая помощь при наружном и внутреннем кровотечении. Извлечение
инородного тела из верхних дыхательных путей. Первая помощь при ушибах и растяжениях, вывихах и переломах.
Первая помощь при ожогах, отморожениях и общем переохлаждении. Основные неинфекционные и инфекционные
заболевания,их профилактика. Первая помощь при отравлениях. Первая помощь при тепловом (солнечном) ударе.

Первая помощь при укусе насекомых и змей. Первая помощь при остановке сердечной деятельности. Первая помощь
при коме.Особенности оказания первой помощи при поражении электрическим током.

Тематическое планирование
8 класс (35 часов)
№
п.п.

Тема урока

Содержание урока

Количес
тво
часов

§
учебника
Д/З

1

§ 1.1

1

§ 1.2

1

§1.3

1

§2.1

1

§2.3

1

§2.2

Раздел 1:Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (9часов)
Тема 1: Пожарная безопасность. 3 ч.

1

Вводный инструктаж по охране труда
учащихся в кабинете ОБЖ.
Пожар. Возможные причины пожара.

2

Меры пожарной безопасности

3

Правила поведения при пожаре.

Пожар, его причины и последствия. Органы государственной власти,
обеспечивающие безопасность населения; порядок взаимодействия населения
с ними. Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные
последствия

Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами,
средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др.
Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Первичные средства
пожаротушения.
Федеральный закон «О пожарной безопасности», пожар на даче, в квартире, в
общественном месте. Права и обязанности граждан в области пожарной
безопасности. Первичные средства пожаротушения. Средства
индивидуальной защиты.
Тема 2: Безопасность на дорогах. 3 часа.

4

Опасные ситуации на дороге.

5

Правила дорожного движения (в части,
касающейся пешеходов и велосипедистов
и водителей мопедов).

6

Опасные ситуации на транспорте.
Поведение пассажиров в общественном
транспорте.

Безопасность на дорогах. Причины дорожно-транспортного травматизма.
Статистика ДТП в России.
Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и велосипедиста.
Средства индивидуальной защиты велосипедиста. Участник дорожного
движения, дорога, дорожная разметка, дорожные знаки, сигналы
регулировщика
Правила поведения на транспорте (наземном, в том числе
железнодорожном, воздушном и водном), ответственность за их
нарушения.

Тема 3: Безопасность на водоемах. 2 часа
7
8

Опасные ситуации и правила поведения на
воде.
Оказание помощи утопающему.
Безопасный отдых у воды

Водоемы. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных
и необорудованных местах. Статистика гибели людей на воде.
Безопасное поведение на воде. Правила поведения у воды и оказание
помощи на воде. Освобождение от захватов, способы транспортировки

1

§3.1

1

§3.2 3.3

1

§4.1 4.2

Тема 4: Экология и безопасность. 1 час.

9

Меры безопасности при пребывании
человека на территории с
неблагоприятными экологическими
факторами.

Человек и окружающая среда. Мероприятия по защите населения в местах
с неблагополучной экологической обстановкой, предельно допустимые
концентрации вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Предельно
допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в атмосфере, воде,
почве. Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и
продуктов питания. Природная среда, биосфера. Мутагены, свободные
радикалы, витамины. Основные правила пользования бытовыми приборами и
инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и
др.
Тема 5: Обеспечение личной безопасности. 3 часа.

10

11

12

Безопасное поведение человека в
природных условиях.

Опасные ситуации криминогенного
характера, меры предосторожности и
правила поведения.

Меры предосторожности при угрозе
совершения террористического акта.

Правила поведения в автономных условиях. Способы ориентирования на
местности, подача сигналов бедствия, добывания огня, воды и пищи.
Сооружение временного укрытия. Опасные ситуации в случае
вынужденного автономного пребывания в природных условиях
Элементарные способы самозащиты. Допустимые пределы самообороны.
Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого
скопления людей (в толпе, на стадионах, в местах проведения массовых
мероприятий и др.).
Информационная безопасность подростка. Личная безопасность при
посещении массовых мероприятий. Правила безопасности в ситуациях
криминогенного характера (квартира, улица, подъезд, лифт, карманная
кража, мошенничество, самозащита покупателя),
Личная безопасность при террористических актах и при обнаружении
неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве). Личная
безопасность при похищении или захвате в заложники (попытке
похищения) при проведении мероприятий по освобождению заложников.

1

1

1

Поведение в условиях военного конфликта.
Раздел 2:Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях (10часов).
Тема 6.Чрезвычайные ситуации техногенного характера и поведение в случае их возникновения. 7 часов.

13

14

15
16
17
18
19

Чрезвычайные ситуации природного
характера и поведение в случаях их
возникновения.

Аварии на радиационно-опасных объектах
и их возможные последствия.
Обеспечение радиационной безопасности
населения.
Аварии на химически опасных объектах и
их возможнее последствия Обеспечение
химической защиты населения.
Пожары на взрывопожароопасных
объектах экономики и их возможные
последствия.
Обеспечение защиты населения от
последствий взрывопожароопасных
объектах.
Аварии на гидротехнических сооружениях
и их последствия.
Обеспечение защиты населения от аварий

Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от них
(землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины, ураганы.
БУРИ, СМЕРЧИ, СИЛЬНЫЙ ДОЖДЬ, КРУПНЫЙ ГРАД, ГРОЗА, СИЛЬНЫЙ СНЕГОПАД, СИЛЬНЫЙ ГОЛОЛЕД, МЕТЕЛИ,
СНЕЖНЫЕ ЗАНОСЫ, НАВОДНЕНИЯ, ПОЛОВОДЬЕ, СЕЛИ, ЦУНАМИ, ЛЕСНЫЕ, ТОРФЯННЫЕ И СТЕПНЫЕ пожары,
эпидемии, эпизоотии, эпифитотии), (метеорологического, геологического,
гидрологического, биологического) и правила поведения в этих ситуациях.
Рекомендации по безопасному поведению.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от них
(аварии на радиационно-опасных, химически опасных, пожароопасных и
взрывоопасных, объектах экономики, транспорте, гидротехнических
сооружениях).
Единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (РСЧС), ее
основные задачи. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного
характера по типам и видам их возникновения. Авария, катастрофа.
Рекомендации по безопасному поведению.
Индивидуальные средства защиты: индивидуальная аптечка, ватно-марлевая
повязка, респиратор, противогаз. Федеральный закон «О радиационной
безопасности» Ионизирующее излучение, РОО. Рекомендации по
безопасному поведению.
АХОВ, ХОО, химическая авария. Средства индивидуальной защиты.
Рекомендации по безопасному поведению.
Взрывопожароопасные объекты. Рекомендации по безопасному поведению.

Федеральный закон «О промышленной безопасности»
ГТС, гидродинамическая авария. Рекомендации по безопасному поведению.
Федеральный закон «О безопасности ГТС»

1

§5.1

1

§5.2
§6.1

1

§5.3
§6.2

1

§5.4

1

§6.3

1

§5.5

1

§6.4

на гидротехнических сооружениях
Тема 7.Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. (3 часа).

20
21
22

Действия населения по сигналу
«Внимание всем!».
Средства индивидуальной и коллективной
защиты.
Эвакуация населения и правила поведения
при эвакуации.

Гражданская оборона, ее предназначение и задачи по обеспечению защиты
населения от опасностей, возникающих при проведении боевых действий
или вследствие этих действий. Способы оповещения населения о
чрезвычайных ситуациях техногенного или природного характера.
Защитные сооружения ГО. Средства индивидуальной и коллективной
защиты. Правила пользования ими.
Виды и способы эвакуации. Аварийно-спасательные и другие неотложные
работы.

1
1
1

Раздел 3: Оказание первой помощи (12часов).
Тема 8. Основы здорового образа жизни (8 часов).
23

Здоровый образ жизни.

24

Индивидуальное здоровье человека, его
физическая и духовная сущность.

25

Репродуктивное здоровье как общая
составляющая здоровья человека и
общества.

26
27

Здоровый образ жизни и безопасность,
основные составляющие здорового образа
жизни.
Влияние окружающей природной среды на
здоровье человека.

28

Здоровый образ жизни и профилактика
основных неинфекционных заболеваний.

29

Факторы, укрепляющие и разрушающие
здоровье.

30

Вредные привычки и их профилактика.

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни Показатели,
характеризующие здоровье.
Индивидуальное здоровье, духовное здоровье, социальное здоровье, фактор
наследственности.
Репродуктивная функция человека как необходимость для воспроизводства
населения. Здоровье человека для повышения демографического роста.
Семья в современном обществе. Права и обязанности супругов. Защита прав
ребенка.
Образ жизни, ЗОЖ. Составляющие и факторы здорового образа жизни
(физическая активность, питание, режим дня, гигиена).

Природная среда проживающего населения. Влияние неблагоприятной
обстановки на организм человека. Благоприятная окружающая среда.
Статистика заболеваемости населения основными неинфекционными
болезнями.
Основные неинфекционные и инфекционные заболевания, их профилактика.
Различные факторы и привычки благоприятно и негативно влияющие на
индивидуальное и коллективное здоровье
Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия, игромания,
употребление алкоголя и наркотических веществ, курение табака и
курительных смесей), их влияние на здоровье. Профилактика вредных
привычек и их факторов. Федеральный закон «О наркотических средствах и
психотропных веществах»

1

§8.1

1

§8.2

1

§8.3

1

§8.4

1
1

§8.5

1

§8.6

1

§8.7

Тема 9.Оказание первой помощи 4 часа.
31

32

33
34
35

Общая характеристика различных
повреждений и их последствия для
здорового человека.
Первая помощь при отравлениях, ожогах,
тепловых и солнечных ударах, поражениях
электрическим током.
Первая помощь при отморожениях,
ушибах, кровотечениях, растяжении
связок, вывихах и переломах
Проведение искусственного дыхания и
непрямого массажа сердца. Оказание
первой помощи при отравлении АХОВ.
Итоговое занятие

Основы оказания первой помощи. Первая помощь при укусе насекомых и
змей.
Первая помощь при ожогах, отморожениях и общем переохлаждении.
Первая помощь при отравлениях. Первая помощь при тепловом
(солнечном) ударе. Особенности оказания первой помощи при поражении
электрическим током. Способы и средства оказания доврачебной помощи
пострадавшим.
Первая помощь при ушибах и растяжениях, вывихах и переломах.
Практическое оказание первой помощи (наложение повязок,
кровоостанавливающего жгута).
Первая помощь при остановке сердечной деятельности. Первая помощь
при коме. Извлечение инородного тела из верхних дыхательных путей.
Практическое оказание первой помощи на тренажере «Максим»
Обобщение знаний полученных в течении учебного года

1

§9.1

1

§9.2

1

§9.3

1

§9.4

1

Тематическое планирование
9 класс (35 часов)
№
раздела,
темы и
урока

Наименование раздела, темы и урока

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

1раздел

1

Россия в мировом сообществе и
национальная безопасность

2

Национальные интересы России

3

Основные угрозы национальным интересам
России и пути обеспечения её безопасности
Организация обороны Российской
Федерации

4
5
2
6

7

Содержание программы

Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с
которыми Россия успешно сотрудничает. Значение для России сотрудничества со
странами СНГ. Роль молодого поколения России в развитии нашей страны.
Национальные интересы России в современном мире и их содержание. Здоровье
населения и здравоохранение. Культура. Степень влияния каждого человека на
национальную безопасность России. Основные угрозы национальным интересам
России, влияние определенного поведения каждого человека на национальную безопасность России. Значение формирования общей культуры населения в области
безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной безопасности
России.

§
учеб
ника
Д/З

5
1

1

1

2

Национальная оборона. Государственная и общественная безопасность

1

3

Федеральный закон «Об обороне». Воинская обязанность граждан. Вооруженные
Силы Российской Федерации. Основные направления организации обороны.

1

4

1

5

Правовые основы обороны государства и
воинской обязанности граждан

Воинская обязанность граждан. Призыв на военную службу. Первоначальная
постановка на воинский учет. Обязательная подготовка граждан к военной службе.
Призыв на военную службу. Освобождение от воинской службы.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО
ХАРАКТЕРА

МЧС России - федеральный
уполномоченный орган в сфере
гражданской обороны и чрезвычайных
ситуаций
Единая государственная система
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС) её
структура и задачи

Колич
ество
часов

11

История МЧС России. Примеры спасательных операций МЧС. Основные
задачи МЧС.

1

6

Задачи РСЧС. Структура РСЧС. Режим функционирования РСЧС.

1

7

№
раздела,
темы и
урока

Наименование раздела, темы и урока

Колич
ество
часов

§
учеб
ника
Д/З

Законодательные основы обеспечения безопасности. Федеральный закон «О
безопасности».
Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы
национальной безопасности России. Роль Вооруженных Сил России в обеспечении
национальной безопасности страны.

1

8

1

9

Содержание программы

8

Законодательные, нормативные и правовые
основы обеспечения безопасности

9

Гражданская оборона – составная часть
обороноспособности страны

10

Современные средства поражения. Ядерное
оружие.

Виды современных средств поражения. Ядерное оружие и его поражающие факторы.

1

10

11

Химическое оружие

Химическое оружие и его поражающие факторы. Виды отравляющих веществ.

1

10

12

Бактериологическое (биологическое)
оружие
Основные мероприятия гражданской
обороны по защите населения от
чрезвычайных ситуаций мирного и военного
времени
Защитные сооружения гражданской
обороны

Бактериологическое (биологическое) оружие и его поражающие факторы.

1

10

Организация гражданской обороны на объекте экономики. Основные мероприятия ГО
по защите населения. Действия населения по сигналам ГО.

1

11

Виды защитных сооружений ГО. Средства индивидуальной защиты. Средства
коллективной защиты.
Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения. Классификация
чрезвычайных ситуаций, основные причины увеличения их числа. Чрезвычайные
ситуации природного характера, их причины и последствия. Чрезвычайные ситуации
техногенного характера, их причины и последствия
Масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций для жизнедеятельности человека.
Способы мониторинга.

1

12

1

13

1

14

13

14

15

Чрезвычайные ситуации мирного времени

16

Мониторинг и прогнозирование
чрезвычайных ситуаций

3

ТЕРРОРИЗМ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФКДКРАЦИИ

17

Терроризм и безопасность человека

18

Международный терроризм и безопасность
России

Виды террористических актов, их цели и способы осуществления. Виды
террористических акций, их цели и способы осуществления. Подразделение
терроризма по видам в зависимости от целей, которые преследуют преступники.
Личная безопасность при посещении массовых мероприятий. Если вас захватили в
заложники. Терроризм, экстремизм, наркотизм-сущность и угрозы безопасности
личности и общества. Пути и средства вовлечения подростка в террористическую,
экстремистскую и наркотическую деятельность
Международный терроризм и его основные особенности. Законодательная и
нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные органы
федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с
терроризмом. Система борьбы с терроризмом. Существующие в мировой практике

2

1

15

1

16

№
раздела,
темы и
урока

Наименование раздела, темы и урока

Содержание программы

Колич
ество
часов

§
учеб
ника
Д/З

формы борьбы с терроризмом. Организация информирования населения о
террористической акции. Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в
террористической деятельности. Правила поведения при угрозе террористического
акта. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения. Личная
безопасность при террористических актах и при обнаружении неизвестного предмета,
возможной угрозе взрыва (при взрыве). Личная безопасность при похищении или
захвате а заложники (попытке похищения) и при проведении мероприятий по
освобождению заложников.

2 раздел

19

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие и факторы
здорового образа жизни (физическая активность, питание, режим дня, гигиена).
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение,
данное здоровью в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Основные
факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь,
существующая между духовной, физической и социальной составляющими здоровья
человека. Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль здорового образа жизни в
формировании у человека общей культуры в области безопасности
жизнедеятельности.

Понятие о здоровье

4

ФАКТОРЫ, РАЗРУШАЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

20

Табакокурение и его вред

21

Алкоголь и его вред

22

Наркотики и их вред

5

Вред табакокурения. Содержание канцерогенов в табачном дыму. Заболевания
причиной, которых является табакокурение. Пассивное курение и его вред.
Федеральный закон «Об ограничении курения табака». Первая помощь при
отравлении табаком.
Влияние алкоголя на организм человека. Первая помощь при отравлении алкоголем.
Первая помощь при отравлении алкоголем.
Наркотики и их вред. Последствия употребления наркотических средств. Первая
помощь при отравлении наркотиками. Уголовная ответственность за производство,
хранение и распространение наркотических средств.

ФАКТОРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

1

1

17

3
1

18

1

19

1

20

7

23

Рациональное питание

Принцип рационального питания. Группы пищевых продуктов. Принципы
правильного питания.

1

21

24

Основы подбора продуктов питания

Белки. Жиры. Углеводы. Витамины. Минеральные вещества.

1

22

25

Советы, как выбрать безопасные продукты

Состав продуктов питания. Спреды. Нутриент. Умами. Пищевые добавки.

1

23

№
раздела,
темы и
урока

Наименование раздела, темы и урока

Содержание программы

Колич
ество
часов

§
учеб
ника
Д/З

Консерванты. Эмульгаторы. Нитраты.
26

Гигиена одежды

Свойства одежды и ткани.

1

24

27

Занятия физической культурой

Виды упражнений. Физические нагрузки.

1

25

28

Туризм как вид активного отдыха

1

26

29

Снаряжение для туризма

1

26

6
30
31

Виды туризма. Правила безопасности в туристических походах и поездках. Правила
поведения в автономных условиях. Акклиматизация в различной местности и
климате. Сигналы бедствия, способы их подачи и ответы на них.
Рюкзак. Палатка. Коврик. Спальный мешок. НАЗ. обувь. Одежда. Важные мелочи.
Правила разведения костра. Устройство временного жилища (укрытия). Виды
ориентирования.

РЕКОМЕНДАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ МЧС РОССИИ ПО ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Правила поведения при химической аварии. Правила поведения при радиационной
аварии. Правила поведения при гидродинамической аварии.
Железнодорожный транспорт. Автомобильный транспорт. Воздушный транспорт.
Морской и речной транспорт.
Как себя вести и ваши действия при неблагоприятных природных явлениях
(землетрясении, извержении вулкана, снежной лавины, ветровых явлениях, гололёда,
жары, грозы, наводнения, зимних условиях).
Правила поведения при внезапном обрушении здания. Правила поведения при аварии
коммунальных систем жизнеобеспечения. Правила поведения при пожаре и взрыве.
Правила поведения при утечке газа.

Правила поведения при техногенных
авариях
Правила поведения при авариях на
транспорте

32

Правила поведения при неблагоприятных
природных явлениях

33

Правила поведения при авариях в быту

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ

7
34

Основы оказания первой помощи

35

Оказание первой помощи при кровотечении

Принцип оказания первой помощи. Тип оказания первой помощи. Характер
полученных повреждений. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца. Первая
помощь при отравлениях. Первая помощь при укусе насекомых и змей.
Первая помощь при наружном и внутреннем кровотечении. Виды кровотечений.
Наложение жгута. Виды повязок.

4
1

27

1

27

1

27

1

27

2

1

28

1

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».