муниципальное общеобразовательное учреждение «Арамашевская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Михаила Мантурова» ПРИЛОЖЕНИЕ к основной образовательной программе основного общего образования МОУ «Арамашевская СОШ» Приказ № 82 от 30.08.2020 г. Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» Стандарт: ФГОС Направление: социальное Класс: 7,8 с. Арамашево Общая характеристика учебного предмета «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 7 классов в сфере экономики семьи. Основные содержательные линии курса: Деньги, их история, виды, функции; Семейный бюджет; Экономические отношения семьи и государства; Семья и финансовый бизнес; Собственный бизнес. Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений. Цели: Целями изучения курса «Финансовой грамотности» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Планируемые результаты освоения курса «Финансовой грамотности» Личностными результатами изучения курса «Финансовой грамотности» являются: осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства; овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете. Метапредметными результатами изучения курса «Финансовой грамотности» являются: Познавательные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты); овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Регулятивные: понимание цели своих действий; планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; проявление познавательной и творческой инициативы; оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. Коммуникативные: составление текстов в устной и письменной формах; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий; определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметными результатами изучения курса «Финансовой грамотности» являются: понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи; понимание и правильное использование экономических терминов; освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов. приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах; развитие способностей, обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. Формы организации и методы обучения Предполагается использование следующих форм организации обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная формы, их сочетание и выбор зависят от конкретного урока и класса. При изучении курса предполагается использование активных и интерактивных методов обучения. Содержание курса внеурочной деятельности № Тематический раздел п\п 1. Доходы и расходы семьи Кол-во Содержание часов 10 Деньги. Доходы семьи. Расходы семьи. Семейный бюджет. Формы организации и виды деятельности Составление семейного бюджета. 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься 6 Особые жизненные Ролевая игра. ситуации и как с ними справиться. Страхование. «Семейный бюджет». 3. Семья и государство: как они взаимодействуют. 8 Налоги. Социальные Мини-исследование. пособия. Государство – это мы. 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье? 5. 10 Что такое финансовая грамотность? 1 Как спасти деньги от Составление личного инфляции. финансового плана. Банковские услуги. Собственный бизнес. Валюта в современном мире. Благотворительность. Способы заработка подростками в современном мире. Содержание финансовой грамотности Тестирование. Тематическое планирование Тема занятия Всего Из них аудиторные занятия часов 1. Доходы и расходы семьи (10 часов) 1.1. Деньги 2 Комбинированный урок 1.2. Доходы семьи 4 Комбинированный урок 1.3. Расходы семьи 2 Комбинированный урок 1.4 . Семейный бюджет 2 Комбинированный урок 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (6 часов) 2.1. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться 2.2. Страхование 2.3. Итоговая работа по 2 Комбинированный урок 2 2 Комбинированный урок Комбинированный урок разделам 1 и 2, ролевая игра 3. Семья и государство: как они взаимодействуют. (8часов) 3.1. Налоги 4 Комбинированный урок 3.2. Социальные пособия 2 Комбинированный урок 3.3. Итоговая работа по 2 Комбинированный урок разделу 3 «Государствоэто мы!» 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (10 часов) 4.1. Как спасти деньги от 2 Комбинированный урок инфляции 4.2. Банковские услуги 2 Комбинированный урок 4.3. Собственный бизнес 2 Комбинированный урок 4.4. Валюта в 2 Комбинированный урок современном мире 4.5. 1 Комбинированный урок Благотворительность 4.6. Способы заработка 1 Комбинированный урок подростками в современном мире 5. Что такое финансовая грамотность (1 час) 5.1. Итоговое обобщение 1 Итоговый урок по теме: «Что такое финансовая грамотность» Всего 35