РП Биология 10 класс

муниципальное общеобразовательное учреждение
«Арамашевская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Михаила Мантурова»

ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе
среднего общего образования
МОУ «Арамашевская СОШ имени М. Мантурова»
Приказ № 82 от 30.08.20120г.

Рабочая программа учебного предмета

Предмет: Биология
Стандарт: ФГОС
Класс: 10

с. Арамашево

1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ. 10-11 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ.
Программа составлена на 1 год (35часов в год. 1 час в неделю)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «БИОЛОГИЯ»
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
 знать/понимать
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов
Г.Менделя, закономерностей изменчивости; строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура); сущность
биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности,
образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику;

уметь объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной
естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина,
наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы;
взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных
заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в
экосистемах (цепи питания);

описывать особей видов по морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные
изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других
млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое
размножение) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические
проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; изучать изменения в экосистемах на биологических
моделях;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных
изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики
отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; оценки этических аспектов некоторых
исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат
знания по данному учебному предмету;

2





изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях,
компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм,
наркомания); правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА БИОЛОГИИ
Базовый уровень
Биология как комплекс наук о живой природе
Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль
биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний.
Биологические системы как предмет изучения биологии.
Структурные и функциональные основы жизни
Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Органические вещества (углеводы, липиды, белки,
нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.
Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. Клетки
прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции.
Вирусы – неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний.
Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение,
передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние наркогенных веществ на
процессы в клетке.
Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и половые клетки.
Организм
Организм — единое целое. Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз.
Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и животных. Индивидуальное развитие организма
(онтогенез). Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических
веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов.
Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория
наследственности. Определение пола. Сцепленное с полом наследование.

3

Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики.
Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутагены, их влияние на здоровье человека.
Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее направления и перспективы развития. Биобезопасность.
Теория эволюции
Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Свидетельства эволюции живой
природы. Микроэволюция и макроэволюция. Вид, его критерии. Популяция – элементарная единица эволюции. Движущие силы эволюции,
их влияние на генофонд популяции. Направления эволюции.
Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы классификации, систематика.
Развитие жизни на Земле
Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического мира на Земле.
Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы
человека, их происхождение и единство.
Организмы и окружающая среда
Приспособления организмов к действию экологических факторов.
Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и
поток энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Сохранение
биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы.
Структура биосферы. Закономерности существования биосферы. Круговороты веществ в биосфере.
Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития.
Перспективы развития биологических наук.
Примерный перечень лабораторных и практических работ (на выбор учителя):
Использование различных методов при изучении биологических объектов.
Техника микроскопирования.
Изучение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.
Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток растений.
Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.
Изучение движения цитоплазмы.
Изучение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука.
Изучение ферментативного расщепления пероксида водорода в растительных и животных клетках.
Обнаружение белков, углеводов, липидов с помощью качественных реакций.
Выделение ДНК.
Изучение каталитической активности ферментов (на примере амилазы или каталазы).
Наблюдение митоза в клетках кончика корешка лука на готовых микропрепаратах.

4

Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.
Изучение стадий мейоза на готовых микропрепаратах.
Изучение строения половых клеток на готовых микропрепаратах.
Решение элементарных задач по молекулярной биологии.
Выявление признаков сходства зародышей человека и других позвоночных животных как доказательство их родства.
Составление элементарных схем скрещивания.
Решение генетических задач.
Изучение результатов моногибридного и дигибридного скрещивания у дрозофилы.
Составление и анализ родословных человека.
Изучение изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой.
Описание фенотипа.
Сравнение видов по морфологическому критерию.
Описание приспособленности организма и ее относительного характера.
Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических факторов.
Сравнение анатомического строения растений разных мест обитания.
Методы измерения факторов среды обитания.
Изучение экологических адаптаций человека.
Составление пищевых цепей.
Изучение и описание экосистем своей местности.
Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах.
Оценка антропогенных изменений в природе.

5

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ.
№
п/п

Тема урока

Тип
урока

Содержание урока

Глава I. Биология как комплекс наук о живой природе (3 часа)
1(1) Вводный инструктаж по и.н.м Предмет и задачи общей биологии, связь
охране труда в кабинете
биологии с другими науками. Методы
научного
познания,
используемые
в
биологии. Биология как
биологии.
комплексная
наука.
Современные направления в
биологии
2(2) Роль
биологии
в комб. Практическое значение биологических
формировании современной
знаний. Биологические системы как
научной картины мира
предмет изучения биологии

3(3)

Сущность жизни и свойства
живого. Уровни организации
живой материи

комб.

Отличительные признаки живой природы: уровневая
организация и эволюция. Молекулярный, клеточный,
тканевый, организменный, популяционно-видовой,
биогеоценотический, биосферный уровни организации
живой природы

Глава II. Структурные и функциональные основы жизни (19 часов)
4(1) Молекулярные
основы УрокРоль неорганических веществ в клетке и
дискус
жизни. Неорганические веорганизме человека.
сия
щества, их значение
Строение и биологическое значение
воды и минеральных солей
Строение и биологическое значение
углеводов, липидов. Роль органических
веществ в клетке и организме человека

10 КЛАСС (35 часов. 1 час в неделю)
Планируемый результат

Контроль

Домашнее
задание

Учащиеся должны знать, что
изучает
общая
биология,
биологические
науки,
этапы
научных исследований, определять
проблемы, выдвигать гипотезы,
планировать эксперименты, делать
выводы из полученных результатов

§Вв.
с.5.

Учащиеся должны уметь объяснять
основные
свойства
живых
организмов:
обмен
веществ,
саморегуляцию,
самовоспроизведение,
наследственность и изменчивость,
рост и развитие, раздражимость и
уметь
привести
примеры
представителей 5 царств живой
природы
На
основе
знания
уровней
организации
жизни,
учащиеся
должны охарактеризовать каждый
уровень организации жизни с точки
зрения системного подхода

§ Вв.
с.4-5

Учащиеся
должны
знать
элементарный
состав
живого
вещества
и
уметь
привести
примеры
макроэлементов,
биоэлементов и микроэлементов;
содержание и роль воды и
минеральных солей в клетке
Учащиеся
должны
знать
особенности
строения
и
биологическое
значение
моносахаридов,
дисахаридов,
полисахаридов, жиров и других
липидов.
Объяснять
переход
количественных
изменений
в
качественные на примере углеводов

5(2)

Органические
вещества
клетки. Углеводы, липиды,
их значение

Комб.

6(3)

Биополимеры. Белки, их
строение и значение

должны
знать
Комб. Биополимеры, полипептиды, пептидная Учащиеся
строение,
свойства,
функции
и
связь; структуры, свойства и функции

§ Вв.
с.5

устный
фронтальный
опрос

§1

§2

устный
фрон-

§ 3,4

6

белковых
молекул;
катализаторы – ферменты

биологические биологическое значение белков в

7(4)

Биополимеры. Нуклеиновые
кислоты, их строение и
значение

8(5)

АТФ, её значение. Другие
Нанотехнологии в биологии
органические
вещества
клетки
Ученые Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и
Цитология. Методы
ЗачТ.Шванн. Основные положения клеточной
цитологии. Развитие знаний
об.
о клетке.
И.н.м. теории.

9(6)

И.н.м. Строение и функции хромосом. ДНК –
носитель
наследственной
информации.
Значение постоянства числа и формы
хромосом в клетках. Ген.

клетке; уметь объяснять функции
белков особенностями строения
их молекул

тальный
опрос

Учащиеся должны знать особенности
строения молекул ДНК, РНК и АТФ,
их
биологическое
значение.
Учащиеся
должны
уметь
схематически
изображать
нуклеотиды и структуру АТФ,
процесс удвоения ДНК

§5
повт. §§1-4

Учащиеся должны знать основные
положения клеточной теории и
основные отличия в строении
клеток организмов разных царств,
уметь
доказать
материальное
единство органического мира

§7

10
(7)

Основные
положения
клеточной теории

11
(8)

Строение клетки.
Проведение
биологического
исследования «Наблюдение клеток
растений
и
животных
под
микроскопом
на
готовых
микропрепаратах и их описание»

Комб.

12
(9)

Органоиды клетки.
Проведение
биологического
исследования
«Сравнение
строения клеток растений и
животных»
Проведение
биологического
исследования «Приготовление
и описание микропрепаратов
клеток растений»

Комб. Основные части и органоиды клетки, их Учащиеся должны знать
и
функции Письменфункции. Строение и функции цитоплазмы строение
цитоплазмы,
органоидов ный
и её органоидов

13
(10)
14
(11)
15
(12)

Роль клеточной теории в становлении
современной естественнонаучной картины
мира
Основные части и органоиды клетки, их
функции. Строение и функции оболочки,

цитоплазматической мембраны, ядра

Учащиеся должны знать Письменный
строение
и
функции
отчет
оболочки, ядра, клеточных
мембран

клетки, клеточных включений

Пр.
б.ис.

§8

§9
таблица

отчет

Техника и последовательность выполнения Учащиеся должны уметь Письменбиологические ный
операций
по
приготовлению сравнивать
объекты
отчет
микропрепаратов живых объектов

и
ядерные
клетки.
Их
Клетки
прокариот
и И.н.м. Доядерные
сравнительная
характеристика.
Меры
эукариот.
Вирусы
профилактики вирусных заболеваний
неклеточная форма жизни
Обмен веществ и энергии – и.н.м. Метаболизм, анаболизм и катаболизм, три
свойства живых организмов.
этапа энергетического обмена, гликолиз,
Энергетический обмен
КПД дыхания

Учащиеся должны знать особенности
строения и жизнедеятельности бактерий и
вирусов, их значение в природе и жизни
человека

Учащиеся должны усвоить сущность
и значение обмена веществ в клетке.
Особенности
энергетического
обмена
клетки
и
значение
митохондрий в процессах клеточного

§ 10,18
Поисковая
беседа

§§ 12,13

7

16
(13)

Питание
клетки. Комб. Автотрофы, гетеротрофы, фотосинтез,
Пластический
обмен.
световая и темновая фазы фотосинтеза,
Фотосинтез. Хемосинтез
хемосинтез

дыхания
Учащиеся должны знать типы
питания организмов и особенности
автотрофного питания и уметь
привести примеры организмов с
различными типами питания

17
(14)
18
(15)
19
(16)
20
(17)

Биосинтез
белка. Комб. Хранение наследственной информации в
клетке
Транскрипция
Биосинтез белка. Трансляция и.н.м. Передача и реализация наследственной

Учащиеся должны знать основные
особенности этапов биосинтеза белка в
клетке,
уметь
построить
схему
транскрипции и объяснить принцип
реализации генетической информации

§§ 15,16

Генетический код. Ген, геном

Учащиеся должны уметь решать
биологические задачи на применение
генетического кода
Учащиеся должны знать значение
деления клетки и особенности
интерфазы и фаз митоза. Учащиеся
должны уметь объяснить механизм,
обеспечивающий постоянство числа
и формы хромосом в клеточном ядре

Конспект

21
(18)

должны
знать
Мейоз
–
редукционное И.н.м. Фазы мейоза. Сравнение этапов митоза и Учащиеся
особенности
и
биологическое
деление клеток, его значение
мейоза. Соматические и половые клетки

информации в клетке

и.н.м. Геномика. Влияние наркогенных веществ
на процессы в клетке
Деление клетки - основа И.н.м. Клеточный цикл: интерфаза и деление.
роста,
развития
и
Митоз, его значение. Фазы митоза.
размножения организмов

значение полового размножения,
основные фазы мейоза

Контрольно-обобщающий
зач- Повторение,
обобщение
знаний
о
урок
«Структурные
и
об.
химической и структурной организации
функциональные
основы
клетки
жизни»
Глава III. Организм (13 часов)
23 Организм – единое целое.
И.н.м. Жизнедеятельность организма. Регуляция
функций организма, гомеостаз
(1)
Размножение
организмов И.н.м. Способы размножения у растений и
24 (бесполое и половое)
животных. Жизненные циклы разных групп
(2)
организмов
22
(19)

25
(3)

26
(4)

Устный
фронтальный
опрос

§ 11

§ 20

Устный
фронтальный
опрос

§ 22

Учащиеся должны уметь объяснить
биологическое значение изученных
химических веществ особенностями
строения и химическими свойствами
их молекул

Учащиеся
должны
знать
особенности строения клеток

Конспект

Учащиеся
должны
знать
особенности и биологическое
значение бесполого и полового
размножения

§21

Индивидуальное
развитие
организма (онтогенез)

Комб. Проведение

биологического исследования Учащиеся должны уметь Письмен«Выявление признаков сходства зародышей сравнивать биологические
ный
человека и других млекопитающих как объекты
отчет
доказательство их родства»
Причины нарушений развития. Последствия Учащиеся должны знать факторы,
оказывающие вредное воздействие на
влияния алкоголя, никотина, наркотических развитие
зародыша
и
меры
веществ на эмбриональное развитие человека. профилактики. Учащиеся должны уметь
информацию, анализировать и
Вред пищевых добавок, лекарств, излучений, находить
оценивать влияние различных вредных
стрессовых ситуаций и др. на здоровье факторов на наследственность человека

§24

Индивидуальное развитие и
репродуктивное
здоровье
человека

семинар
№1

§25

8

человека

Генетика, методы генетики. и.н.м. Основные термины и понятия генетики.
27
(5)
28
(6)
29
(7)
30
(8)
31
(9)
32
(10)

33
(11)

34
(12)

35
(13)

Генетическая терминология и символика. Первый и
второй
закон
Менделя.
Проведение
биологического
исследования
«Составление
простейших схем скрещивания»

Г.Мендель – основоположник
генетики

Дигибридное скрещивание

биологического исследования Учащиеся должны знать законы
«Решение элементарных генетических задач», Менделя и уметь записывать

и.н.м. Проведение

третий закон Менделя
Хромосомная
наследственности

Учащиеся должны знать основные
понятия, задачи и методы генетики,
генетическую
терминологию
и
символику, уметь записывать схемы
скрещивания

схемы скрещивания и составлять
решетку Пеннета

теория и.н.м. Определение пола. Половые хромосомы. Учащиеся должны знать закон
Моргана и понимать основные
Сцепленное с полом наследование

Генетика человека

и.н.м. Методы
изучения
наследственности
человека. Наследование признаков у человека

Наследственные
заболевания
человека и их предупреждение
Генотип
и
среда.
Ненаследственная
и
наследственная изменчивость

Комб.

положения хромосомной теории,
знать хромосомный механизм
определения
пола
и
о
сцепленном
с
полом
наследовании

термины

устный
фронтальный опрос

§28

Устный
фронтальный
опрос

Конспект

Конспект
конспект

Этические аспекты в области медицинской
генетики

и.н.м. Наследственная
изменчивость, Учащиеся должны знать виды
изменчивости, типы мутаций и
модификационная изменчивость
Мутагены, их влияние на здоровье человека.
Значение генетики для медицины и селекции

виды мутагенов, формулировку
закона гомологических рядов
Учащиеся
должны
уметь
находить
информацию,
анализировать
и
оценивать
влияние различных вредных
факторов на наследственность
человека

Письменный и
устный
опрос

Письменный
отчет

Проведение
биологического
исследования
«Выявление
источников
мутагенов
в
окружающей среде (косвенно) и
оценка возможных последствий их
влияния на собственный организм»

комб.

Доместикация и селекция.
Методы селекции

И.н.м. Предмет и задачи селекции. Основные методы

поисковая
беседа

Проведение биологического исследования
«Анализ и оценка этических аспектов развития
некоторых исследований в биотехнологии»

Письменный отчет

Биотехнология,
ее
направления и перспективы
развития. Биобезопасность
И Т О Г О: 35 часов

селекции: гибридизация, искусственный отбор.
Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и
происхождения культурных растений

§33

§ 37,38

9

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».