2 РП Астрономия 10 кл

муниципальное общеобразовательное учреждение
«Арамашевская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского
Союза Михаила Мантурова»

ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе
среднего общего образования
МОУ «Арамашевская СОШ»
Приказ № 82 от 30 августа 2020 г.

Рабочая программа учебного предмета

Предмет: Астрономия
Стандарт: ФГОС
Класс: 10-11

с. Арамашево

1

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В результате изучения учебного предмета «Астрономия» на уровне среднего общего
образования:
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету
Личностные результаты:
1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики;
2) сформированность основ саморазвития и самовоспитания; готовность и способность к
самостоятельной,
творческой
и
ответственной
деятельности
(образовательной,
коммуникативной и др.);
3) сформированность навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками, детьми
старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности;
4) готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные
и второстепенные задачи;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной
деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей
действительности;
4) готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
5) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
6) владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, включая
составление текста и презентации материалов с использованием информационных и
коммуникационных технологий, участвовать в дискуссии;
7) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения учебного предмета Астрономия (базовый
уровень):
Предметные результаты изучения темы «Практические основы астрономии»
позволяют:
— воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация
звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);
— объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
— объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на
различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и
Солнца;
— применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.
Предметные результаты изучения темы «Строение Солнечной системы» позволяют:
2

— воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической
системы мира;
— воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет,
синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые
размеры объекта, астрономическая единица);
— вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры — по
угловым размерам и расстоянию;
— формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего
(уточненного) закона Кеплера;
—описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил
тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
— объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел
Солнечной системы;
— характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для
исследования тел Солнечной системы.
Предметные результаты изучения темы «Природа тел Солнечной системы»
позволяют:
— формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о
формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
— определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты
земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики,
кометы, метеоры, болиды, метеориты);
— описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли; — перечислять
существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;
— проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и
составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;
— объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и
сохранения уникальной природы Земли;
— описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и
колец;
— характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их
значительных различий;
— описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при
движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
— описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
— объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее
предотвращения.
Предметные результаты освоения темы «Солнце и звезды» позволяют:
— определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой
год);
— характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их
энергии;
— описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к
поверхности;
— объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
— описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
— вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
—
называть
основные
отличительные
особенности
звезд
различных
последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;
— сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
— объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
— описывать механизм вспышек новых и сверхновых;
— оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
3

— описывать этапы формирования и эволюции звезды;
— характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии
эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.
Предметные результаты изучения темы «Строение и эволюция Вселенной»
позволяют:
—объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой
взрыв, реликтовое излучение);
—характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и
кинематика);
—определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе
зависимости «период — светимость»;
—распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
—сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;
—обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного
смещения» в спектрах галактик;
— формулировать закон Хаббла;
—определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости
сверхновых;
—оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
—интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу
гипотезы горячей Вселенной;
—классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее
расширения — Большого взрыва;
—интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как
результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще
неизвестна.
Предметные результаты «Жизнь и разум во Вселенной» позволяют:
—систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии
проблемы существования жизни во Вселенной. Обеспечить достижение планируемых
результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для
самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов
деятельности должен системно-деятельностный подход.

4

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Астрономия, ее значение и связь с другими науками. Астрономия, ее связь с другими
науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов
исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
Практические основы астрономии Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и
атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил.
Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и
Луны. Время и календарь.
Строение Солнечной системы. Развитие представлений о строении мира.
Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации
планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения
планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.
Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение
массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в
Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы. Солнечная система как комплекс тел, имеющих
общее происхождение. Земля и Луна – двойная планета. Исследования Луны космическими
аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия,
Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы:
астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.
Солнце и звезды. Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца.
Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю.
Звезды –далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и
температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр–светимость». Массы и размеры
звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды – маяки Вселенной.
Эволюция звезд различной массы
Строение и эволюция Вселенной. Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа
населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики.
Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие
мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной
космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А.А. Фридмана.
Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и
антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной. Проблема существования жизни вне Земли. Условия,
необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные
органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и
радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд.
Человечество заявляет о своем существовании.

5

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(1 ч в неделю, 35 ч. в год)
№
урока

Тема урока

1.

Астрономия –
наука о космосе.
Инструкция по
ОТ № 001.

2.

Звёздное небо.

3.

Небесные
координаты.

4.

Видимое
движение
планет и
Солнца.

5.

Движение Луны и
затмения.

6.

7.

8.

9.

Время и
календарь.

Система мира.

Элементы содержания ФГОС
Введение (1 ч)
Введение в астрономию
Понятие Вселенной. Астрономия, её связь с
другими науками. Структуры и масштабы
Вселенной. Особенности астрономических
методов исследования.
Астрометрия (5 ч)
Звезды и созвездия. Звездное небо. Что
такое созвездие. Основные созвездия
Северного полушария.
Звездные карты, глобусы и атласы.
Небесный экватор и небесный
меридиан; Кульминация светил.
Видимое годичное движение Солнца.
Видимое движение звезд на различных
географических широтах. Эклиптика.
Точка весеннего равноденствия,
неравномерное движение Солнца по
эклиптике.
Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и
Луны.
Синодический месяц, узлы лунной орбиты,
почему происходят затмения, Сарос и
предсказания затмений.
Время и календарь. Солнечное и звёздное
время, лунный и солнечный календарь,
юлианский и григорианский календарь.
Небесная механика (3 ч)
Развитие представлений о строении мира.
Геоцентрическая система мира. Становление
гелиоцентрической системы мира. .
Конфигурации планет и условия их видимости.
Синодический и сидерический (звездный)
периоды обращения планет.

Законы Кеплера
движения планет.

Законы Кеплера. Определение расстояний и
размеров тел в Солнечной системе.
Горизонтальный параллакс. Движение
небесных тел под действием сил тяготения.
Определение массы небесных тел.

Космические
скорости и
межпланетные
перелёты.

Движение искусственных спутников Земли и
космических аппаратов в Солнечной системе.
Первая и вторая космические скорости;
оптимальная полуэллиптическая орбита КА к
планетам, время полёта к планете.

Домашнее задание

Читать § 1, 2
стр. 8-13
Читать итоги главы
стр. 14
Читать § 3
стр. 14-19
Ответить на
вопросы стр. 19
Читать § 4
стр. 20-21
Читать § 5
стр. 22-23
Ответить на вопросы
стр. 23
Читать § 6
стр. 24-27
Читать § 7
стр. 28-31
Читать итоги главы
стр. 32

Читать § 8
стр. 34-39

Читать § 9
стр. 40-43
Ответить на вопросы
стр. 43
Читать § 10, 11
стр. 44-47
Читать итоги главы
стр. 48
6

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

Современные
представления о
строении и
составе
Солнечной
системы.
Планета Земля.
Луна и её влияние
на Землю.

Планеты земной
группы.

Планеты-гиганты.
Планеты-карлики.

Малые тела
Солнечной
системы.

Современные
представления о
происхождении
Солнечной
системы.
Методы
астрофизических
исследований.

Солнце.
Определение
основных
характеристик.

Строение Солнечной системы (7 ч)
Солнечная система как комплекс тел,
имеющих общее происхождение. Об
отличиях планет земной группы и планетгигантов; о планетах-карликах; малых телах;
о поясе Койпера и облаке комет Оорта.
Форма Земли, внутреннее строение,
атмосфера и влияние парникового эффекта
на климат Земли.
Земля и Луна – двойная планета.
Исследования Луны космическими
аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну.
Формирование поверхности Луны; природа
приливов и отливов на Земле и их влияние на
движение Земли и Луны; процессия земной
оси и движение точки весеннего
равноденствия.
Планеты земной группы. Природа Меркурия,
Венеры и Марса. Физические свойства
Меркурия, Марса и Венеры; исследования
планет земной группы космическими
аппаратами.
Планеты-гиганты, их спутники и кольца.
Физические свойства Юпитера, Сатурна,
Урана и Нептуна; вулканическая
деятельность на спутнике Юпитера Ио;
природа колец вокруг планет-гигантов;
планеты-карлики.
Малые тела Солнечной системы: астероиды,
планеты-карлики, кометы, метеороиды.
Метеоры, болиды и метеориты. Физическая
природа астероидов
и комет; пояс Койпера и облако комет Оорта;
природа метеоров и метеоритов
Современные представления о
происхождении Солнечной системы
Современные представления о
происхождении Солнечной системы
Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч)
Методы астрофизических исследований
Принцип действия и устройство телескопов,
рефракторов и
рефлекторов; радиотелескопы и
радиоинтерферометры
Излучение и температура Солнца. Состав и
строение Солнца. Солнечная активность и ее
влияние на Землю. Законы излучения
абсолютно твёрдого тела и температура
фотосферы и пятен.

Читать § 12
стр. 50-51
Ответить на вопросы
стр. 51
Читать § 13
стр. 52-55

Читать § 14
стр.56-59
Ответить на
вопросы стр. 59

Читать § 15
стр. 60-63

Читать § 16
стр. 64-67
Ответить на вопросы
стр. 67

Читать § 17
стр. 68-71
ответить на вопросы
стр. 71
Читать § 18
стр. 72-73
Читать итоги главы
стр.74

Читать § 19
стр. 76-79
ответить на вопросы
стр. 79
Читать § 20
стр. 80-85
ответить на вопросы
стр. 85
7

19.

20.

21.

Внутреннее
строение и
источник энергии
Солнца.
Основные
характеристики
звёзд.

Белые карлики,
нейтронные
звёзды, чёрные
дыры. Двойные,
кратные и
переменные
звёзды.

22.

Новые и
сверхновые
звёзды.

23.

Эволюция звёзд.

24.

Газ и пыль в
Галактике.

25.

Рассеянные и
шаровые звёздные
скопления.

26.

Сверхмассивная
чёрная дыра в
центре Млечного
Пути.

Источник энергии Солнца Атмосфера
Солнца. Термоядерный источник энергии
Солнца и перенос энергии внутри Солнца.
Звезды – далекие солнца. Годичный параллакс
и расстояния до звезд. Светимость, спектр,
цвет и температура различных классов звезд.
Определение основных характеристик звёзд;
спектральная классификация звёзд; диаграмма
«спектр–светимость» и распределение звёзд на
ней; связь массы со светимостью звёзд главной
последовательности; звёзды,
красные гиганты, сверхгиганты и белые
карлики.
Диаграмма «спектр–светимость». Массы и
размеры звезд. Модели звезд. Переменные и
нестационарные звезды. Особенности
строения белых карликов и предел
Чандрасекара на их массу; пульсары и
нейтронные звёзды; понятие чёрной дыры;
наблюдения двойных звёзд и определение их
масс; пульсирующие переменные звёзды;
цефеиды и связь периода пульсаций со
светимостью у них.
Цефеиды – маяки Вселенной. Наблюдаемые
проявления взрывов новых и сверхновых
звёзд; свойства остатков взрывов сверхновых
звёзд.
Эволюция звезд различной массы.
Жизнь звёзд различной массы и её
отражение на диаграмме «спектр–
светимость»; гравитационный коллапс и
взрыв белого карлика в двойной системе изза перетекания на него вещества звездыкомпаньона; гравитационный коллапс ядра
массивной звезды в конце её жизни. Оценка
возраста звёздных скоплений.
Млечный путь (3 ч)
Межзвездная среда: газ и пыль. Наблюдаемые
характеристики отражательных и диффузных
туманностей; распределение их вблизи
плоскости Галактики; спиральная структура
Галактики.
Области звездообразования. Вращение
Галактики. Наблюдаемые свойства скоплений
и их распределение в Галактике.
Сверхмассивная чёрная дыра в центре
Млечного Пути
Наблюдение за движением звёзд в центре
Галактики в инфракрасный телескоп; оценка
массы и размеров чёрной дыры по движению
отдельных звёзд.

Читать § 21
стр. 86-90
ответить на вопросы
стр. 90

Читать § 22–23
стр. 91-94

Читать § 24–25
стр. 95-99

Читать § 26
стр. 100-102
ответить на вопросы
стр. 102

Читать § 27
стр. 103-105
Читать итоги главы
стр. 106

Читать § 28
стр. 108-109
Читать § 29
стр. 110-111
Ответить на вопросы
стр. 111
Читать § 30
стр. 112-113
Читать итоги главы
стр. 114
8

27.

Классификация
галактик.

28.

Активные
галактики и
квазары.
Скопления
галактик.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

Конечность и
бесконечность
Вселенной.
Расширяющ
аяся
Вселенная.
Модель «горячей
Вселенной» и
реликтовое
излучение.
Ускоренное
расширение
Вселенной и
тёмная энергия.
Обнаружение
планет возле
других звёзд.

Поиск жизни и
разума во
Вселенной.

Галактики (3 ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура.
Типы галактик и их свойства; вращение
галактик и содержание тёмной материи в них.
«Красное смещение» и закон Хаббла.
Спиральные рукава. Ядро Галактики. Природа
активности галактик; природа квазаров
Два типа населения Галактики.
Разнообразие мира галактик. Квазары.
Скопления и сверхскопления галактик.
Природа скоплений и роль тёмной
материи в них; межгалактический газ и
рентгеновское излучение от него; ячеистая
структура
распределения Галактик и скоплений
во Вселенной.
Строение и эволюция Вселенной (2 ч)
Сложные органические соединения в космосе.
Человечество заявляет о своем существовании.
Связь закона всемирного тяготения с
представлениями о конечности и
бесконечности Вселенной; фотометрический
парадокс.
Связь средней плотности материи с законом
расширения и геометрией Вселенной; радиус
и возраст Вселенной.
Современные проблемы астрономии (3 ч)
Проблема «скрытой» массы. Основы
современной космологии. Нестационарная
Вселенная А.А. Фридмана. Большой взрыв.
Реликтовое излучение. Ускорение
расширения Вселенной. «Темная энергия»
и антитяготение.
Современные возможности космонавтики и
радиоастрономии для связи с другими
цивилизациями. Планетные системы у других
звезд. Невидимые спутники у звёзд; методы
обнаружения экзопланет; экзопланеты с
условиями благоприятными для жизни.
Проблема существования жизни вне Земли.
Условия, необходимые для развития жизни.
Поиски жизни на планетах Солнечной
системы. Развитие представлений о
существовании жизни во Вселенной;
формула Дрейка и число цивилизаций в
Галактике; поиск сигналов от внеземных
цивилизаций и подача сигналов им.

Читать § 31
стр. 116-119
Ответить на вопросы
стр. 119
Читать § 32
стр. 120-121

Читать § 33
стр. 122-123
Читать итоги главы
стр. 124

Читать § 34, 35
стр. 126-131

Читать § 36
стр. 132-133
Читать итоги главы
стр. 134
Читать § 37
стр. 136-137
Ответить на вопросы
стр. 137
Читать § 38
стр. 138-139
Ответить на вопросы
стр. 139

Читать § 39
стр. 140-141
Читать итоги главы
стр. 142

35. Повторение и
обобщение курса
астрономии.
9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».