РП Литература 10 класс

муниципальное общеобразовательное учреждение
«Арамашевская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Михаила Мантурова»
ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе
среднего общего образования
МОУ «Арамашевская СОШ»
Приказ № 82 от 30.08.2020 г.

Рабочая программа учебного предмета

Предмет: Литература
Стандарт: ФГОС
Класс: 10

с. Арамашево

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты
Ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив,
инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и
строить жизненные планы;
 готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности;
 готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения,
готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям
прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
 готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими
ценностями
и
идеалами
гражданского
общества,
потребность
в
физическом
самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
 принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и
компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
 неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
 российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме,
чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к
служению Отечеству, его защите;
 уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
 формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации,
являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

 воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской
Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому
обществу:
 гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в
общественной жизни;
 признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения,
готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность
отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
 мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики,
основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
 интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному
регулированию отношений в группе или социальной организации;
 готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и
интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой
деятельности;
 приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание
уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
 готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции;
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным
явлениям.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
 нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного
сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в
нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
 принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению;
 способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к
физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
 формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному
выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных
чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
 развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе,
художественной культуре:
 мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к
научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой
и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
 экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность

за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к
действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
 эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к
семейной жизни:
 ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
 положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных
семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических
отношений:
 уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
 осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
 готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении
личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
 потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное,
ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
 готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического
благополучия обучающихся:
 физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни
образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной
безопасности.

Планируемые метапредметные
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель
достигнута;
 оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и
жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения
поставленной цели;
 выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и
нематериальные затраты;
 организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый
информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать
противоречия в информационных источниках;
 использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и
отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

 находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и
разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс
собственного развития;
 выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для
широкого переноса средств и способов действия;
 выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других
участников и ресурсные ограничения;
 менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из
соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
 при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях
(генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и
письменных) языковых средств;
 распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать
деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
Результаты базового уровня ориентированы на общую функциональную грамотность, получение
компетентностей для повседневной жизни и общего развития. Эта группа результатов предполагает:

 понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой предметной
области, что обеспечивается не за счет заучивания определений и правил, а посредством моделирования и постановки
проблемных вопросов культуры, характерных для данной предметной области;
 умение решать основные практические задачи, характерные для использования методов и инструментария
данной предметной области;
 осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и инструментов, типичных связей
с некоторыми другими областями знания.
Программы учебных предметов построены таким образом, что предметные результаты базового уровня,
относящиеся к разделу «Выпускник получит возможность научиться», соответствуют предметным результатам раздела
«Выпускник научится» на углубленном уровне. Предметные результаты раздела «Выпускник получит возможность
научиться» не выносятся на итоговую аттестацию, но при этом возможность их достижения должна быть предоставлена
каждому обучающемуся.
В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:

демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или
более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы)
произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие
проблемный характер и требующие анализа;
• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или
идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая
сложность художественного мира произведения;

• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов
художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы
введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая
переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны,
эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как
взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и
обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения,
выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо
заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);

осуществлять следующую продуктивную деятельность:
• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии
на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира
произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурноисторической эпохе (периоду);
• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные
интерпретации литературных произведений.

давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов
музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);

анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов
литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями
гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);


анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения
(например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к
произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:

о месте и значении русской литературы в мировой литературе;

о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;

о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;

об историко-культурном подходе в литературоведении;

об историко-литературном процессе XIX и XX веков;

о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;

имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений,
имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;

о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

(базовый уровень)
Дидактической единицей программы определен учебный модуль – логически самостоятельный компонент
учебной программы. Учебный материал для составления модулей рабочей программы и их количество определяются
составителем в зависимости от того, как будут распределены учебные задачи по достижению планируемых результатов.
Достижение результата (или нескольких результатов) фиксируется обязательной итоговой (контрольной) работой в
конце каждого модуля.
Для определения содержания модулей в примерной программе предложен проблемно-тематический принцип,
который позволяет составителю рабочей программы выбрать учебный материал (список произведений для чтения на
уроке, для самостоятельного чтения, перечень теоретико-литературных понятий, материал для формирования
межпредметных связей, привлекаемый внешкольный ресурс и т.п.). Таким образом, перед составителем рабочей
программы стоят задачи – определить способ (принцип) распределения планируемых результатов, обеспечить их
достижение средствами учебного материала, сформировать контрольно-измерительные материалы (задания для
проведения итоговых работ).
При определении содержания каждого из модулей учитывается следующее условие – обязательное присутствие
среди учебного материала ключевых произведений русской литературы, наличие списка для самостоятельного чтения и
заданий к нему. Присутствие произведений мировой и родной (региональной) литературы должно носить
сбалансированный характер. Внутри отдельного модуля произведения различной жанрово-родовой принадлежности,
времени создания и авторства, различных направлений и стилей даются в сравнительно-сопоставительном рассмотрении
для последовательного формирования у обучающегося умения самостоятельно читать и выявлять общие темы и
проблемы у двух и более произведений, видя и отмечая как общее, так и различия и делая выводы о художественных
особенностях того или иного произведения.
Принцип формирования историзма восприятия литературы может быть осуществлен следующими способами:
историко-хронологическим изучением – тематические блоки изучаются на произведениях отдельного исторического
периода; проблемно-тематическим изучением, когда для раскрытия темы берется несколько произведений,

принадлежащих разным историко-литературным периодам. В таком случае сходства и различия подходов писателей к
конкретной проблеме или теме в разные эпохи могут быть осмыслены обучающимися в процессе сопоставительного
анализа разных произведений.
Деятельность на уроке литературы
Освоение стратегий чтения художественного произведения: чтение конкретных произведений на уроке,
стратегию чтения которых выбирает учитель (медленное чтение с элементами комментирования; комплексный анализ
художественного текста; сравнительно-сопоставительное (компаративное) чтение и др.). В процессе данной
деятельности осваиваются основные приемы и методы работы с художественным текстом. Произведения для работы на
уроке определяются составителем рабочей программы (рекомендуется, что во время изучения одного модуля для
медленного чтения на уроке выбирается 1–2 произведения, для компаративного чтения должны быть выбраны не менее
2 произведений).
Анализ художественного текста
Определение темы (тем) и проблемы (проблем) произведения. Определение жанрово-родовой принадлежности.
Субъектная организация. Пространство и время в художественном произведении. Роль сюжета, своеобразие конфликта
(конфликтов), его составляющих (вступление, завязка, развитие, кульминация, развязка, эпилог). Предметный мир
произведения. Система образов персонажей. Ключевые мотивы и образы произведения. Стих и проза как две основные
формы организации текста.
Методы анализа
Мотивный анализ. Поуровневый анализ. Компаративный анализ. Структурный анализ (метод анализа бинарных
оппозиций). Стиховедческий анализ.
Работа с интерпретациями и смежными видами искусств, и областями знания
Анализ и интерпретация: на базовом уровне обучающиеся понимают разницу между аналитической работой с
текстом, его составляющими, – и интерпретационной деятельностью. Интерпретация научная и творческая (рецензия,
сочинение и стилизация, пародия, иллюстрация, другой способ визуализации); индивидуальная и коллективная

(исполнение чтецом и спектакль, экранизация). Интерпретация литературного произведения другими видами искусства
(знакомство с отдельными театральными постановками, экранизациями; с пластическими интерпретациями образов и
сюжетов литературы). Связи литературы с историей; психологией; философией; мифологией и религией; естественными
науками (основы историко-культурного комментирования, привлечение научных знаний для интерпретации
художественного произведения).
Самостоятельное чтение
Произведения для самостоятельного чтения предлагаются обучающимся в рамках списка литературы к модулю.
На материале произведений из этого списка обучающиеся выполняют итоговую письменную работу по теме модуля
(демонстрируют уровень владения основными приемами и методами анализа текста).
Создание собственного текста
В устной и письменной форме обобщение и анализ своего читательского опыта. Устные жанры: краткий ответ на
вопрос, сообщение (о произведении, об авторе, об интерпретации произведения), мини-экскурсия, устная защита
проекта. Письменные жанры: краткий ответ на вопрос, мини-сочинение, сочинение-размышление, эссе, аннотация,
рецензия, обзор (литературы по теме, книжных новинок, критических статей), научное сообщение, проект и презентация
проекта. Критерии оценки письменных работ, посвященных анализу самостоятельно прочитанных произведений,
приведены в разделе «Результаты».
Использование ресурса
Использование библиотечных, архивных, электронных ресурсов при работе с произведением, изучаемым в классе.
Развитие навыков обращения к справочно-информационным ресурсам, в том числе и виртуальным. Самостоятельная
деятельность, связанная с поиском информации о писателе, произведении, его интерпретациях. Формирование навыка
ориентации в периодических изданиях, других информационных ресурсах, освещающих литературные новинки,
рецензии современных критиков, события литературной жизни (премии, мероприятия, фестивали и т.п.).
Список рекомендуемых произведений и авторов к примерной программе по литературе для 10–11-х классов

Рабочая программа учебного курса строится на произведениях из трех списков: А, В и С (см. таблицу ниже). Эти
три списка равноправны по статусу.
Список А представляет собой перечень конкретных произведений, занявших в силу традиции особое место в
школьном преподавании русской литературы.
Список В представляет собой перечень авторов, чьи произведения и творческие биографии имеют давнюю
историю изучения в школьном курсе литературы. Список содержит примеры тех произведений, которые могут
изучаться – конкретное произведение каждого автора выбирается составителем программы.
Список С представляет собой перечень тем и литературных явлений, выделенных по определенному принципу
(теоретико- или историко-литературному). Конкретного автора и произведение, на материале которого может быть
изучено данное литературное явление, выбирает составитель программы. Данный список определяет содержание
модулей, которые строятся вокруг важных смысловых точек литературного процесса. Те авторы, произведения которых
попали также в Список В, здесь снабжены дополнительным списком рекомендуемых к изучению произведений, не
повторяющим произведения из списка В.
Для удобства работы со списком С материал в нем разделен на 7 блоков:
 Поэзия середины и второй половины XIX века
 Реализм XIX–ХХ века
 Модернизм конца XIX – ХХ века
 Литература советского времени
 Современный литературный процесс
 Мировая литература XIX–ХХ века
 Родная (региональная) литература

Такое деление, не совпадающее в полной мере с традиционным делением на историко-литературные периоды,
предложено для того, чтобы в рамках изучения каждого из блоков можно было создавать условия для формирования
историзма восприятия литературного процесса, проводя сопоставительное рассмотрение произведений, созданных в
разные периоды, но объединенных близостью творческого метода (например, «реализм»), литературного направления
(например, «модернизм»), культурно-исторической эпохи (например, «советское время») и т.п. Если творчество того или
иного автора может быть рассмотрено сразу в нескольких блоках, рекомендуемые к изучению его произведения
указываются лишь в одном из них, а в остальных имя автора помечено астериском.

Список А

Список В
Ф.И. Тютчев
Стихотворения: «К. Б.» («Я встретил вас – и все
былое...»), «Нам не дано предугадать…», «Не
то, что мните вы, природа…», «О, как
убийственно мы любим...», «Певучесть есть в
морских волнах…», «Умом Россию не
понять…», «Silentium!» и др.
А.А. Фет
Стихотворения: «Еще майская ночь», «Как
беден наш язык! Хочу и не могу…», «Сияла
ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Учись
у них – у дуба, у березы…», «Шепот, робкое
дыханье…», «Это утро, радость эта…», «Я
пришел к тебе с приветом…», «Я тебе ничего не
скажу…» и др.

Список С
Поэзия середины и второй половины XIX
века
Ф.И. Тютчев. «День и ночь», «Есть в осени
первоначальной…», «Еще в полях белеет
снег…», «Предопределение», «С поляны
коршун поднялся…», «Фонтан», «Эти бедные
селенья…» и др.
А.А. Фет
Стихотворения: «На стоге сена ночью
южной…», «Одним толчком согнать ладью
живую…».

А.К. Толстой. Стихотворения: «Средь шумного
бала, случайно…», «Край ты мой, родимый
край...», «Меня, во мраке и в пыли…», «Двух
станов не боец, но только гость случайный…» и
др.
Н.А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…»,
«Когда из мрака заблужденья…», «Накануне
светлого праздника», «Несжатая полоса»,
«Памяти Добролюбова», «Я не люблю иронии
твоей…»

Н.А. Некрасов Поэма «Кому на Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Блажен
Руси жить хорошо»
незлобивый поэт…», «В дороге», «В полном
разгаре страда деревенская…», «Вчерашний
день, часу в шестом…», «Мы с тобой
бестолковые люди...», «О Муза! я у двери
гроба…», «Поэт и Гражданин», «Пророк»,
«Родина»,
«Тройка»,
«Размышления
у
парадного подъезда», «Элегия» («Пускай нам
говорит изменчивая мода...»), Поэма «Русские
женщины»
А.Н. Островский Пьеса «Гроза»
А.Н. Островский. Пьеса «Бесприданница»
Реализм XIX – XX века
А.Н. Островский. «Доходное

место»,

«На

И.А. Гончаров Роман «Обломов»

И.А. Гончаров
Роман «Обыкновенная история»

И.С. Тургенев Роман «Отцы и И.С. Тургенев
дети»
Роман «Дворянское гнездо»
Ф.М. Достоевский Роман
«Преступление и наказание»

Ф.М. Достоевский
Романы «Подросток», «Идиот»

Л.Н. Толстой Роман-эпопея
«Война и мир»

Л.Н. Толстой
Роман «Анна Каренина», цикл
«Севастопольские рассказы», повесть «ХаджиМурат»

всякого
мудреца
довольно
простоты»,
«Снегурочка», «Женитьба Бальзаминова». Н.А.
Добролюбов
Статья «Луч света в темном царстве»
Д.И. Писарев Статья «Мотивы русской драмы»
И.А. Гончаров
Повесть «Фрегат «Паллада», роман «Обрыв»
И.С. Тургенев
Романы «Рудин», «Накануне», повести «Первая
любовь»,
«Гамлет
Щигровского
уезда»,
«Вешние воды», статья «Гамлет и Дон Кихот»
Ф.М. Достоевский
Повести «Неточка Незванова», «Сон смешного
человека», «Записки из подполья»
А.В. Сухово-Кобылин «Свадьба Кречинского»
В.М. Гаршин
Рассказы «Красный цветок», «Attalea princeps»
Д.В. Григорович
Рассказ
«Гуттаперчевый
мальчик»
(оригинальный текст), «Прохожий» (святочный
рассказ)
Г.И. Успенский
Эссе «Выпрямила»
Рассказ «Пятница»
Н.Г. Чернышевский
Роман «Что делать?»
Статьи «Детство и отрочество. Сочинение графа
Л.Н. Толстого. Военные рассказы графа Л.Н.
Толстого», «Русский человек на rendez-vous.
Размышления по прочтении повести г.
Тургенева «Ася»;
Л.Н. Толстой. Повести «Смерть Ивана

А.П. Чехов Пьеса «Вишневый сад»

М. Горький. Пьеса «На дне»

Ильича», «Крейцерова соната», пьеса «Живой
труп»
А.П. Чехов. Рассказы: «Смерть чиновника», А.П. Чехов
«Тоска», «Спать хочется», «Студент», «Ионыч», Рассказы «Душечка», «Любовь», «Скучная
«Человек в футляре», «Крыжовник», «О история», пьеса «Дядя Ваня»
любви», «Дама с собачкой», «Попрыгунья».
Пьесы «Чайка», «Три сестры»
В.А. Гиляровский
Книга «Москва и москвичи» /
Другие региональные произведения о родном
городе, крае
И.А. Бунин. Стихотворения: «Аленушка», И.А. Бунин
«Вечер», «Дурман», «И цветы, и шмели, и трава, Рассказы: «Деревня», «Захар Воробьев», «Иоанн
и колосья…», «У зверя есть гнездо, у птицы есть Рыдалец», «Митина любовь»
нора…». Рассказы: «Антоновские яблоки», Статья «Миссия русской эмиграции»
«Господин из Сан-Франциско», «Легкое
дыхание»,
«Темные
аллеи»,
«Чистый
понедельник»
А.И. Куприн
Рассказы и повести: «Олеся», «Поединок»,
«Гранатовый браслет»,
М. Горький. Рассказы: «Макар
«Старуха Изергиль», «Челкаш»

Чудра», М. Горький
Рассказ «Карамора», «Фома Гордеев»,
Б.Н. Зайцев
Повести и рассказы «Голубая звезда», «Моя
жизнь и Диана», «Волки»
И.С. Шмелев
Повесть «Человек из ресторана», книга «Лето
Господне»
М.М. Зощенко*
А.И. Солженицын*
В.М. Шукшин*

В.Г. Распутин*
В.П. Астафьев*

А.А. Блок Поэма «Двенадцать»

М.Е. Салтыков-Щедрин
Романы «История одного города», «Господа
Головлевы»
Цикл «Сказки для детей изрядного возраста»
Н.С. Лесков (1 пр. по выбору)
Повести и рассказы «Человек на часах»,
«Тупейный художник», «Левша»,
«Очарованный странник», «Леди Макбет
Мценского уезда»
А.А. Блок Стихотворения: «В ресторане»,
«Вхожу я в темные храмы…», «Девушка пела в
церковном хоре…», «Когда Вы стоите на моем
пути…», «На железной дороге», цикл «На поле
Куликовом», «Незнакомка», «Ночь, улица,
фонарь, аптека…», «О, весна, без конца и без
краю…», «О доблестях, о подвигах, о славе…»,
«Она пришла с мороза…»; «Предчувствую
Тебя. Года проходят мимо…», «Рожденные в
года глухие…», «Россия», «Русь моя, жизнь
моя, вместе ль нам маяться…», «Пушкинскому
Дому», «Скифы»

Модернизм конца XIX – ХХ века
А.А. Блок
Стихотворения: «Ветер принес издалека…»,
«Встану я в утро туманное…», «Грешить
бесстыдно, непробудно…», «Мы встречались с
тобой на закате…», «Пляски осенние, Осенняя
воля, Поэты, «Петроградское небо мутилось
дождем…», «Я – Гамлет. Холодеет кровь», «Я
отрок, зажигаю свечи…», «Я пригвожден к
трактирной стойке…». Поэма «Соловьиный
сад»
Л.Н. Андреев. Повести и рассказы: «Большой
шлем», «Красный смех», «Иуда Искариот»
В.Я. Брюсов Стихотворения: «Ассаргадон»,
«Грядущие гунны», «Есть что-то позорное в
мощи природы...», «Неколебимой истине...»,
«Каменщик»,
«Творчество», «Родной язык».
«Юному поэту», «Я»
К.Д.
Бальмонт.
Стихотворения:
«Безглагольность», «Будем как солнце, Забудем

А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»

А.А. Ахматова. Стихотворения: «Вечером»,
«Все расхищено, предано, продано…», «Когда в
тоске самоубийства…», «Мне ни к чему
одические рати…», «Мужество», «Муза»
(«Когда я ночью жду ее прихода…».) «Не с теми
я, кто бросил землю…», «Песня последней
встречи», «Сероглазый король», «Сжала руки
под темной вуалью…», «Смуглый отрок бродил
по аллеям…»

о том...»
«Камыши», «Слова-хамелеоны»,
«Челн томленья», «Я мечтою ловил уходящие
тени…», «Я – изысканность
русской
медлительной речи...»
О.Э. Мандельштам*
А.А. Ахматова*
Литература советского времени
А.А. Ахматова. «Все мы бражники здесь,
блудницы…», «Перед весной бывают дни
такие…», «Родная земля», «Творчество»,
«Широк и желт вечерний свет…», «Я научилась
просто, мудро жить…».
«Поэма без героя»
Н.С. Гумилев. Стихотворения: «Андрей
Рублев», «Жираф», «Заблудившийся трамвай»,
«Из логова змиева», «Капитаны», «Мои
читатели», «Носорог», «Пьяный дервиш»,
«Пятистопные ямбы», «Слово», «Слоненок», «У
камина», «Шестое чувство», «Я и вы»
В.В. Маяковский*.
В.В. Хлебников. Стихотворения «Бобэоби
пелись губы…», «Заклятие смехом», «Когда
умирают кони – дышат…», «Кузнечик», «Мне
мало надо», «Мы желаем звездам тыкать…», «О
достоевский мо бегущей тучи…»
М.И. Цветаева*
В.В. Набоков*
И.Ф. Анненский,
К.Д. Бальмонт, А. Белый, В.Я. Брюсов,
М.А. Волошин, Н.С. Гумилев, Н.А. Клюев, И.
Северянин, Ф.К. Сологуб

С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь моя
родная…»,
«Да!
Теперь
решено.
Без
возврата…», «До свиданья, друг мой, до
свиданья!..», «Не жалею, не зову, не плачу…»,
«Песнь о собаке», «Письмо к женщине»,
«Письмо матери», «Собаке Качалова», «Шаганэ
ты моя, Шаганэ…», «Я последний поэт
деревни…»
В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли
бы?», «Левый марш», «Нате!», «Необычайное
приключение,
бывшее
с
Владимиром
Маяковским летом на даче», «Лиличка!»,
«Послушайте!», «Сергею Есенину», «Письмо
Татьяне Яковлевой», «Скрипка и немножко
нервно»,
«Товарищу Нетте, пароходу и
человеку», «Хорошее отношение к лошадям».
Поэма «Облако в штанах», «Первое вступление
к поэме «Во весь голос»
М.И. Цветаева
Стихотворения: «Генералам двенадцатого года»,
«Мне нравится, что вы больны не мной…»,
«Моим стихам, написанным так рано…», «О
сколько их упало в эту бездну…», «О, слезы на
глазах…». «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица
в руке…»), «Тоска по родине! Давно…»
О.Э. Мандельштам
Стихотворения: «Бессонница. Гомер. Тугие
паруса…», «Мы живем под собою не чуя
страны…», «Я вернулся в мой город, знакомый
до слез…», «Я не слыхал рассказов Оссиана…»,
«Notre Dame»

В.Ф. Ходасевич
С.А. Есенин*
С.А. Есенин. «Клен ты мой опавший…», «Не
бродить, не мять в кустах багряных…», «Нивы
сжаты, рощи голы…», «Отговорила роща
золотая…», «Мы теперь уходим понемногу…»,
«Русь советская», «Спит ковыль. Равнина
дорогая…», «Я обманывать себя не стану…».
Роман в стихах «Анна Снегина». Поэмы:
«Черный человек»
В.В. Маяковский. Стихотворения: «Адище
города», «Вам!», «Домой!», «Ода революции»,
«Прозаседавшиеся»,
«Разговор
с
фининспектором о поэзии», «Уже второй
должно быть ты легла…», «Юбилейное».

М.И. Цветаева
Стихотворения: «Все повторяю первый стих…»,
«Идешь, на меня похожий», «Кто создан из
камня…», «Откуда такая нежность», «Попытка
ревности», «Пригвождена к позорному столбу»,
«Расстояние: версты, мили…». Очерк «Мой
Пушкин»
О.Э. Мандельштам
Стихотворения: «Айя-София», «За гремучую
доблесть грядущих веков…», «Лишив меня
морей, разбега и разлета…», «Нет, никогда
ничей я не был современник…»,
«Сумерки
свободы», «Я к губам подношу эту зелень…»

Б.Л. Пастернак
Стихотворения:
«Быть
знаменитым
некрасиво…», «Во всем мне хочется дойти…»,
«Гамлет»,
«Марбург»,
«Зимняя
ночь»,
«Февраль. Достать чернил и плакать!..»

Е.И. Замятин Роман «Мы»
М.А. Булгаков
Повесть «Собачье сердце» Романы «Белая
гвардия», «Мастер и Маргарита»
А.П. Платонов
Рассказы и повести: «В прекрасном и яростном
мире», «Котлован», «Возвращение»
М.А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон»

Б.Л. Пастернак
Стихотворения: «Август», «Давай ронять
слова…», «Единственные дни», «Красавица моя,
вся стать…», «Июль», «Любимая – жуть! Когда
любит поэт…», «Любить иных – тяжелый
крест…», «Никого не будет в доме…», «О, знал
бы я, что так бывает…», «Определение поэзии»,
«Поэзия», «Про эти стихи», «Сестра моя –
жизнь и сегодня в разливе…», «Снег идет»,
«Столетье с лишним – не вчера…»
Роман «Доктор Живаго»
М.А. Булгаков
Книга рассказов «Записки юного врача». Пьесы
«Дни Турбиных», «Зойкина квартира»

М.А. Шолохов
Роман «Поднятая целина».
Книга рассказов «Донские рассказы»
В.В. Набоков
В.В. Набоков
Рассказы «Облако, озеро, башня», «Весна в Роман «Защита Лужина»
Фиальте»
М.М. Зощенко
Рассказы: «Баня», «Жертва революции»,
«Нервные люди», «Качество продукции»,
«Аристократка»,
«Прелести
культуры»,
«Диктофон», «Обезьяний язык»
А.А. Фадеев
Романы «Разгром»,
И. Ильф, Е. Петров
Романы «12 стульев», «Золотой теленок»

А.И. Солженицын
Рассказ
«Один
Денисовича»

день

А.И. Солженицын Рассказ «Матренин двор» А.И. Солженицын
Ивана Книга «Архипелаг ГУЛаг»
Статья «Жить не по лжи»
В.Т. Шаламов
Рассказы: «На представку», «Серафим»,
«Красный крест», «Тифозный карантин»,
«Последний бой майора Пугачева»
В.М. Шукшин
Рассказы «Срезал», «Забуксовал», «Чудик»

И.А. Бродский
Стихотворения: «Конец прекрасной эпохи», «На
смерть
Жукова»,
«На
столетие
Анны
Ахматовой», «Ни страны, ни погоста…»,
«Рождественский романс», «Я входил вместо
дикого зверя в клетку…»

В.Т. Шаламов
Рассказы: «Сгущенное молоко», «Васька
Денисов, похититель свиней», «Выходной день»
В.М. Шукшин
Рассказы
«Верую»,
«Крепкий
мужик»,
«Сапожки», «Танцующий Шива»
Н.А. Заболоцкий
Стихотворения: «В жилищах наших», «Вчера, о
смерти размышляя…», «Где-то в поле, возле
Магадана…», «Движение», «Ивановы», «Лицо
коня», «Метаморфозы».
«Новый Быт»,
«Рыбная лавка»,
«Искусство», «Я не ищу
гармонии в природе…»
А.Т. Твардовский
Стихотворения: «В тот день, когда окончилась
война…», «Вся суть в одном-единственном
завете…»,
«Дробится
рваный
цоколь
монумента...», «О сущем», «Памяти матери», «Я
знаю, никакой моей вины…»
И.А. Бродский
Стихотворения: «1 января 1965 года», «В
деревне Бог живет не по углам…», «Воротишься
на родину. Ну что ж…», «Осенний крик
ястреба», «Рождественская звезда», «То не Муза
воды набирает в рот…» «Я обнял эти плечи и
взглянул…»
Нобелевская лекция
Н.М. Рубцов
Стихотворения: «В горнице», «Видения на

холме», «Звезда полей», «Зимняя песня»,
«Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя
родина!», «Русский огонек», «Стихи»
Проза второй половины ХХ века
Ф.А. Абрамов Роман «Братья и сестры»
Ч.Т. Айтматов Повести «Белый пароход»,
«Прощай, Гюльсары»
В.П. Аксёнов Повести «Апельсины из
Марокко», «Затоваренная бочкотара»
В.П. Астафьев Роман «Царь-рыба». Повести:
«Пастух и пастушка»
В.И. Белов Повесть «Привычное дело»
А.Г. Битов Книга очерков «Уроки Армении»
В.В. Быков Повести: «Обелиск», «Сотников»
Б.Л. Васильев Повести: «А зори здесь тихие»,
«В списках не значился», «Завтра была война»
Г.Н. Владимов Повесть «Верный Руслан»,
роман «Генерал и его армия»
В.Н. Войнович «Жизнь и необычайные
приключения солдата Ивана Чонкина», «Москва
2042»
В.С. Гроссман Роман «Жизнь и судьба»
С.Д. Довлатов Книги «Зона», «Чемодан»
Ю.О.
Домбровский
Роман
«Факультет
ненужных вещей»
Ф.А. Искандер «Детство Чика», «Сандро из
Чегема»
Ю.П. Казаков Рассказ «Во сне ты горько
плакал»
В.Л. Кондратьев Повесть «Сашка»
Е.И. Носов Повесть «Усвятские шлемоносцы»
Б.Ш. Окуждава Повесть «Будь здоров,
школяр!»

В.Н.
Некрасов
Повесть
«В
окопах
Сталинграда»
В.Г. Распутин Рассказы и повести: «Деньги для
Марии», «Живи и помни», «Прощание с
Матерой».
А.Д. Синявский Рассказ «Пхенц»
А. и Б. Стругацкие Романы: «Трудно быть
богом»
Ю.В. Трифонов Повесть «Обмен»
В.Ф. Тендряков Рассказы: «Пара гнедых»,
«Хлеб для собаки»
Г.Н. Щербакова Повесть «Вам и не снилось»
Драматургия второй половины ХХ века:
А.Н. Арбузов Пьеса «Жестокие игры»
А.В. Вампилов Пьесы «Старший сын», «Утиная
охота»
А.М. Володин Пьеса «Назначение»
В.С. Розов Пьеса «Гнездо глухаря»
М.М. Рощин Пьеса «Валентин и Валентина»
Поэзия второй половины XX века
Б.А. Ахмадулина
А.А. Вознесенский
В.С. Высоцкий
Е.А. Евтушенко
Ю.П. Кузнецов
А.С. Кушнер
Ю.Д. Левитанский
Л.Н. Мартынов
Вс.Н. Некрасов
Б.Ш. Окуджава
Д.С. Самойлов
Г.В. Сапгир
Б.А. Слуцкий

В.Н. Соколов
В.А. Солоухин
А.А. Тарковский
О.Г. Чухонцев
Современный литературный процесс
Б.Акунин «Азазель»
С. Алексиевич
Книги «У войны не женское лицо», «Цинковые
мальчики»
Д.Л. Быков Стихотворения, рассказы, Лекции о
русской литературе
Б.П. Екимов Повесть «Пиночет»
А.В. Иванов Романы: «Сердце Пармы», «Золото
бунта»
В.С. Маканин Рассказ «Кавказский пленный»
В.О.
Пелевин
Рассказ
«Затворник
и
Шестипалый», книга «Жизнь насекомых»
М. Петросян Роман «Дом, в котором…»
Л.С. Петрушевская
«Новые робинзоны», «Свой круг», «Гигиена»,
Роман «Санькя»
В.А. Пьецух «Шкаф»
Д.И. Рубина
Повести: «На солнечной стороне улицы»,
О.А.
Славникова
Рассказ
«Сестры
Черепановы»
Т.Н. Толстая
Рассказы: «Поэт и муза», «Серафим», «На
золотом крыльце сидели». Роман «Кысь»
Л.Е. Улицкая Рассказы, повесть «Сонечка»
Е.С. Чижова Роман «Крошки Цахес»
Мировая литература
Г. Аполлинер Стихотворения

О. Бальзак Романы «Гобсек»
Г. Белль Роман «Глазами клоуна»
Ш. Бодлер Стихотворения
Р. Брэдбери Роман «451 градус по Фаренгейту»
П. Верлен Стихотворения
Э. Верхарн Стихотворения
У. Голдинг Роман «Повелитель мух»
Ч. Диккенс «Лавка древностей»
Г. Ибсен Пьеса «Нора»
А. Камю Повесть «Посторонний»
Ф. Кафка Рассказ «Превращение»
Х. Ли Роман «Убить пересмешника»
Г.Г. Маркес Роман «Сто лет одиночества»
М. Метерлинк Пьеса «Слепые»
Г. де Мопассан «Милый друг»
У.С. Моэм Роман «Театр»
Э.М. Ремарк Романы «На западном фронте без
перемен», «Три товарища»
А. Рембо Стихотворения
P.M. Рильке Стихотворения
Д. Селлинджер Роман «Над пропастью во
ржи»
У. Старк Повести: «Чудаки и зануды»
Ф. Стендаль Роман «Пармская обитель»
Г. Уэллс Роман «Машина времени»
Г. Флобер Роман «Мадам Бовари»
О. Хаксли Роман «О дивный новый мир»,
Э. Хемингуэй Повесть «Старик и море», роман
«Прощай, оружие»
А. Франк Книга «Дневник Анны Франк»
Б. Шоу Пьеса «Пигмалион»
У. Эко Роман «Имя Розы»

Родная (региональная) литература. Данный
раздел списка определяется школой в
соответствии
с
ее
региональной
принадлежностью. Литература народов России
Г. Айги, Р. Гамзатов, М. Джалиль, М. Карим,
Д. Кугультинов, К. Кулиев, Ю. Рытхэу,
Г. Тукай,
К. Хетагуров,
Ю. Шесталов
(предлагаемый список произведений является
примерным и может варьироваться в разных
субъектах Российской Федерации)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРА»
10 КЛАСС (105 ЧАСОВ) (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
№
п.п.

Тема урока

Элементы содержания образования

Количество
часов

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕАЛИЗМА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 19 ВЕКА. (1 час)
1

Вводный инструктаж по охране труда в учебном кабинете.
Исторические причины особого развития русской классической
литературы.

2

Расстановка общественных сил в 1860-е гг.

3

Направления в русской критике второй половины 19 века.

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Личность – история – современность (время природное и историческое; роль
личности в истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в
культуре; свобода человека в условиях абсолютной несвободы; человек в
прошлом, в настоящем и в проектах будущего).

Иван Сергеевич Тургенев (10 часов)
Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева
И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Отражение в романе
И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети» (список А).
общественно-политической ситуации в России.
Устные
жанры:
краткий ответ на вопрос, сообщение (о произведении, об авторе,
Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети»
об
интерпретации
произведения), мини-экскурсия, устная защита проекта.
Трагический характер конфликта в романе.
Письменные жанры: краткий ответ на вопрос, мини-сочинение, сочинениеСпоры Базарова с Павлом Петровичем.
размышление, эссе, аннотация, рецензия, обзор (литературы по теме, книжных
Внутренний конфликт в душе Базарова. Испытание любовью.
новинок, критических статей), научное сообщение, проект и презентация
Авторская позиция и способы ее выражения в романе.
проекта.
Полемика вокруг романа «Отцы и дети».
Подготовка к сочинение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Аудиторное сочинение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

37

38
39

Николай Гаврилович Чернышевский (5 часов)
Жизненный и творческий путь Н.Г. Чернышевского.
Творческая история романа «Что делать?».
Композиция романа «Что делать?». Система образов в романе.
Н.Г. Чернышевский Роман «Что делать?»
Статьи «Детство и отрочество. Сочинение графа Л.Н. Толстого. Военные
Старые и новые люди. «Особенный человек» Рахметов. Четыре
рассказы графа Л.Н. Толстого», «Русский человек на rendez-vous. Размышления
сна Веры Павловны.
по прочтении повести г. Тургенева «Ася»
Значение романа «Что делать?» в истории литературы и
революции.
Семинар «Литературоведческие работы Н.Г.Чернышевского»
Иван Александрович Гончаров (9 часов)
Основные этапы жизни и творчества И.А. Гончарова.
И.А.Гончаров. Роман «Обломов» (список А)
Творческая история романа «Обломов»
Определение темы (тем) и проблемы (проблем) произведения. Определение
Полнота и сложность характера Обломова.
жанрово-родовой принадлежности. Субъектная организация. Пространство и
Штольц как антипод Обломова.
время в художественном произведении. Роль сюжета, своеобразие конфликта
История любви Обломова и Ольги Ильинской.
(конфликтов), его составляющих (вступление, завязка, развитие, кульминация,
развязка, эпилог). Предметный мир произведения. Система образов персонажей.
Историко-философский смысл романа.
Ключевые мотивы и образы произведения.
Роман «Обломов» в русской критике.
И.А. Гончаров Повесть «Фрегат Паллада», роман «Обрыв» (список С) – обзор
Подготовка к сочинение по роману И.А. Гончарова «Обломов»
произведений в форме групповых заданий.
Аудиторное сочинение по роману И.А. Гончарова «Обломов»
Александр Николаевич Островский (9 часов)
Основные этапы жизни и творчества
А.Н.Островский Пьеса «Гроза» (список А)
А.Н. Островского.
А.Н.Островский Пьеса «Бесприданница» (список В)
Н.А. Добролюбов
Творческая история драмы А.Н. Островского «Гроза».
Статья «Луч света в темном царстве»
Конфликт драмы А.Н. Островского «Гроза». Композиция драмы.
Д.И. Писарев
Система образов в драме «Гроза».
Статья «Мотивы русской драмы»
О народных истоках характера Катерины. Катерина как
А.Н. Островский
трагический характер.
«Доходное
место»,
«На
всякого
мудреца довольно простоты», «Снегурочка»,
«Гроза» в русской критике.
«Женитьба
Бальзаминова»
(список
С) – анализ по выбору как индивидуальное
Быт и нравы русской провинции в драме «Бесприданница»
задание.
Трагическая судьба Ларисы Огудаловой.
Определение темы (тем) и проблемы (проблем) произведения. Определение
жанрово-родовой принадлежности. Субъектная организация. Пространство и
время в художественном произведении. Роль сюжета, своеобразие конфликта
Аудиторное сочинение по произведениям А.Н.Островского.
(конфликтов), его составляющих (вступление, завязка, развитие, кульминация,
развязка, эпилог). Предметный мир произведения. Система образов персонажей.
Ключевые мотивы и образы произведения.
Федор Иванович Тютчев (3 часа)
Этапы биографии и творчества Ф.И. Тютчева.
Ф.И. Тютчев
Стихотворения: «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), «Нам не дано
Основные темы и идеи лирики Ф.И. Тютчева.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1

предугадать…», «Не то, что мните вы, природа…», «О, как убийственно мы
любим...», «Певучесть есть в морских волнах…», «Умом Россию не понять…»,
«Silentium!» и др. (список В).
40

41
42
43
44

45
46
47
48
49
50
51
52
53
54

55

«День и ночь», «Есть в осени первоначальной…», «Еще в полях белеет снег…»,
«Предопределение», «С поляны коршун поднялся…», «Фонтан», «Эти бедные
селенья…» и др.
(анализ по выбору учащихся). Стих и проза как две основные формы
организации текста. Стиховедческий анализ.
Афанасий Афанасьевич Фет (4 часа)
Основные этапы жизни и творчества А.А. Фета.
А.А. Фет
Стихотворения: «Еще майская ночь», «Как беден наш язык! Хочу и не могу…»,
Проблематика и характерные особенности лирики Фета.
«Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Учись у них – у дуба, у
Природа в поэзии Фета
березы…», «Шепот, робкое дыханье…», «Это утро, радость эта…», «Я пришел к
тебе с приветом…», «Я тебе ничего не скажу…» и др. (список В). Стих и проза
Контрольный анализ стихотворения А.А. Фета.
как две основные формы организации текста. Стиховедческий анализ.
Николай Алексеевич Некрасов (7 часов)
Н.А.Некрасов. Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные
темы, идеи и образы.
Н.А. Некрасов Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (список А)
Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Особенности
Стихотворения:
«Блажен незлобивый поэт…», «В дороге», «В полном разгаре
некрасовского лирического героя.
страда деревенская…», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой
Решение «вечных» тем в поэзии Некрасова (природа, любовь,
бестолковые люди...», «О Муза! я у двери гроба…», «Поэт и Гражданин»,
смерть)
«Пророк», «Родина», «Тройка», «Размышления у парадного подъезда», «Элегия»
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Смысл названия поэмы.
(«Пускай нам говорит изменчивая мода...») (список В)
Народные представления о счастье.
«Внимая ужасам войны…», «Когда из мрака заблужденья…», «Накануне
Образы правдоискателей и «народного заступника» Гриши
светлого праздника»,
Добросклонова. Сатирические образы помещиков.
«Несжатая полоса», «Памяти Добролюбова», «Я не люблю иронии твоей…»
Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл
(список С) – анализ одного стихотворения по выбору.
«бабьей притчи».
Аудиторное сочинение по творчеству Н.А.Некрасова
Алексей Константинович Толстой (3 часа)
А.К. Толстой
Жизненный и творческий путь А.К. Толстого.
Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно…», «Край ты мой, родимый
край...», «Меня, во мраке и в пыли…», «Двух станов не боец, но только гость
Лирика А.К. Толстого.
случайный…» и др. (список С)
Стих и проза как две основные формы организации текста. Стиховедческий
Анализ стихотворения А.К. Толстого.
анализ.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (7 часов)
Основные этапы биографии и творчества М.Е. СалтыковаМ.Е. Салтыков-Щедрин
Письменный анализ стихотворения Ф.И. Тютчева.

1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

56-57
58
59-60
61
62
63
64
65
66
67
68
69

69
70
71
72
73-74
75-76
77
78-79
80
81
82
83
84
85

Щедрина. Цикл «Сказки для детей изрядного возраста»
Романы «История одного города», «Господа Головлевы»
Цикл «Сказки для детей изрядного возраста» (список В)
Проблематика и поэтика сатиры «История одного города».
Город Глупов и глуповцы в «Истории одного города»
«Люблю Россию до боли сердечной….»
( роман «Господа Головлевы»)
Федор Михайлович Достоевский (9 часов)
Ф.М. Достоевский. Основные этапы биографии и творчества.
Творческая история романа Ф.М. Достоевского «Преступление и
наказание»
Мир Петербургских углов и его связь с теорией Раскольникова.
Теория Раскольникова. Идея и натура Раскольникова.
Раскольников и Соня.
Ф.М.Достоевский
Раскольников и Порфирий Петрович. Экранизация романа.
Роман «Преступление и наказание» (список А)
«Преступление и наказание» в русской критике 1860-х годов.
Подготовка к сочинению по роману Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание»
Аудиторное сочинение по роману Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание»
Лев Николаевич Толстой (19 часов)
По страницам великой жизни. Л.Н. Толстой – человек, мыслитель,
писатель. Трилогия Толстого.
«Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого. Правдивое
изображение войны.
Творческая история романа «Война и мир».
«Война и мир» как роман-эпопея. Композиция произведения.
«Мысль семейная» в романе.
Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и
Пьера Безухова.
Л.Н. Толстой Роман-эпопея «Война и мир» (список А)
Тема войны в романе. Толстовская философия истории.
Роман «Анна Каренина», цикл «Севастопольские рассказы», повесть «ХаджиМурат» (список В)
Изображение Отечественной войны 1812 года
Проблема истинного и ложного героизма.
«Мысль народная» в романе
Картины партизанской войны, значение образа Тихона
Щербатого.
Москва и Петербург в романе. Роль эпилога.
«Война и мир» в русской критике и киноискусстве. Смысл
названия романа-эпопеи.
Обзор содержания романов «Анна Каренина», «Воскресение».

2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1

86

Подготовка к сочинению по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»

87

Аудиторное сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»

88
89
90-91
92
93
94
95
96
97
98
99
100

101

102
103
104
105

Николай Семенович Лесков (4 часа)
Н.С. Лесков. Художественный мир писателя. Повесть
«Очарованный странник» Особенности сюжета повести.
Н.С. Лесков
Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого
Повести и рассказы «Человек на часах», «Тупейный художник», «Левша»,
русского человека
«Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда» (список В)
Губительная сила страсти в очерке Н.С.Лескова "Леди Макбет
Мценского уезда"
Антон Павлович Чехов (9 часов)
Жизненный и творческий путь А.П.Чехова
Общественно-политическая жизнь России в 80-90-е годы 20 века и
ее отражение в литературе
Особенности художественного мироощущения А.П. Чехова.
А.П. Чехов
Творческая история пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад». Общая
Пьеса «Вишневый сад» (список А)
характеристика «новой драмы». Исторические истоки «новой
Рассказы: «Смерть чиновника», «Тоска», «Спать хочется», «Студент», «Ионыч»,
драмы».
«Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Дама с собачкой»,
О жанровом своеобразии комедии А.П. Чехова «Вишневый сад».
«Попрыгунья»
Пьесы «Чайка», «Три сестры» (список В)
Своеобразие конфликта и его разрешение в пьесе А.П. Чехова
Рассказы «Душечка», «Любовь», «Скучная история»,
«Вишневый сад».
пьеса «Дядя Ваня» (список С)
Система образов в пьесе «Вишневый сад»
«Вишневый сад» в русской критике и на сцене
Семинар «Чехов и театр».
Литература народов России (1 час)
К.Хетагуров. Стихотворения из сборника «Осетинская лира».
Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской
Литература народов России. К.Хетагуров
судьбы, образ горянки
Мировая литература (4 часа)
Основные этапы жизни и творчества Ги де Мопассана. Сюжет и
Г. Де Мопассан «Милый друг»
композиция новеллы «Милый друг».
Основные этапы жизни и творчества Оноре де Бальзака. Анализ
Оноре де Бальзак «Гобсек»
новеллы Оноре де Бальзака. «Гобсек»
Английская литература 19 века. Чарльз Диккенс «Рождественская
Ч. Диккенс «Рождественская история», «Лавка древностей»
история», «Лавка древностей»

1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».