РП Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс

муниципальное общеобразовательное учреждение
«Арамашевская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Михаила Мантурова»

ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе
среднего общего образования
МОУ «Арамашевская СОШ»
Приказ № 82 от 30 августа 2020 г.

Рабочая программа учебного предмета
Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности
Стандарт: ФГОС
Класс: 10

с.Арамашево

Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
10 КЛАСС
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и
способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию
по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений
нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным
фактором национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
- признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и
свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам
и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству
людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое
отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам
трудовой деятельности;
- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
- физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и
психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях
этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать
партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
В результате изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
Основы комплексной безопасности
–
Комментировать назначение основных нормативных правовых актов, определяющих правила и безопасность дорожного движения;
–
использовать основные нормативные правовые акты в области безопасности дорожного движения для изучения и реализации своих пра в и определения
ответственности;
–
оперировать основными понятиями в области безопасности дорожного движения;
–
объяснять назначение предметов экипировки для обеспечения безопасности при управлении двухколесным транспортным средством;
–
действовать согласно указанию на дорожных знаках;
–
пользоваться официальными источниками для получения информации в области безопасности дорожного движения;
–
прогнозировать и оценивать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира или водителя транспортного средства в различных дорожных
ситуациях для сохранения жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
–
составлять модели личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на дороге (в части,
касающейся пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств);
–
комментировать назначение нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды;

–
использовать основные нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды для изучения и реализации своих прав и определения
ответственности;
–
оперировать основными понятиями в области охраны окружающей среды;
–
распознавать наиболее неблагоприятные территории в районе проживания;
–
описывать факторы экориска, объяснять, как снизить последствия их воздействия;
–
определять, какие средства индивидуальной защиты необходимо использовать в зависимости от поражающего фактора при ухудшении экологической
обстановки;
–
опознавать организации, отвечающие за защиту прав потребителей и благополучие человека, природопользование и охрану окружающей среды, для
обращения в случае необходимости;
–
опознавать, для чего применяются и используются экологические знаки;
–
пользоваться официальными источниками для получения информации об экологической безопасности и охране окружающей среды;
–
прогнозировать и оценивать свои действия в области охраны окружающей среды;
–
составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и при ухудшении экологической обстановки;
–
распознавать явные и скрытые опасности в современных молодежных хобби;
–
соблюдать правила безопасности в увлечениях, не противоречащих законодательству РФ;
–
использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за противоправные действия и асоциальное поведение во время занятий хобби;
–
пользоваться официальными источниками для получения информации о рекомендациях по обеспечению безопасности во время современных молодежными
хобби;
–
прогнозировать и оценивать последствия своего поведения во время занятий современными молодежными хобби;
–
применять правила и рекомендации для составления модели личного безопасного поведения во время занятий современными молодежными хобби;
–
распознавать опасности, возникающие в различных ситуациях на транспорте, и действовать согласно обозначению на знаках безопасности и в соответствии
с сигнальной разметкой;
–
использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за асоциальное поведение на транспорте;
–
пользоваться официальными источниками для получения информации о правилах и рекомендациях по обеспечению безопасности на транспорте;
–
прогнозировать и оценивать последствия своего поведения на транспорте;
–
составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на транспорте.
Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций
–
Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;
–
использовать основные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций для изучения и
реализации своих прав и определения ответственности; оперировать основными понятиями в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных
ситуаций;
–
раскрывать составляющие государственной системы, направленной на защиту населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;
–
приводить примеры основных направлений деятельности государственных служб по защите населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций:
прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения;
–
приводить примеры потенциальных опасностей природного, техногенного и социального характера, характерных для региона проживания, и опасностей и
чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
–
объяснять причины их возникновения, характеристики, поражающие факторы, особенности и последствия;
–
использовать средства индивидуальной, коллективной защиты и приборы индивидуального дозиметрического контроля;
–
действовать согласно обозначению на знаках безопасности и плане эвакуации;
–
вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;

–
прогнозировать и оценивать свои действия в области обеспечения личной безопасности в опасных и чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
–
пользоваться официальными источниками для получения информации о защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;
–
составлять модель личного безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации
–
Характеризовать особенности экстремизма, терроризма и наркотизма в Российской Федерации;
–
объяснять взаимосвязь экстремизма, терроризма и наркотизма;
–
оперировать основными понятиями в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
–
раскрывать предназначение общегосударственной системы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму;
–
объяснять основные принципы и направления противодействия экстремистской, террористической деятельности и наркотизму;
–
комментировать назначение основных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу противодействия экстремизму, терр оризму и
наркотизму в Российской Федерации;
–
описывать органы исполнительной власти, осуществляющие противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
–
пользоваться официальными сайтами и изданиями органов исполнительной власти, осуществляющих противодействие экстремизму, терроризму и
наркотизму в Российской Федерации, для обеспечения личной безопасности;
–
использовать основные нормативные правовые акты в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Ф едерации для
изучения и реализации своих прав, определения ответственности;
–
распознавать признаки вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность;
–
распознавать симптомы употребления наркотических средств;
–
описывать способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность, распространению и употреблению наркотических
средств;
–
использовать официальные сайты ФСБ России, Министерства юстиции Российской Федерации для ознакомления с перечнем организаций, запрещенных в
Российской Федерации в связи с экстремистской и террористической деятельностью;
–
описывать действия граждан при установлении уровней террористической опасности;
–
описывать правила и рекомендации в случае проведения террористической акции;
–
составлять модель личного безопасного поведения при установлении уровней террористической опасности и угрозе совершения террористической акции.
Основы здорового образа жизни
–
Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области здорового образа жизни;
–
использовать основные нормативные правовые акты в области здорового образа жизни для изучения и реализации своих прав;
–
оперировать основными понятиями в области здорового образа жизни;
–
описывать факторы здорового образа жизни;
–
объяснять преимущества здорового образа жизни;
–
объяснять значение здорового образа жизни для благополучия общества и государства;
–
описывать основные факторы и привычки, пагубно влияющие на здоровье человека;
–
раскрывать сущность репродуктивного здоровья;
–
распознавать факторы, положительно и отрицательно влияющие на репродуктивное здоровье;
–
пользоваться официальными источниками для получения информации о здоровье, здоровом образе жизни, сохранении и укреплении репродуктивного
здоровья.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
–
Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области оказания первой помощи;

–
использовать основные нормативные правовые акты в области оказания первой помощи для изучения и реализации своих прав, определения
ответственности;
–
оперировать основными понятиями в области оказания первой помощи;
–
отличать первую помощь от медицинской помощи;
–
распознавать состояния, при которых оказывается первая помощь, и определять мероприятия по ее оказанию;
–
оказывать первую помощь при неотложных состояниях;
–
вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;
–
выполнять переноску (транспортировку) пострадавших различными способами с использованием подручных средств и средств промышленного
изготовления;
–
действовать согласно указанию на знаках безопасности медицинского и санитарного назначения;
–
составлять модель личного безопасного поведения при оказании первой помощи пострадавшему;
–
комментировать назначение основных нормативных правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологическом благополучия населения;
–
использовать основные нормативные правовые акты в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения для изучения и реализации своих
прав и определения ответственности;
–
оперировать понятием «инфекционные болезни» для определения отличия инфекционных заболеваний от неинфекционных заболеваний и особо опасных
инфекционных заболеваний;
–
классифицировать основные инфекционные болезни;
–
определять меры, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний;
–
действовать в порядке и по правилам поведения в случае возникновения эпидемиологического или бактериологического очага.
Основы обороны государства
–
Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области обороны государства;
–
характеризовать состояние и тенденции развития современного мира и России;
–
описывать национальные интересы РФ и стратегические национальные приоритеты;
–
приводить примеры факторов и источников угроз национальной безопасности, оказывающих негативное влияние на национальные интересы России;
–
приводить примеры основных внешних и внутренних опасностей;
–
раскрывать основные задачи и приоритеты международного сотрудничества РФ в рамках реализации национальных интересов и обеспечения безопасности;
–
разъяснять основные направления обеспечения национальной безопасности и обороны РФ;
–
оперировать основными понятиями в области обороны государства;
–
раскрывать основы и организацию обороны РФ;
–
раскрывать предназначение и использование ВС РФ в области обороны;
–
объяснять направление военной политики РФ в современных условиях;
–
описывать предназначение и задачи Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в мирное и военное время;
–
характеризовать историю создания ВС РФ;
–
описывать структуру ВС РФ;
–
характеризовать виды и рода войск ВС РФ, их предназначение и задачи;
–
распознавать символы ВС РФ;
–
приводить примеры воинских традиций и ритуалов ВС РФ.
Правовые основы военной службы
–
Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области воинской обязанности граждан и военной службы;

–
использовать нормативные правовые акты для изучения и реализации своих прав и обязанностей до призыва, во время призыва, во время прохождения
военной службы, во время увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
–
оперировать основными понятиями в области воинской обязанности граждан и военной службы;
–
раскрывать сущность военной службы и составляющие воинской обязанности гражданина РФ;
–
характеризовать обязательную и добровольную подготовку к военной службе;
–
раскрывать организацию воинского учета;
–
комментировать назначение Общевоинских уставов ВС РФ;
–
использовать Общевоинские уставы ВС РФ при подготовке к прохождению военной службы по призыву, контракту;
–
описывать порядок и сроки прохождения службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы;
–
объяснять порядок назначения на воинскую должность, присвоения и лишения воинского звания;
–
различать военную форму одежды и знаки различия военнослужащих ВС РФ;
–
описывать основание увольнения с военной службы;
–
раскрывать предназначение запаса;
–
объяснять порядок зачисления и пребывания в запасе;
–
раскрывать предназначение мобилизационного резерва;
–
объяснять порядок заключения контракта и сроки пребывания в резерве.
Элементы начальной военной подготовки
–
Комментировать назначение Строевого устава ВС РФ;
–
использовать Строевой устав ВС РФ при обучении элементам строевой подготовки;
–
оперировать основными понятиями Строевого устава ВС РФ;
–
выполнять строевые приемы и движение без оружия;
–
выполнять воинское приветствие без оружия на месте и в движении, выход из строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него;
–
выполнять строевые приемы в составе отделения на месте и в движении;
–
приводить примеры команд управления строем с помощью голоса;
–
описывать назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова;
–
выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова для чистки и смазки;
–
описывать порядок хранения автомата;
–
различать составляющие патрона;
–
снаряжать магазин патронами;
–
выполнять меры безопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами в повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб;
–
описывать явление выстрела и его практическое значение;
–
объяснять значение начальной скорости пули, траектории полета пули, пробивного и убойного действия пули при поражении противника;
–
объяснять влияние отдачи оружия на результат выстрела;
–
выбирать прицел и правильную точку прицеливания для стрельбы по неподвижным целям;
–
объяснять ошибки прицеливания по результатам стрельбы;
–
выполнять изготовку к стрельбе;
–
производить стрельбу;
–
объяснять назначение и боевые свойства гранат;
–
различать наступательные и оборонительные гранаты;
–
описывать устройство ручных осколочных гранат;

–
выполнять приемы и правила снаряжения и метания ручных гранат;
–
выполнять меры безопасности при обращении с гранатами;
–
объяснять предназначение современного общевойскового боя;
–
характеризовать современный общевойсковой бой;
–
описывать элементы инженерного оборудования позиции солдата и порядок их оборудования;
–
выполнять приемы «К бою», «Встать»;
–
объяснять, в каких случаях используются перебежки и переползания;
–
выполнять перебежки и переползания (по-пластунски, на получетвереньках, на боку);
–
определять стороны горизонта по компасу, солнцу и часам, по Полярной звезде и признакам местных предметов;
–
передвигаться по азимутам;
–
описывать назначение, устройство, комплектность, подбор и правила использования противогаза, респиратора, общевойскового защитного комплекта (ОЗК)
и легкого защитного костюма (Л-1);
–
применять средства индивидуальной защиты;
–
действовать по сигналам оповещения исходя из тактико-технических характеристик (ТТХ) средств индивидуальной защиты от оружия массового
поражения;
–
описывать состав и область применения аптечки индивидуальной;
–
раскрывать особенности оказания первой помощи в бою;
–
выполнять приемы по выносу раненых с поля боя.
Военно-профессиональная деятельность
–
Раскрывать сущность военно-профессиональной деятельности;
–
объяснять порядок подготовки граждан по военно-учетным специальностям;
–
оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военно-профессиональной деятельности;
–
характеризовать особенности подготовки офицеров в различных учебных и военно-учебных заведениях;
–
использовать официальные сайты для ознакомления с правилами приема в высшие военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования
МВД России, ФСБ России, МЧС России.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Основы комплексной безопасности
–
Объяснять, как экологическая безопасность связана с национальной безопасностью и влияет на нее .
Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций
–
Устанавливать и использовать мобильные приложения служб, обеспечивающих защиту населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, для обеспечения
личной безопасности.
Основы обороны государства
–
Объяснять основные задачи и направления развития, строительства, оснащения и модернизации ВС РФ;
–
приводить примеры применения различных типов вооружения и военной техники в войнах и конфликтах различных исторических периодов, прослеживать
их эволюцию.
Элементы начальной военной подготовки
–
Приводить примеры сигналов управления строем с помощью рук, флажков и фонаря;
–
определять назначение, устройство частей и механизмов автомата Калашникова;
–
выполнять чистку и смазку автомата Калашникова;
–
выполнять нормативы неполной разборки и сборки автомата Калашникова;

–
описывать работу частей и механизмов автомата Калашникова при стрельбе;
–
выполнять норматив снаряжения магазина автомата Калашникова патронами;
–
описывать работу частей и механизмов гранаты при метании;
–
выполнять нормативы надевания противогаза, респиратора и общевойскового защитного комплекта (ОЗК).
Военно-профессиональная деятельность
–
Выстраивать индивидуальную траекторию обучения с возможностью получения военно-учетной специальности и подготовки к поступлению в высшие
военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России;
–
оформлять необходимые документы для поступления в высшие военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ
России, МЧС России.

Содержание учебной программы
Основы комплексной безопасности
Вводный инструктаж по охране труда учащихся на уроках ОБЖ. Элементы военной топографии. Автономное пребывание человека в природной среде.
Практическая подготовка к автономному существованию в природной среде. Безопасность на транспорте. Правила безопасного поведения в общественном
транспорте, в такси и маршрутном такси, на железнодорожном транспорте, на воздушном и водном транспорте. Предназначение и использование сигнальных
цветов, знаков безопасности и сигнальной разметки. Виды ответственности за асоциальное поведение на транспорте.
Обеспечение личной безопасности на дорогах
Правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров и водителей
транспортных средств: мопедов, мотоциклов, легкового автомобиля). Предназначение и использование дорожных знаков.

Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций
Чрезвычайные ситуации природного характера и их возможные последствия. Потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера,
характерные для региона проживания, и опасности и чрезвычайные ситуации, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий. Правила
и рекомендации безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и в условиях опасностей
и чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, для обеспечения личной безопасности. Предназначение и
использование сигнальных цветов, знаков безопасности, сигнальной разметки и плана эвакуации. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в
условиях чрезвычайной ситуации природного характера
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях
чрезвычайной ситуации техногенного характера. Военные опасности и военные угрозы Российской Федерации. Характерные черты и особенности современных
военных конфликтов. Нормативно-правовая база РФ в области обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях
Основы
законодательства
Российской Федерации по организации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Права, обязанности и ответственность гражданина в области
организации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Составляющие государственной системы по защите населения от опасных и чрезвычайных
ситуаций. Основные направления деятельности государства по защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения от
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Средства индивидуальной, коллективной защиты и приборы индивидуального дозиметрического
контроля. Назначение, устройство, комплектность, подбор и правила использования средств индивидуальной защиты (СИЗ) (противогаза, респиратора,
общевойскового защитного комплекта (ОЗК) и легкого защитного костюма (Л-1)). Средств индивидуальной защиты

Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации
Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия
Сущность явлений экстремизма, терроризма и наркотизма. Факторы, способствующие
вовлечению в террористическую деятельность. Профилактика их влияния. Основные принципы и направления противодействия террористической и экстремисткой
деятельности. Способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность, распространению и употреблению наркотических
средств. Концепция противодействия терроризму. Положения Конституции Российской Федерации противодействию терроризму и экстремизму.
Общегосударственная система противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму: основы законодательства Российской Федерации в области
противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму; органы исполнительной власти, осуществляющие противодействие экстремизму, терроризму и
наркотизму в Российской Федерации; права и ответственность гражданина в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской
Федерации. Уголовная ответственность за террористическую и экстремистку деятельность. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта
Правила и рекомендации безопасного поведения при установлении уровней террористической опасности и угрозе совершения террористической акции.

Основы здорового образа жизни
Здоровый образ жизни. Индивидуальная модель здорового образа жизни. Факторы и привычки, разрушающие здоровье. Вредные привычки, их влияние на
здоровье. Профилактика вредных привычек.

Основы обороны государства

История создания ВС РФ. Вооруженные Силы Российской Федерации. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и
органы, их предназначение и задачи. Структура ВС РФ. Основные направления развития и строительства ВС РФ. Модернизация вооружения, военной и
специальной техники. Техническая оснащенность и ресурсное обеспечение ВС РФ. Сухопутные войска Виды и рода войск ВС РФ, их предназначение и задачи.
Другие войска, воинские формирования и органы, привлекаемые к обороне страны. Воздушно-космические силы
Военно-морской флот. Ракетные войска стратегического назначения
.Воздушно-десантные войска. Воинские символы, традиции и ритуалы в ВС РФ.
Патриотизм и верность воинскому долгу-качества защитника Отечества. Дружба и войсковое товарищество-основа боевой готовности частей и подразделений

Элементы начальной военной подготовки
Строи и управление ими. Строи отделения. Строевые приемы и движение без оружия. Строевые упражнения. Выполнение воинского приветствия без оружия на
месте и в движении, выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Автомат Калашникова. Назначение, боевые свойства и общее
устройство автомата Калашникова. Работа частей и механизмов автомата Калашникова при стрельбе. Неполная разборка и сборка автомата Калашникова для
чистки и смазки. Хранение автомата Калашникова. Устройство патрона Устройство патрона к автомату Калашникова. Меры безопасности при обращении с
автоматом Калашникова и патронами в повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб. Основы и правила стрельбы. Ведение огня из автомата
Калашникова. Ручные осколочные гранаты. Виды и назначение ручных гранат. Меры безопасности при обращении с ручными осколочными гранатами.
Современный общевойсковой бой. Виды современного боя. Способы ведения боевых действий. Обязанности солдата в бою. Инженерное оборудование позиции
солдата. Способы передвижения в бою при действиях в пешем порядке. Действия по сигналам оповещения. Виды сигналов и способы их подачи. Порядок действия
по сигналам оповещения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по ПРЕДМЕТУ «Основы безопасности жизнедеятельности»
10 класс (35 часов)
№
урока
1

2

3

4

5

6

7

8
9

10

темы урока

Содержание урока

Основы комплексной безопасности
Вводный инструктаж по охране труда учащихся на уроках ОБЖ. Автономное пребывание человека в
Элементы военной топографии
природной среде. Практическая подготовка к автономному существованию в природной среде.
Правила безопасного поведения в общественном транспорте, в такси и маршрутном такси, на
железнодорожном транспорте, на воздушном и водном транспорте. Предназначение и использование
Безопасность на транспорте.
сигнальных цветов, знаков безопасности и сигнальной разметки. Виды ответственности за асоциальное
поведение на транспорте.
Правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров и водителей
Обеспечение личной
транспортных средств: мопедов, мотоциклов, легкового автомобиля). Предназначение и использование
безопасности на дорогах
дорожных знаков.
Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций
Чрезвычайные ситуации
природного характера и их
возможные последствия
Рекомендации населению по
обеспечению личной
безопасности в условиях
чрезвычайной ситуации
Потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, характерные для региона
природного характера
проживания, и опасности и чрезвычайные ситуации, возникающие при ведении военных действий или
Чрезвычайные ситуации
вследствие этих действий.
техногенного характера и их
Правила и рекомендации безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного,
возможные последствия
техногенного и социального характера и в условиях опасностей и чрезвычайных ситуаций, возникающих
Рекомендации населению по
при ведении военных действий или вследствие этих действий, для обеспечения личной безопасности.
обеспечению личной
Предназначение и использование сигнальных цветов, знаков безопасности, сигнальной разметки и плана
безопасности в условиях
эвакуации.
чрезвычайной ситуации
техногенного характера
Военные опасности и военные
угрозы Российской Федерации
Характерные черты и
особенности современных
военных конфликтов
Нормативно-правовая база РФ в Основы законодательства Российской Федерации по организации защиты населения от опасных и
области обеспечения
чрезвычайных ситуаций. Права, обязанности и ответственность гражданина в области организации защиты
безопасности населения в
населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Составляющие государственной системы по защите

§учебника
Д/З
1. 2

3

3

5

6

7

8

9
10

11

чрезвычайных ситуациях

11
12

13

14

15

16

17
18
19
20
21
22
23
24

населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Основные направления деятельности государства по
защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.

Инженерная защита населения
Средства индивидуальной, коллективной защиты и приборы индивидуального дозиметрического контроля.
от чрезвычайных ситуаций
Назначение, устройство, комплектность, подбор и правила использования средств индивидуальной защиты
мирного и военного времени
(СИЗ) (противогаза, респиратора, общевойскового защитного комплекта (ОЗК) и легкого защитного
Средств индивидуальной
костюма (Л-1)).
защиты
Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации
Терроризм и террористическая
Сущность явлений экстремизма, терроризма и наркотизма. Факторы, способствующие вовлечению в
деятельность, их цели и
террористическую деятельность. Профилактика их влияния.
последствия
Основные принципы и
направления противодействия
Способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность,
террористической и
распространению и употреблению наркотических средств
экстремисткой деятельности
Положения Конституции Российской Федерации противодействию терроризму и экстремизму.
Общегосударственная система противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму: основы
законодательства Российской Федерации в области противодействия экстремизму, терроризму и
Концепция противодействия
наркотизму; органы исполнительной власти, осуществляющие противодействие экстремизму, терроризму и
терроризму
наркотизму в Российской Федерации; права и ответственность гражданина в области противодействия
экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации. Уголовная ответственность за
террористическую и экстремистку деятельность.
Правила безопасного поведения
Правила и рекомендации безопасного поведения при установлении уровней террористической опасности и
при угрозе террористического
угрозе совершения террористической акции.
акта
Основы здорового образа жизни
Здоровый образ жизни
Индивидуальная модель здорового образа жизни.
Факторы и привычки,
Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.
разрушающие здоровье.
Основы обороны государства
История создания ВС РФ
История создания ВС РФ
Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, их
Вооруженные Силы Российской предназначение и задачи. Структура ВС РФ. Основные направления развития и строительства ВС РФ.
Федерации
Модернизация вооружения, военной и специальной техники. Техническая оснащенность и ресурсное
обеспечение ВС РФ.
Сухопутные войска
Воздушно-космические силы
Виды и рода войск ВС РФ, их предназначение и задачи. Другие войска, воинские формирования и органы,
Военно-морской флот
привлекаемые к обороне страны
Ракетные войска
стратегического назначения

33
34

13 14 15

16

17. 18.
21.22

23

26
29
37
39
40
41
42
43

25
26

Воздушно-десантные войска.
Воинские символы, традиции и
ритуалы в ВС РФ

27

Строи и управление ими

28

Строевые упражнения

29

Автомат Калашникова

30

Устройство патрона

31
32

Основы и правила стрельбы.
Ручные осколочные гранаты.
Современный общевойсковой
бой.
Обязанности солдата в бою
Действия по сигналам
оповещения.

33
34
35

44. 45
Патриотизм и верность воинскому долгу-качества защитника Отечества. Дружба и войсковое товариществооснова боевой готовности частей и подразделений
Элементы начальной военной подготовки
Строи отделения. Строевые приемы и движение без оружия.
Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении, выход из строя и возвращение в
строй. Подход к начальнику и отход от него.
Назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова. Работа частей и механизмов
автомата Калашникова при стрельбе. Неполная разборка и сборка автомата Калашникова для чистки и
смазки. Хранение автомата Калашникова.
Устройство патрона к автомату Калашникова. Меры безопасности при обращении с автоматом
Калашникова и патронами в повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб.
Ведение огня из автомата Калашникова.
Виды и назначение ручных гранат. Меры безопасности при обращении с ручными осколочными гранатами.

46. 47
57. 58. 61
59. 60. 62
63. 64

65

Виды современного боя. Способы ведения боевых действий.

66

Инженерное оборудование позиции солдата. Способы передвижения в бою при действиях в пешем порядке.

67

Виды сигналов и способы их подачи. Порядок действия по сигналам оповещения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».