РП Дружина юных пожарных 9 класс

муниципальное общеобразовательное учреждение
«Арамашевская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Михаила Мантурова»

к основной образовательной программе
основного общего образования
МОУ «Арамашевская СОШ»
Приказ №82 от 30.08.2020 г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Дружина юных пожарных»

Стандарт: ФГОС
Направление: социальное
Класс: 9

с. Арамашево

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения при
возникновения пожара;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила
безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты
- овладение умениями формировать личные понятия о безопасности, анализировать
причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций, обобщать и сравнивать
последствия опасных и чрезвычайных ситуаций, выявлять причинно-следственные связи
опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
- овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по
безопасному поведению в повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных
ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты
своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи,
моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в
повседневной жизни и чрезвычайных ситуациях;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области
безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых
информационных технологий;
- развивать умение выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать
его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт
обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного предмета
«Дружина юных пожарных».
В познавательной сфере:

- знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на
безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения
защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к
действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об
оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и
обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
В ценностно-ориентационной сфере:
- умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из
различных источников;
- умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать
обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с
учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
- умения анализировать явления и события природного и социального характера, выявлять
причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного
безопасного поведения.
В коммуникативной сфере:
- умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии,
отстаивать свою точку зрения, на ходить компромиссное решение в различных ситуациях.
В эстетической сфере:
- умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего
мира; умение сохранять его.
В трудовой сфере:
- знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических
средств, используемых в повседневной жизни: локализация возможных опасных
ситуаций,
связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
умения оказывать первую помощь.
В сфере физической культуры:
- формирование установки на здоровый образ жизни;
- развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости,
скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные
и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях
физической культурой и спортом.

Содержание курса
Тема 1. Цели и задачи ДЮП, обязанности и права члена дружины
Рассказывая о дружинах юных пожарных следует сразу ориентировать учащихся
на конкретный результат, на пользу, которую они смогут принести своей школе, дому, в
котором живут, вступив в ДЮП. Необходимо познакомить со структурой и организацией
работы дружины, проведением противопожарных рейдов, смотров-конкурсов, викторин,
шефской работой в детских садах, участие в соревнованиях по пожарно-прикладному
спорту.
Работа дружин юных пожарных проводится с целью активизации и усиления
воспитательной работы среди обучающихся.
Практическое занятие:
Встреча с представителем пожарной части 15/3села Арамашево.
Тема 2. Пожарная охрана в России, история развития и ее задачи
Создание, история и развитие советской пожарной охраны и добровольных
пожарных организаций, а также об организации движения юных пожарных, создании
дружин юных пожарных (ДЮП). Занятия проводить в форме встречи с ветеранами
пожарной охраны, пожарными, награжденными за отвагу на пожаре, экскурсии в
пожарную часть. В ходе встречи или после проведения беседы демонстрируется фильм о
профессии пожарных.
Практическое занятие: Сбор материалов о развитии пожарной охраны в Алапаевском
районе. Создание альбома и компьютерной презентации
Тема 3. Причины возникновения пожаров
Неосторожное обращение с огнем – основная причина возникновения пожаров.
Пожарная опасность бытовых нагревательных приборов (плитки, утюги и т.д.)
Тепловое воздействие электрического тока, короткие замыкания, перегрузки,
большие переходные сопротивления и т.п. – основная причина пожаров от
электрохозяйства. Защита электрических сетей от коротких замыканий перегрузок и т.п.
Практическое занятие:
Разработать презентацию для младшего и среднего школьного возраста, с помощью
которой можно эффективно обучать детей правилам пожарной безопасности и
вырабатывать у них навыки принятия решений в случае пожара.
Тема 4. Противопожарный режим в школе
Содержание:
Требования к территории и помещениям школы, правила эксплуатации отопительных
приборов, электрохозяйства; противопожарный режим в кабинетах физики, химии и в

производственных мастерских. Меры предосторожности при проведении лабораторных
работ. Задачи юных пожарных во время проведения массовых мероприятий: вечеров,
спектаклей, концертов, новогодней елки и т.д., а также во время пребывания в лагерях.
Практическое занятие:
«Что должен знать и уметь ответственный за электрохозяйство школы?» - беседа с
зам.директора по АХЧ.
Составление рекомендаций для учащихся и педагогов «Противопожарный режим при
проведении массовых мероприятий».
Тема 5. Действия при возникновении пожара
Правила поведения людей, которым угрожает опасность пожара: предотвращение паники,
эвакуация, меры предосторожности от поражения электрическим током, получение
ожогов, отравления дымом. Действия юного пожарного при обнаружении пожара.
Порядок вызова пожарной помощи, встреча пожарных подразделений, выполнение
поручений руководителя пожаротушения по эвакуации людей и имущества, охрана
материальных ценностей, оказание первой медицинской помощи пострадавшим на
пожаре.
Практическое занятие:
Составление памятки или компьютерной презентации «Что нужно делать при пожаре».
Тема 6. Средства пожаротушения
Вода, песок, земля, покрывало как средства тушения пожаров. Применение этих средств в
условиях горения тех или иных веществ и материалов. Ручные, пенные и углекислотные
огнетушители, область их применения. Правила содержания и порядок применения
первичных средств тушения пожаров.
Практическое занятие:
Тематическая викторина «Чем потушить пожар?»
Тема 7. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим на пожаре
Изучение основных приемов оказания первой медицинской помощи пострадавшим при
пожаре.
Практическое занятие:
Беседа на тему «Оказание первой медицинской помощи при пожаре».
Тема 8. Знаки пожарной безопасности
Знаки безопасности: предупреждающие, предписывающие, запрещающие, указательные.
Примеры их применения и места установки.
Тема 9.Понятие о пожарной профилактике

Пожарная профилактика среди населения.
Практическое занятие: выпуск листовок о правилах пожарной безопасности и их
распространение по школе. Игры по правилам пожарной безопасности. Составление
картотеки игр.
Тема 10. Весенний и летний пожароопасные сезоны
Необходимость сохранения лесных массивов. Большой материальный ущерб от лесных
пожаров. Защита населенных пунктов, производственных объектов, линий электропередач
и др. Большая трудоемкость работ. Основные способы тушения. Опасность для людей,
находящихся в лесу. Административные меры взыскания за нарушения
противопожарного режима в лесу.
Практическое занятие: Составление листовок для населения « Берегите лес от пожара»
Тема11. Пожарные автомобили и пожарное оборудование
Марки и назначение пожарных автомобилей (автоцистерна, автолестница, автомашина
связи и освещения и т.п.). Мотопомпы как средство подачи воды на пожар. Пожарнотехническое вооружение, вывозимое на машинах, его назначение и порядок применения
во время пожара.
Практическое занятие:
Экскурсия в пожарную часть с целью ознакомления с пожарной техникой.
Тема 12. Система пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения
Устройство для подачи сигнала о пожаре, их функции. Виды пожарных извещателей.
Приемные станции пожарной сигнализации. Установка пожаротушения, их группы.
Тема 13. Массово - разъяснительная работа среди обучающихся школ
Составление плана занятий по обучению правилам пожарной безопасности обучающихся.
Тема 14. Люди огненной профессии
Необходимость профессии пожарного. Готовность пожарных немедленно прийти на
помощь. Опасность огненной профессии. Условия, в которых работает пожарный.
Государственная противопожарная служба. Специализированные учебные заведения, где
обучают профессии пожарного.
Практическая часть: составление картотеки учебных заведений по данной профессии.
Тема 15. Пожарно-прикладной спорт
Изучение правил соревнований по пожарно-прикладному спорту.
Занятия по пожарно-прикладному спорту проходят по следующей схеме: Преодоление
100 метровой полосы с препятствиями: Бегущий со стволом становится перед линией
старта. При беге по дистанции преодолевает забор, берет рукава, пробегает по скамейке,

соединяет рукава между собой, подбегает к разветвлению, присоединяет к нему рукавную
линию и прокладывает ее. Смыкание соединительных головок между собой к
разветвлению и стволу разрешается производить на месте и в движении.
Пожарная эстафета.
Эстафета состоит из 4-х этапов по 100 метров.
а) первый этап: участник, добежав до отметки «яма», перепрыгивает ее и продолжает бег
по этапу, нельзя заступать за ограничительную линию «ямы»;
б) второй этап: участник, приняв эстафету, преодолевает забор без упора ногами о стойки
или откосы забора;
в) третий этап: участник, принявший эстафету, подбегает к огнетушителю, берет его,
добегает до отметки и устанавливает его на обозначенное место. Огнетушитель не должен
упасть;
г) четвертый этап: участник, приняв эстафету, добегает до разветвления с находящимся
рядом рукавом, присоединяет соединительные головки к разветвлению и стволу и
финиширует с приткнутым стволом. В случае не соединения соединительных головок
результат команде не засчитывается.

Тематическое планирование (35 часов)
№
п.п.
1

2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

25
26

27

Тема занятия

Количество
часов

Введение (1 час)
Вводный инструктаж по охране труда в учебном кабинете. Что
1
такое дружина юных пожарных?
Пожарная охрана в России, история развития и ее задачи (1 час)
Цели и задачи пожарной охраны. Создание, история и развитие
1
советской пожарной охраны и добровольных пожарных
организаций.
Причины возникновения пожаров (4 часа)
Причины пожаров в жилом доме
1
Участие в конкурсах «Огонь – не игра»
1
Спички – детям не игрушка
1
Действия при возникновении пожара
1
Противопожарный режим в школе (2 часа)
Противопожарная безопасность в школе
1
Противопожарная безопасность в школе
1
Действия при возникновении пожара (3 часа)
Эвакуация при пожаре из здания школы
1
Эвакуация при пожаре из здания школы
1
Участие в конкурсе «Служба спасения 01»
1
Средства пожаротушения (5 часов)
Первичные средства пожаротушения
1
Правила пользования первичными средствами пожаротушения
1
Выступление агитбригады «Искорка»
1
Виды и назначение огнетушителей
1
Виды и назначение огнетушителей
1
Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при пожаре (3 часа)
Пожарная безопасность в местах массового скопления людей.
1
Травмы, полученные при пожаре
Пожарная безопасность в местах массового скопления людей.
1
Травмы, полученные при пожаре
Викторина «Знаешь ли ты?»
1
Знаки пожарной безопасности (3 часа)
1
Экскурсия в пожарную часть.
Катастрофические пожары на территории РФ.
1
Знаки пожарной безопасности.
1
Понятие о пожарной профилактике (1 час)
Пожарная профилактика среди населения. Выпуск листовок о
1
правилах пожарной безопасности и их распространение.
Весенний и летний пожароопасные сезоны (2 часа)
Весенний и летний пожароопасные сезоны. Необходимость
1
сохранения лесных массивов.
Административные меры взыскания за нарушения
1
противопожарного режима в лесу.
Пожарные автомобили и пожарное оборудование (2 часа)
Пожарные автомобили и пожарное оборудование. Назначение
1
пожарных автомобилей.

Экскурсия в пожарную часть с целью ознакомления с пожарной
1
техникой.
Система пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения (2 часа)
29
Устройство для подачи сигнала о пожаре, их функции
1
30
Приемные станции пожарной сигнализации. Установка
1
пожаротушения, их группы.
Массово-разъяснительная работа в школе (2 часа)
31
Государственная противопожарная служба
1
32
Специализированные учебные заведения, где обучают профессии
1
пожарного.
Пожарно-прикладной спорт (3 часа)
33
Изучение правил соревнований по пожарно-прикладному спорту
1
34
Занятия по пожарно-прикладному спорту
1
35
Занятия по пожарно-прикладному спорту
1
28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».