муниципальное общеобразовательное учреждение «Арамашевская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Михаила Мантурова» ПРИЛОЖЕНИЕ к основной образовательной программе среднего общего образования МОУ «Арамашевская СОШ» Приказ № 82 от 30 августа 2020 г. Рабочая программа учебного предмета Предмет: Астрономия Стандарт: ФГОС Класс: 10-11 с. Арамашево 1 ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В результате изучения учебного предмета «Астрономия» на уровне среднего общего образования: Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету Личностные результаты: 1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; 2) сформированность основ саморазвития и самовоспитания; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, коммуникативной и др.); 3) сформированность навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности; 4) готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. Метапредметные результаты: 1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности; 4) готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; 6) владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий, участвовать в дискуссии; 7) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные результаты освоения учебного предмета Астрономия (базовый уровень): Предметные результаты изучения темы «Практические основы астрономии» позволяют: — воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время); — объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля; — объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца; — применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд. Предметные результаты изучения темы «Строение Солнечной системы» позволяют: 2 — воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира; — воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица); — вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры — по угловым размерам и расстоянию; — формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера; —описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом; — объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы; — характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы. Предметные результаты изучения темы «Природа тел Солнечной системы» позволяют: — формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака; — определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеоры, болиды, метеориты); — описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли; — перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения; — проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет; — объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли; — описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец; — характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий; — описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью; — описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов; — объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения. Предметные результаты освоения темы «Солнце и звезды» позволяют: — определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год); — характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии; — описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности; — объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен; — описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю; — вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу; — называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»; — сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца; — объяснять причины изменения светимости переменных звезд; — описывать механизм вспышек новых и сверхновых; — оценивать время существования звезд в зависимости от их массы; 3 — описывать этапы формирования и эволюции звезды; — характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр. Предметные результаты изучения темы «Строение и эволюция Вселенной» позволяют: —объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение); —характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика); —определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»; —распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные); —сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной; —обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик; — формулировать закон Хаббла; —определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых; —оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла; —интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы горячей Вселенной; —классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва; —интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна. Предметные результаты «Жизнь и разум во Вселенной» позволяют: —систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной. Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный подход. 4 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Астрономия, ее значение и связь с другими науками. Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия. Практические основы астрономии Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь. Строение Солнечной системы. Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе. Природа тел Солнечной системы. Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна – двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Солнце и звезды. Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды –далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр–светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды – маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы Строение и эволюция Вселенной. Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А.А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение. Жизнь и разум во Вселенной. Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании. 5 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (1 ч в неделю, 35 ч. в год) № урока Тема урока 1. Астрономия – наука о космосе. Инструкция по ОТ № 001. 2. Звёздное небо. 3. Небесные координаты. 4. Видимое движение планет и Солнца. 5. Движение Луны и затмения. 6. 7. 8. 9. Время и календарь. Система мира. Элементы содержания ФГОС Введение (1 ч) Введение в астрономию Понятие Вселенной. Астрономия, её связь с другими науками. Структуры и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Астрометрия (5 ч) Звезды и созвездия. Звездное небо. Что такое созвездие. Основные созвездия Северного полушария. Звездные карты, глобусы и атласы. Небесный экватор и небесный меридиан; Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Эклиптика. Точка весеннего равноденствия, неравномерное движение Солнца по эклиптике. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Синодический месяц, узлы лунной орбиты, почему происходят затмения, Сарос и предсказания затмений. Время и календарь. Солнечное и звёздное время, лунный и солнечный календарь, юлианский и григорианский календарь. Небесная механика (3 ч) Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. . Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера движения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Космические скорости и межпланетные перелёты. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе. Первая и вторая космические скорости; оптимальная полуэллиптическая орбита КА к планетам, время полёта к планете. Домашнее задание Читать § 1, 2 стр. 8-13 Читать итоги главы стр. 14 Читать § 3 стр. 14-19 Ответить на вопросы стр. 19 Читать § 4 стр. 20-21 Читать § 5 стр. 22-23 Ответить на вопросы стр. 23 Читать § 6 стр. 24-27 Читать § 7 стр. 28-31 Читать итоги главы стр. 32 Читать § 8 стр. 34-39 Читать § 9 стр. 40-43 Ответить на вопросы стр. 43 Читать § 10, 11 стр. 44-47 Читать итоги главы стр. 48 6 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. Современные представления о строении и составе Солнечной системы. Планета Земля. Луна и её влияние на Землю. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Планеты-карлики. Малые тела Солнечной системы. Современные представления о происхождении Солнечной системы. Методы астрофизических исследований. Солнце. Определение основных характеристик. Строение Солнечной системы (7 ч) Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Об отличиях планет земной группы и планетгигантов; о планетах-карликах; малых телах; о поясе Койпера и облаке комет Оорта. Форма Земли, внутреннее строение, атмосфера и влияние парникового эффекта на климат Земли. Земля и Луна – двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Формирование поверхности Луны; природа приливов и отливов на Земле и их влияние на движение Земли и Луны; процессия земной оси и движение точки весеннего равноденствия. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Физические свойства Меркурия, Марса и Венеры; исследования планет земной группы космическими аппаратами. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна; вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио; природа колец вокруг планет-гигантов; планеты-карлики. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Физическая природа астероидов и комет; пояс Койпера и облако комет Оорта; природа метеоров и метеоритов Современные представления о происхождении Солнечной системы Современные представления о происхождении Солнечной системы Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч) Методы астрофизических исследований Принцип действия и устройство телескопов, рефракторов и рефлекторов; радиотелескопы и радиоинтерферометры Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Законы излучения абсолютно твёрдого тела и температура фотосферы и пятен. Читать § 12 стр. 50-51 Ответить на вопросы стр. 51 Читать § 13 стр. 52-55 Читать § 14 стр.56-59 Ответить на вопросы стр. 59 Читать § 15 стр. 60-63 Читать § 16 стр. 64-67 Ответить на вопросы стр. 67 Читать § 17 стр. 68-71 ответить на вопросы стр. 71 Читать § 18 стр. 72-73 Читать итоги главы стр.74 Читать § 19 стр. 76-79 ответить на вопросы стр. 79 Читать § 20 стр. 80-85 ответить на вопросы стр. 85 7 19. 20. 21. Внутреннее строение и источник энергии Солнца. Основные характеристики звёзд. Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды. 22. Новые и сверхновые звёзды. 23. Эволюция звёзд. 24. Газ и пыль в Галактике. 25. Рассеянные и шаровые звёздные скопления. 26. Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути. Источник энергии Солнца Атмосфера Солнца. Термоядерный источник энергии Солнца и перенос энергии внутри Солнца. Звезды – далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Определение основных характеристик звёзд; спектральная классификация звёзд; диаграмма «спектр–светимость» и распределение звёзд на ней; связь массы со светимостью звёзд главной последовательности; звёзды, красные гиганты, сверхгиганты и белые карлики. Диаграмма «спектр–светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Особенности строения белых карликов и предел Чандрасекара на их массу; пульсары и нейтронные звёзды; понятие чёрной дыры; наблюдения двойных звёзд и определение их масс; пульсирующие переменные звёзды; цефеиды и связь периода пульсаций со светимостью у них. Цефеиды – маяки Вселенной. Наблюдаемые проявления взрывов новых и сверхновых звёзд; свойства остатков взрывов сверхновых звёзд. Эволюция звезд различной массы. Жизнь звёзд различной массы и её отражение на диаграмме «спектр– светимость»; гравитационный коллапс и взрыв белого карлика в двойной системе изза перетекания на него вещества звездыкомпаньона; гравитационный коллапс ядра массивной звезды в конце её жизни. Оценка возраста звёздных скоплений. Млечный путь (3 ч) Межзвездная среда: газ и пыль. Наблюдаемые характеристики отражательных и диффузных туманностей; распределение их вблизи плоскости Галактики; спиральная структура Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Наблюдаемые свойства скоплений и их распределение в Галактике. Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути Наблюдение за движением звёзд в центре Галактики в инфракрасный телескоп; оценка массы и размеров чёрной дыры по движению отдельных звёзд. Читать § 21 стр. 86-90 ответить на вопросы стр. 90 Читать § 22–23 стр. 91-94 Читать § 24–25 стр. 95-99 Читать § 26 стр. 100-102 ответить на вопросы стр. 102 Читать § 27 стр. 103-105 Читать итоги главы стр. 106 Читать § 28 стр. 108-109 Читать § 29 стр. 110-111 Ответить на вопросы стр. 111 Читать § 30 стр. 112-113 Читать итоги главы стр. 114 8 27. Классификация галактик. 28. Активные галактики и квазары. Скопления галактик. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющ аяся Вселенная. Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение. Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия. Обнаружение планет возле других звёзд. Поиск жизни и разума во Вселенной. Галактики (3 ч) Наша Галактика. Ее размеры и структура. Типы галактик и их свойства; вращение галактик и содержание тёмной материи в них. «Красное смещение» и закон Хаббла. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Природа активности галактик; природа квазаров Два типа населения Галактики. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Природа скоплений и роль тёмной материи в них; межгалактический газ и рентгеновское излучение от него; ячеистая структура распределения Галактик и скоплений во Вселенной. Строение и эволюция Вселенной (2 ч) Сложные органические соединения в космосе. Человечество заявляет о своем существовании. Связь закона всемирного тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной; фотометрический парадокс. Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрией Вселенной; радиус и возраст Вселенной. Современные проблемы астрономии (3 ч) Проблема «скрытой» массы. Основы современной космологии. Нестационарная Вселенная А.А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Невидимые спутники у звёзд; методы обнаружения экзопланет; экзопланеты с условиями благоприятными для жизни. Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Развитие представлений о существовании жизни во Вселенной; формула Дрейка и число цивилизаций в Галактике; поиск сигналов от внеземных цивилизаций и подача сигналов им. Читать § 31 стр. 116-119 Ответить на вопросы стр. 119 Читать § 32 стр. 120-121 Читать § 33 стр. 122-123 Читать итоги главы стр. 124 Читать § 34, 35 стр. 126-131 Читать § 36 стр. 132-133 Читать итоги главы стр. 134 Читать § 37 стр. 136-137 Ответить на вопросы стр. 137 Читать § 38 стр. 138-139 Ответить на вопросы стр. 139 Читать § 39 стр. 140-141 Читать итоги главы стр. 142 35. Повторение и обобщение курса астрономии. 9