муниципальное общеобразовательное учреждение «Арамашевская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Михаила Мантурова» ПРИЛОЖЕНИЕ к основной образовательной программе основного общего образования МОУ «Арамашевская СОШ имени М. Мантурова» Приказ №82 от 30.08.2020г. Рабочая программа внеурочной деятельности Предмет: Я – гражданин России Стандарт: ФГОС Класс: 10 с. Арамашево Пояснительная записка Формирование гражданской ответственности на основе признания прав и свобод личности является одной из важных задач современной российской школы. Программа внеурочной деятельности «Я - гражданин России» составлена на основе программы гражданского образования в Российской Федерации. Наличие у молодежи осознанной гражданской позиции особенно важно сегодня. Быть гражданином – значит быть патриотом, а чтобы быть патриотом, нужно хорошо знать свою Родину. В обязательном минимуме содержания основных образовательных программ, Россия как страна фактически не представлена. Тем самым современный молодой гражданин России не имеет целостного представления о стране, в которой ему предстоит жить и трудиться. Особенностью курса выступает ярко выраженная региональная составляющая. Школьники смогут познакомиться как с общими тенденциями развития России, так и с их специфическим проявлением в Свердловской области. Цель курса: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи); создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей. Задачи курса: 1. Формировать у учащихся патриотизм как социальное ответственное гражданство; 2. Воспитывать у старшеклассников активную жизненную позицию и гражданскую политическую культуру; 3. Развивать у школьников умение работать с различными видами источников. Программа направлена на формирование следующих ценностей: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение и долг перед Отечеством; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; свобода и ответственность: долг перед старшими поколениями и семьёй; межэтнический мир; доверие к людям. Формы организации внеурочной деятельности: Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы. Формы проведения занятий: лекции, семинары, дискуссии, урок-практикум, защита проекта. Результаты освоения курса внеурочной деятельности: Личностные результаты: задуматься о сущности патриотизма, о его важности для успешного развития страны в современном мире, выразить своё отношение к патриотизму «словесному» и «деятельностному», осознать свою принадлежность к России, российскому народу; уважительно относиться к символам своей страны, объяснять значение понятия «Родина», признавать важность личного участия в делах во благо Родины; проводить самооценку своих личностных качеств и поступков, соотносить их с патриотизмом. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Познавательные УУД: создавать образцы местной символики, проводить самостоятельно интервью, разрабатывать и представлять мири – проекты, связанные с развитием своего города, объяснять, как патриотизм может проявляться в поступках человека; умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации, добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные УУД: Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), умение координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Предметные результаты: перечислять и описывать государственные символы России, рассказывать о российской символике: её истории и современности; идентифицировать поступки и дела, связанные с патриотическим отношением человека к своей стране, называть праздники, связанные со становлением современной государственности, исторических деятелей, внёсших свой вклад в развитие и процветание России, примеры достижений России в мировой истории. Содержание программы «Я - Гражданин России» 1. Введение. Цели и задачи курса. (1 час) 2. Наша Родина – Россия (4 часа) Наша Родина-Россия. Официальная государственная символика России. Административно-территориальное деление России. Москва и Санкт-Петербург – города федерального значения – субъекты Российской Федерации. 3. Великие национальные достижения (5 часов) Великие национальные достижения. Достижения в области культуры. Достижения в области образования, науки и техники. Великие достижения свердловской области. 4. Государство и гражданское общество в современной России (10 часов) Государство и гражданское общество в современной России. Президент России – выразитель общенациональных интересов. Государственная власть в России. Местное самоуправление в России. Политические партии. Семинар: «Политические партии России». Гражданское общество и его роль в развитии демократии в стране. Государственная власть в Свердловской области. Местное самоуправление в Свердловской области. Практикум: «Местное самоуправление в Свердловской области». 5. Мы - граждане Российской Федерации (10 часов) Мы – граждане Российской Федерации. Выборы власти – конституционное право и долг гражданина. Избирательный процесс. Семинар: «Избирательный процесс в России». Практикум: «Работа на выборах». Гражданская политическая культура. Диспут: «Молодежь и гражданская политическая культура». 6. Заключение. Круглый стол «Мой гражданский проект» (5 часов) Учебно-тематическое планирование № Тема занятия Количество часов Введение. Цели и задачи курса. (1 час) 1. Введение. Цели и задачи курса. 1 Наша Родина – Россия (4 часа) 2. Наша Родина-Россия 1 3. Официальная государственная символика России 1 4. Административно-территориальное деление России 1 5. Москва и Санкт-Петербург – города федерального значения – 1 субъекты Российской Федерации Великие национальные достижения (5 часов) 6. Великие национальные достижения 1 7. Достижения в области культуры 1 8. Достижения в области образования, науки и техники 1 9. Великие достижения Свердловской области 1 10. Памятные даты и праздничные традиции народов России 1 Государство и гражданское общество в современной России (10 часов) 11. 1 Государство и гражданское общество в современной России 12. Президент России – выразитель общенациональных интересов 1 Форма проведения занятия лекция лекция семинар семинар дискуссия семинар семинар семинар урок-презентация лекция лекция 13. 14. 15. 16. 17. Государственная власть в России Местное самоуправление в России Политические партии Семинар: «Политические партии России» 1 1 1 1 1 семинар практикум Урок-презентация семинар семинар 18. Государственная власть в Свердловской области. 1 семинар 19 Местное самоуправление в Свердловской области. 1 семинар 20. Практикум: «Местное самоуправление в Свердловской области» 1 практикум 21. 22. Мы - граждане Российской Федерации (10 часов) Мы – граждане Российской Федерации 1 1 Выборы власти – конституционное право и долг гражданина 23-24 25. 26-27 28-29 30 31-35 Гражданское общество и его роль в развитии демократии в стране Избирательный процесс Семинар: «Избирательный процесс в России» Практикум: «Работа на выборах» Гражданская политическая культура Диспут: «Молодежь и гражданская политическая культура» 2 1 2 2 1 Заключение. Круглый стол «Мой гражданский проект» (5 часов) Круглый стол «Мой гражданский проект» 5 лекция лекция практикум семинар практикум семинар диспут защита проекта