РП География 10 класс

муниципальное общеобразовательное учреждение
«Арамашевская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Михаила Мантурова»

ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе
среднего общего образования
МОУ «Арамашевская СОШ»
Приказ № 82 от 30 августа 2020 г.

Рабочая программа учебного предмета

Предмет: География
Стандарт: ФГОС
Класс: 10

с.Арамашево

Планируемые результаты освоения учебного предмета «География»
10 класс
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность,
креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;

готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность
вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и
осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями
и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;

принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение
к собственному физическому и психологическому здоровью;

неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство
причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;

уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой
российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои
конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к
осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы

человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в
группе или социальной организации;

готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в
различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного
отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по
социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;

принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению;

способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;

формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра,
нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия);

развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому
творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов;

умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;

эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем;

потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое
отношение к разным видам трудовой деятельности;

готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации,
ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Планируемые метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных
действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:

самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих
людей, основываясь на соображениях этики и морали;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные
затраты;

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:


искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и
ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в
информационных источниках;

использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также
противоречий, выявленных в информационных источниках;

находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к
критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств
и способов действия;

выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и
ресурсные ограничения;

менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так
и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;

при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик,
исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых
средств;

распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и
образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования
В результате изучения учебного предмета «География» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:

понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;

определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью
измерений, наблюдений, исследований;

составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности
различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;


сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социальноэкономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;

сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;

выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе
картографических и статистических источников информации;

раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;

выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;

описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;

решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;

оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;

объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;

характеризовать географию рынка труда;

рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;

анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;

характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;

приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;

определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового
продукта;

оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях
функционирования экономики;

оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;

оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;

объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на
основе сравнения;

переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт,
работы с графиками и диаграммами;

составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;

делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;


выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;

давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;

понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;

оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с
точки зрения концепции устойчивого развития;

раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;

прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;

оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;

оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в
мире;

оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;

оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;

анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;

анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;

выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном
географическом разделении труда;

понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной
экономической зоной России;

давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.
География
В системе образования география как учебный предмет занимает важное место в формировании общей картины мира,
географической грамотности, необходимой для повседневной жизни, навыков безопасного для человека и окружающей его среды образа
жизни, а также в воспитании экологической культуры, формирования собственной позиции по отношению к географической информации,
получаемой из СМИ и других источников. География формирует географическое мышление – целостное восприятие всего спектра
природных, экономических, социальных реалий.
Изучение предмета «География» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов
познания, а также практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами областей общественных,
естественных, математических и гуманитарных наук.
Изучение географии на базовом уровне ориентировано на обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки
выпускников, в том числе на формирование целостного восприятия мира.

Программа учитывает возможность получения знаний в том числе через практическую деятельность. В программе содержится перечень
практических работ, которые включены учителем в рабочую программу с учетом необходимости достижения предметных результатов.
Базовый уровень
Человек и окружающая среда
Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в окружающей среде. Представление о ноосфере.
Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы и их виды. Закономерности размещения природных ресурсов.
Ресурсообеспеченность. Рациональное и нерациональное природопользование.
Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути решения экологических проблем. Особо охраняемые
природные территории и объекты Всемирного природного и культурного наследия.
Территориальная организация мирового сообщества
Мировое сообщество – общая картина мира. Современная политическая карта и ее изменения. Разнообразие стран мира.
Геополитика. «Горячие точки» на карте мира.
Население мира. Численность, воспроизводство, динамика населения. Демографическая политика. Размещение и плотность
населения. Состав и структура населения (половозрастной, этнический, религиозный состав, городское и сельское население). Основные
очаги этнических и конфессиональных конфликтов. География рынка труда и занятости. Миграция населения. Закономерности расселения
населения. Урбанизация.
Мировое хозяйство. Географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Изменение
отраслевой структуры. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. Развитие сферы услуг.
Международные отношения. Географические аспекты глобализации.
Региональная география и страноведение
Комплексная географическая характеристика стран и регионов мира. Особенности экономико-географического положения, природноресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Северной
и Южной Америки, Австралии и Африки. Перспективы освоения и развития Арктики и Антарктики. Международная специализация
крупнейших стран и регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции.
Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства. Региональная политика. Интеграция регионов в единое мировое
сообщество. Международные организации (региональные, политические и отраслевые союзы).
Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве. География экономических, политических, культурных и научных связей
России со странами мира. Особенности и проблемы интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты решения
внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.
Роль географии в решении глобальных проблем человечества

Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык географии. Географические аспекты глобальных проблем
человечества. Роль географии в решении глобальных проблем современности. Международное сотрудничество как инструмент решения
глобальных проблем.
1.
Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности.
2.
Прогнозирование изменения численности населения мира и отдельных регионов.
3.
Выявление основных закономерностей расселения на основе анализа физической и тематических карт мира.
4.
Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения.
5.
Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира.
6.
Анализ экономических карт.
7.
Установление взаимосвязи между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях.
8.
Оценка ресурсообеспеченности страны (региона, человечества) основными видами ресурсов.
9.
Анализ геоэкологической ситуации в отдельных странах и регионах мира.
10. Характеристика политико-географического положения страны.
11. Характеристика экономико-географического положения страны.
12. Характеристика природно-ресурсного потенциала страны.
13. Классификация стран мира на основе анализа политической и экономической карты мира.
14. Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России.
15. Определение основных направлений внешних экономических, политических, культурных и научных связей России с наиболее
развитыми странами мира.
16. Выявление на основе различных источников информации приоритетных глобальных проблем человечества. Аргументация
представленной точки зрения.
17. Представление географической информации в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм, картосхем, отражающих взаимосвязи
географических аспектов приоритетных глобальных проблем человечества.

Тематическое планирование учебного материала по курсу «География. 10 -11 классы»
10 класс - 35 часов (
№ п/п

Тема урока

Колво

Планируемые предметные результаты.

часов
Введение
(1 час)

1

Введение.
Экономическая и
социальная география
как наука, ее место в
системе географических
наук

1

Традиционные и новые методы географических исследований. Статистический метод – один из
основных в географии.
Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая
номенклатура.
Географические понятия и термины, традиционные и новые методы географических исследований.
Уметь показать разнообразие стран современного мира; дать оценку геополитического положения
отдельных стран.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА
(33 часа)
Раздел 1. Современная политическая карта мира
(5 часов)

2

3

Многообразие стран
современного мира, их
классификация.
Типология стран мира.

1

Влияние
международных
отношений на
политическую карту

1

Количество и группировка стран, типология стран: развитые, развивающиеся и страны с переходной
экономикой.
Период «холодной войны», международная напряженность, отношения между Россией и странами
Запада.
Республиканская и монархическая формы правления, их суть. Унитарная и федеративная формы
АТУ, их суть.

мира

Политическая география как научное направление. Геополитика.

4

Государственный строй
стран мира Пр. раб. №1
Составление
систематизирующей
таблицы
«Государственный
строй стран мира».

1

5

Понятие о политической
географии и
геополитике. Политикогеографическое
положение Пр. раб. №2
Характеристика
политикогеографического
положения страны. Его
изменение во времени.

1

6

Обобщающий урок по
теме

1
Раздел 2. Природа и человек в современном мире
(6 часов)

7

Проблемы
взаимодействия
общества и природы

1

8

Природные ресурсы
Земли. Понятие о
ресурсообеспеченности.

1

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Виды природных ресурсов
Земли. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий.
Территориальные сочетания природных ресурсов. Источники загрязнения окружающей среды.
Геоэкологические проблемы регионов с различными типами природопользования. Пути сохранения
качества окружающей среды.
Знать особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и

Минеральные ресурсы
9

Земельные, водные и
биологические ресурсы

1

10

Ресурсы Мирового
океана. Рекреационные
ресурсы, их виды Пр.
раб. №3 Оценка
ресурсообеспеченности
отдельных стран
(регионов) мира (по
выбору).

1

11

Загрязнение и охрана
окружающей среды.
Географическое
ресурсоведение и
геоэкология

1

12

Обобщающий урок по
темеПрирода и человек
в современном мире.

1

территориальные сочетания.
Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции
развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений.

Раздел 3. Населения мира
(7 часов)

13

Численность и
воспроизводство
населения

1

14

Демографическая
политика

1

15

Состав (структура)

1

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Виды природных ресурсов
Земли. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий.
Территориальные сочетания природных ресурсов. Источники загрязнения окружающей среды.
Геоэкологические проблемы регионов с различными типами природопользования. Пути сохранения
качества окружающей среды.
Знать особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и
территориальные сочетания.

населения
16

Размещение и миграция
населения

1

17

Городское и сельское
население. Урбанизация

1

18

Качество населения как
комплексное понятие.
География
населения. Пр. раб. №4
Составление
сравнительной оценки
трудовых ресурсов
стран и регионов мира.

1

19

Обобщающий урок по
темеНаселение Земли.

1

Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции
развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений.

Раздел 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство
(6 часов)

20

Характеристика научнотехнической революции

1

21

Современное мировое
хозяйство и
международное
географическое
разделение труда

1

22

Основные
пространственные
модели мирового
хозяйства

1

Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. Международное географическое
разделение труда.
Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и
транснациональные корпорации (ТНК).
Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.
Знать
географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства.
Уметь
оценивать уровень территориальной концентрации производства, степень природных,
антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий

23

Отраслевая и
территориальная
структура мирового
хозяйства. Региональная
политика

1

24

Факторы размещения
производительных
сил. Пр. раб. №5
Сравнительная
характеристика
ведущих факторов
размещения
производительных сил.

1

25

Обобщающий урок по
темеНаучнотехническая
революция и мировое
хозяйство.

1

Раздел 5. География отраслей мирового хозяйства
(9 часов)
26

География
промышленности.
Топливноэнергетический
комплекс мира

1

27

Мировая
электроэнергетика

1

28

Мировая
горнодобывающая
промышленность

1

География важнейших отраслей: топливно-энергетический комплекс, металлургия мира,
машиностроение химическая и лёгкая промышленность, сельское хозяйство и транспорт.
Знать
географические особенности размещения основных отраслей мирового хозяйства.
Уметь
составлять комплексную географическую характеристику, таблицы, картосхемы, диаграммы,
простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и
процессов, их территориальные взаимодействия

29

Металлургическая
промышленность.
Машиностроение.

1

30

Химическая, лесная и
легкая
промышленность. Пр.
раб. № 6 Составление
экономикогеографической
характеристики одной
из отраслей (по
выбору)
промышленности
мира.

1

31

География сельского
хозяйства и рыболовства

1

32

География транспорта
мира

1

33

Основные формы
всемирных
экономических
отношений

1

34

Обобщающий урок по
темеГеография
отраслей Мирового
хозяйства.

1

35

Экономические
отношения России с
другими странами.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».