РП Я-будущий мастер 10 класс

муниципальное общеобразовательное учреждение
«Арамашевская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Михаила Мантурова»

ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе
основного общего образования
МОУ «Арамашевская СОШ»
Приказ № 82 от 30.08.2020 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности
«Я - будущий мастер»

Стандарт: ФГОС
Направление: социальное
Класс: 10

с. Арамашево

Программа внеурочной деятельности «Я - будущий мастер» разработана на основе Приказа Минпросвящения России от
09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам». В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного
единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к
активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного
отношения к труду. Программа имеет художественную направленность.
Актуальность данной программы заключается в возможности самим обучающимся создавать красивые и оригинальные
изделия в процессе изучения основ декоративно – прикладного искусства, развивать свои креативные способности.
Новизна данной программы заключается в:
- использовании новых технологий,
- тесном переплетении в содержании элементов народного прикладного искусства с новейшими тенденциями современного
дизайна,
- а также знакомит с новыми материалами, которые упрощают технологию изготовления изделий и выигрывают в
декоративности.
Цель: знакомство с основами теоретических знаний и практических умений в различных видах декоративно – прикладного
творчества. Приобщение учащихся к самостоятельному изготовлению декоративных изделий. Социализация личности ребенка
посредством приобщения к современным видам декоративно - прикладного искусства.
Задачи:
1. Научить основным приёмам работы с различными материалами, инструментами, приспособлениями; использовать схемы,
чертежи, литературу при работе в данных видах творчества, самостоятельно разрабатывать индивидуальные украшения по
собственному эскизу и изготавливать их, экономичному подходу к материалу, рациональному его использованию.
2. Познакомить детей с основными свойствами и возможностями материалов, историей возникновения и развития промыслов.
3. Развивать индивидуальные способности учащихся, художественное мышление, чувство цвета, материала и фактуры, интерес
и любовь к прикладному творчеству, основанному на народных традициях, коммуникативные способности детей в процессе
обучения.
4. Воспитывать эстетический вкус, творческое отношение к труду, аккуратность, усидчивость, трудолюбие, прилежание в
работе, а так же социально – психологическое чувство удовлетворения от изделия, сделанного своими руками.
5. Создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом.
Содержание внеурочной деятельности
«Я – будущий мастер»

Вводный инструктаж по технике безопасности в кабинете. Материалы, инструменты, приспособления применяемые в
ДПИ. Правила пользования и хранения инструментами, материалами и приспособлениями.
Работа с красками. Свойства и виды красок. Техники акварельной живописи. Работа гуашью
Художественные работы из нетрадиционных материалов. Солёное тесто.
Народный орнамент. Характерные элементы росписи городецкой, пермогорской росписей.
Работа с тканью. Виды ткани, свойства. Изготовление цветов и украшений в технике йо-йо. Вышивка Декоративные
швы. Изготовление игольницы, вышивка полотенец в разных техниках.
Ниточная страна. Вязание крючком. Изготовление изделий в технике воздушной петли, образцы рисунков с зарисовкой
схем. Сумочка из «бабушкиных» квадратов.
Росписи по дереву. Городецкая роспись. История развития Городецкого промысла. Цветовое решение. Композиция.
Инструменты, оборудование и материалы для росписи. Выполнение элементов росписи – ромашка, купава, листик, розан,
павлин, конь и пр.. Составление эскиза в заданном формате. Выполнение росписи по дереву – разделочная доска. Элементы
росписи: точки – строчки, геометрические фигуры, ленточный орнамент, кружавчики. Одним цветом и разными цветами.
Фоновое заполнение с плавным переходом от цвета к цвету. «Ковровая» роспись. Упражнения по прорисовке отдельных
элементов росписи. Выполнение эскиза для изделия. Подготовка основы для росписи. Роспись авторского изделия. Творческий
проект.
Лоскутное шитьё. Шитьё из полос и квадратов. Возникновение, развитие и современное применение лоскутного шитья.
Знакомство с инструментами, приспособлениями и оборудованием. Изучение последовательности и вариантов соединения
ткани из полос и квадратов. Итоговое изделие; Диванная подушка. Шитьё из треугольников. Схемы соединения
равносторонних и прямоугольных треугольников. Отработка техник соединений. Составление орнаментов, подбор тканей.
Итоговое изделие – сумка. Аппликация тканью. Изучение методов соединения. Разновидности аппликаций. Техники
аппликации. Декоративное панно из ткани.
Роспись по керамике и стеклу. Гжель. История развития промысла. Элементы росписи. Витражи, история
возникновения. Инструменты, приспособления и материалы для росписи. Способы росписи. Использование
трафаретов. Использование различных дополнительных материалов. Техника выполнения росписи по стеклу. Упражнения по
прорисовке отдельных элементов росписи. Выполнение эскиза для изделия. Подготовка основы для росписи. Роспись
авторского изделия. Творческий проект.
Роспись по ткани. Узелковый батик. Солевая техника. Холодный батик. Свободная роспись. . История батика. Техники
исполнения батика. Способы росписи. Приемы декора изделия в батике: свободная роспись, солевая техника, использование в
росписи трафаретов, печаток, штампов, красок с загусткой прием “кракле”. Роспись при помощи трафаретов, печаток,
штампов. Узелковый батик. «Шитый» батик. Свободная роспись. Горячий и холодный батик. Техника холодного батика.
Техника простого горячего батика в одно перекрытие. Техника сложного горячего батика в несколько перекрытий. Батик,

выполняемый от пятна. Дополнительные приемы декора в батике. Закрепление ткани на раме. Нанесение эскиза. Упражнения
по прорисовке отдельных элементов росписи. Заготовка трафаретов и штампов. Выполнение эскизов для изделий. Подготовка
основы для росписи. Роспись авторского изделия. Творческий проект.
Работа с тканью. Выкраивание деталей игрушки - подушки из ткани. Пришивание глаз и клюва. Пришивание перьев.
Сметка и сшивание деталей игрушки петельным швом. Набивка деталей игрушки. Изготовление цветов из ткани.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
 учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного
искусства;
 чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
 навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
 ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
 способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
 заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность,
добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к
чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Школьники получат возможность для формирования:
 устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
 осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
 возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности,
осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
 эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
 Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
 учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
 адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
 навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Школьники получат возможность научиться:
 осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль
на уровне произвольного внимания;
 самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия,
как по ходу его реализации, так и в конце действия.
 пользоваться средствами выразительности языка декоративно –прикладного искусства, художественного
конструирования;
 моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами
декоративно – прикладного творчества.
 осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
 отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или
предложенного замысла;
Познавательные:
 различать изученные виды декоративно – прикладного искусства,
 представлять их место и роль в жизни человека и общества;
 приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
 осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно –
прикладном творчестве.
 развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
 художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
 развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
 развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным
произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства.
Школьники получат возможность научиться:
 создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
 понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
 более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно творческой деятельности в целом.
 строить свое общение со сверстниками и взрослыми
 формировать собственное мнение и позицию;

В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение
замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Предметные результаты освоения учебного предмета:
 уважать и ценить искусство и художественно-творческую деятельность человека;
 понимать образную сущность искусства;
 сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям;
эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного
языка.
 выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;
 воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.
 создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.
 создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы человека, животного.
Контроль и оценка планируемых результатов.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
Удовлетворенность учеников, посещающих занятия;
Сформированность деятельности (правильность выполняемых действий; соблюдение правил техники безопасности);
Степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше
самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
Поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные
результаты занятий;
Результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями
самостоятельно.
Способы выявления промежуточных и конечных результатов обучения учащихся:
Тестирование;
Анкетирование;
Демонстрации;
Выставки творческих работ;
Участие в творческих конкурсах разного уровня.
Контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения
программы ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Способом организации накопительной системы оценки является портфель достижений обучающегося. Портфель
достижений – сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения.
Учебный (тематический) план курса «Я - будущий мастер»
1

Водное занятие. Инструктаж по ТБ

Русская роспись(7 часов)
2 Русская роспись. Городецкая роспись.
3 Элементы городецкой росписи краешки,
рамки, отводки
4 Листья, цветы, птицы, лошадка
5 Листья, цветы, птицы, лошадка
6 Композиция на прямоугольной плоскости.
Композиция в круге.
7 Композиция на прямоугольной плоскости.
Композиция в круге.
8 Композиция на прямоугольной плоскости.
Композиция в круге.
Декупаж (9 часов)
9 Декупаж. Азы декупажа.
10
11
12
13
14

Декупаж. Тряпичная сумочка.
Декупаж. Поднос.
Декупаж. Часы.
Декупаж. Ёлочная игрушка.
Декупаж. Часы.

15 Декупаж. Рамка.
16 Декупаж. Коробочка.

10 класс (35 часов)
Традиционное декоративно-прикладное искусство. Презентация работ.
Инструктаж по ТБ. Планы и мероприятия на учебный год.
История возникновения и развития промысла, его традиции и особенности.
Упражнения отдельных элементов (бумага, гуашь)
Упражнения отдельных элементов (бумага, гуашь)
Упражнения по отработке отдельных элементов (бумага, гуашь)
Композиция на прямоугольной плоскости. Композиция в круге (бумага,
гуашь)
Композиция на прямоугольной плоскости. Композиция в круге (бумага,
гуашь)
Композиция на прямоугольной плоскости. Композиция в круге (бумага,
гуашь)
История возникновения декупажа. Техники декупажа на разных материалах
(на ткани, стекле и пр.)
Декупаж на ткани
Декупаж по металлу
Декупаж по дереву
Декупаж по стеклу.
Декупаж по дереву с применением декоративных элементов стразы, бусины,
кружева и пр.)
Декупаж по картону с применением декоративных элементов стразы, бусины,
кружева и пр.)
Декупаж по картону с применением декоративных элементов стразы, бусины,

17 Декупаж. Шкатулка
Кожевенная пластика(3 часа)
18 Кожаная пластика.
19 Брелок из кожи. Составление эскиза.
20 Изготовление брелка из кожи
Интерьерная кукла(8 часов)
21 Изготовление кукол. Вводное занятие.
История кукол.
22 Сувенирная кукла
23 Сувенирная кукла
24 Сувенирная кукла
25 Сувенирная кукла. Изготовление одежды,
обуви.
26 Оберег. Символика оберегов. Домовёнок.
27 Кукла-оберег «Домовёнок». Голова.
28 Кукла-оберег «Домовёнок» Одежда
Вышивка(7 часов)
30 Вышивка.
31 Полотенце. Вышивка.
31 Полотенце. Вышивка.Перенос рисунка.
Подбор ниток. Цветосочетание.
32 Полотекце. Вышивка.
33 Полотенце. Вышивка
34 Полотенце. Вышивка.
35 Итоговое занятие. Просмотр работ.

кружева и пр.)
Декупаж по пластику с применением декоративных элементов стразы,
бусины, кружева и пр.)
Возникновение и развитие кожевенных ремёсел. Особенности и техники
обработки кожи
Составление эскиза
Изготовление брелка из кожи
История возникновения и развития. Разновидности кукол. Сувенирная
кукла.Изготовление головы, рук, ног в технике «холодный фарфор»
Изготовление головы, рук, ног в технике «холодный фарфор»
Изготовление каркасного туловища
Изготовление одежды, обцви
Изготовление одежды, обцви
Кукла-оберег.Изготовление куклы-оберега «Домовёнок» (ткань, нитки,
шерсть)
Изготовление куклы-оберега «Домовёнок» (ткань, нитки, шерсть)
Изготовление куклы-оберега «Домовёнок» (ткань, нитки, шерсть)
Виды вышивок, швов. Тамбурный шов.
Разработка эскиза.
Перенос рисунка
Вышивка, отработка техники
Вышивка, отработка техники
Вышивка, отработка техники


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».