РП Родной язык (русский) 10 класс

муниципальное общеобразовательное учреждение
«Арамашевская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Михаила Мантурова»
ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе
среднего общего образования
МОУ «Арамашевская СОШ»
Приказ № 82 от 30.08.2020 г.

Рабочая программа учебного предмета

Предмет: Родной язык (русский)
Стандарт: ФГОС
Класс: 10

с. Арамашево

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему
здоровью, к познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное

и

компетентное

отношение

к

собственному

физическому

и

психологическому здоровью;
- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к
Родине (Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся

к закону,

государству и к гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего

закон

и

правопорядок,

осознанно

принимающего

традиционные

национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
- признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без
нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы
человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного
права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая
грамотность;
-

мировоззрение,

соответствующее

современному

уровню

развития

науки

и

общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими
людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в
том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми

в образовательной, общественно

полезной,

учебно-исследовательской,

проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему
миру, живой природе, художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки,

готовность

к

научно-техническому

творчеству,

владение

достоверной

информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам
России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов;
умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям,
приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и
родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
-

положительный

образ

семьи,

родительства

(отцовства

и

материнства),

интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:

- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности

участия

в

решении

личных,

общественных,

государственных,

общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального
и академического благополучия обучающихся:
- физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся
в

жизни

образовательной

организации,

ощущение

детьми

безопасности

и

психологического комфорта, информационной безопасности.
Планируемые метапредметные результаты освоения ООП
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:

- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных

связей

и

отношений,

а

также

противоречий,

выявленных

в

информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
1.2.2.3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды
в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Родной язык (русский)» на уровне
среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:

- использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
- использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
- создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические
тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание,
повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления,
лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
- выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
- подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и
выбранного профиля обучения;
- правильно использовать лексические и грамматические средства связи
предложений при построении текста;
- сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при
создании текста;
- использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое,
просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным
пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением
информации);
- анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в
текстовый формат;
- преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
- выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного
выступления;
- соблюдать культуру публичной речи;
- соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского
литературного языка;

- оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
- использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных
и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник получит возможность научиться:
- распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть
взаимосвязь между ними;
- анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства,
использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
- комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о
богатстве и выразительности русского языка);
- отличать язык художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка;
- использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного
выражения мысли и усиления выразительности речи;
- иметь представление об историческом развитии русского языка и истории
русского языкознания;
- выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с
правилами ведения диалогической речи;
- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и
неизвестную информацию в прослушанном тексте;
- проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации,
отбирать и анализировать полученную информацию;
- сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального
стиля;
- создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
- соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

- соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме,
в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебнонаучной и официально-деловой сферах общения;
- осуществлять речевой самоконтроль;
- совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на
основе знаний о нормах русского литературного языка;
- использовать основные нормативные словари и справочники для расширения
словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
- оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
(в том числе художественной литературы).

Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)»
Язык и культура. Русский язык как зеркало национальной культуры и истории
народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их
национально- историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные
тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных
текстов и т. п. Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних
и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном
русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост
словарного состава языка, «неологический бум» — рождение новых слов, изменение
значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка,
активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Язык и речь. Язык и художественная литература. Тексты художественной
литературы как единство формы и содержания. Практическая работа с текстами русских
писателей (А. Пушкин «Скупой рыцарь»). Н. Помяловский о разнообразии языка.
Культура речи. Основные орфоэпические нормы современного русского
литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения.
Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный прием.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая
сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚
связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в
современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Типичные грамматические ошибки. Управление предлогов. Правильное построение
словосочетаний по типу управления. Нормы употребления причастных и деепричастных
оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух
однозначных союзов‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если
бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.

Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических
словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета
(сетевого этикета). Этикет интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета
интернет-дискуссии, интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях
делового общения.
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Обобщающее повторение фонетики, орфоэпии. Основные нормы современного
литературного произношения и ударения в русском языке. Написания, подчиняющиеся
морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии.
Фонетический разбор.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. Русская фразеология.
Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др.
русских писателей. Словари русского языка. Словари языка писателей. Лексический
анализ текста. Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества».
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее
сочетаемости с другими формами. Определение рода аббревиатур. Нормы употребления
сложносоставных слов.
Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых
и сложных предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны двойными
союзами. Способы оформления чужой речи. Цитирование. Синтаксическая синонимия как
источник богатства и выразительности русской речи.
Речевой этикет. Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в
деловом общении. Этапы делового общения. Протокол делового общения. Телефонный
этикет в деловом общении.
Речь. Речевая деятельность. Текст Язык и речь. Виды речевой деятельности.
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в
социальных сетях. Контактное и дистантное общение.

Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация,
конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые
особенности. Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите
проекта. Публицистический стиль. Проблемный очерк. Использование обучающимися
средств публицистического стиля в собственной речи. Язык художественной литературы.
Источники богатства и выразительности русской речи. Основные виды тропов, их
использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные
на возможностях русского синтаксиса. Диалогичность в художественном произведении.
Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевые жанры монологической речи:
доклад, поздравительная речь, презентация. Речевые жанры диалогической речи:
интервью, научная дискуссия, политические дебаты.
Текст как единица языка и речи. Признаки текста. Виды связей предложений в
тексте. Способы изложения и типы текстов. Особенности композиции и конструктивные
приемы текста. Абзац. Виды преобразования текста. Корректировка текста. Тезисы.
Конспект. Выписки.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
10 КЛАСС (18 ЧАСОВ)
№
п.п.

Тема урока

Элементы содержания

Количество
часов

Язык и культура (5 часов)
1

2

3

4

Русский язык как зеркало национальной

Русский язык как зеркало национальной

культуры и истории народа (обобщение).

культуры и истории народа (обобщение). Примеры

Примеры ключевых слов (концептов) русской

ключевых слов (концептов) русской культуры, их

культуры, их национально- историческая

национально- историческая значимость. Крылатые

значимость.

слова и выражения (прецедентные тексты) из

Крылатые слова и выражения (прецедентные

произведений художественной литературы,

тексты) из произведений художественной

кинофильмов, песен, рекламных текстов и т. п.

литературы, кинофильмов, песен, рекламных

Развитие языка как объективный процесс. Общее

текстов и т. п.

представление о внешних и внутренних факторах

Развитие языка как объективный процесс.

языковых изменений, об активных процессах в

Общее представление о внешних и внутренних

современном русском языке (основные тенденции,

факторах языковых изменений, об активных

отдельные примеры). Стремительный рост

процессах в современном русском языке

словарного состава языка, «неологический бум» —

(основные тенденции, отдельные примеры).

рождение новых слов, изменение значений и

1

1

1

1

переосмысление имеющихся в языке слов, их
5

Стремительный рост словарного состава языка,

стилистическая переоценка, активизация процесса

«неологический бум» — рождение новых слов

заимствования иноязычных слов.

1

Культура речи (10 часов)
Основные орфоэпические нормы современного
русского литературного языка. Активные процессы
6

Основные орфоэпические нормы современного

в области произношения и ударения. Отражение

русского литературного языка.

произносительных вариантов в современных

1

орфоэпических словарях. Нарушение
орфоэпической нормы как художественный прием.
7

Основные лексические нормы современного
русского литературного языка.

Основные лексические нормы
современного русского литературного языка.

1

Лексическая сочетаемость слова и точность.
Свободная и несвободная лексическая
сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с
8

Современные толковые словари.

нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность.
Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚
связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари.

1

Отражение вариантов лексической нормы в
современных словарях. Словарные пометы.
Типичные грамматические ошибки. Управление

9

Основные грамматические нормы современного
русского литературного языка.

предлогов. Правильное построение словосочетаний
по типу управления. Нормы употребления

1

причастных и деепричастных оборотов‚
предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных

10

Типичные ошибки в построении сложных
предложений

предложений: постановка рядом двух однозначных
союзов‚ повторение частицы бы в предложениях с

1

союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное
предложение лишних указательных местоимений.

11

Отражение вариантов грамматической нормы в

Отражение вариантов грамматической нормы в

современных грамматических словарях и

современных грамматических словарях и

справочниках.

справочниках. Словарные пометы.

1

Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде
Речевой этикет. Этика и этикет в электронной
12

среде общения. Этикетное речевое поведение в
ситуациях делового общения.

общения. Понятие нетикета (сетевого этикета).
Этикет интернет-переписки. Этические нормы,
правила этикета интернет-дискуссии, интернет-

1

полемики. Этикетное речевое поведение в
ситуациях делового общения.

Речь. Речевая деятельность. Текст (4 часа)
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Русский
13

Язык и речь. Виды речевой деятельности.

язык в Интернете. Правила информационной

Русский язык в Интернете.

безопасности при общении в социальных сетях.

1

Контактное и дистантное общение.

Текст как единица языка и речи. Виды

14-15

Текст как единица языка и речи . Виды
преобразования текстов: аннотация, конспект.

преобразования текстов: аннотация, конспект.
Использование графиков, диаграмм, схем для

1

представления информации. Текст и интертекст.
Афоризмы. Прецедентные тексты.

16

Функциональные разновидности языка.

Функциональные разновидности языка.

1

Разговорная речь. Анекдот, шутка. ОфициальноЯзык художественной литературы. Основные
17-18

виды тропов, их использование мастерами
художественного слова.

деловой стиль. Деловое письмо, его структурные
элементы и языковые особенности. Учебнонаучный стиль. Доклад, сообщение. Речь
оппонента на защите проекта. Публицистический
стиль. Проблемный очерк. Использование

1

обучающимися средств публицистического стиля в
собственной речи. Язык художественной
литературы. Источники богатства и
выразительности русской речи. Основные виды
тропов, их использование мастерами
художественного слова. Стилистические фигуры,
основанные на возможностях русского синтаксиса.
Диалогичность в художественном произведении.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».