РП Истоки Урала 9 класс

муниципальное общеобразовательное учреждение
«Арамашевская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Михаила Мантурова»

к основной образовательной программе
основного общего образования
МОУ «Арамашевская СОШ имени М. Мантурова»
Приказ № 82 от 30.08.2020 г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Истоки Урала»

Стандарт: ФГОС
Направление: духовно-нравственное
Класс: 9

с. Арамашево

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Юный турист»
Личностные:


активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и
сопереживания;



проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;



усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, а также правил
поведения на дорогах и на транспорте;



формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни;



формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору
профессии и построению индивидуальной траектории дальнейшего образования;



формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;



освоение социальных норм, правил и форм поведения в различных группах и сообществах;



развитие правового мышления и компетентности при решении моральных проблем, формирование моральных качеств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;



формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебной, исследовательской, творческой и других видов деятельности;



формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного и
бережного отношения к окружающей среде.
Метапредметные:



характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;



находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;



умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы в этих видах деятельности;



умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;



умение согласовывать свои действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с прогнозируемыми результатами, определять их способы,
контролировать и корректировать их в соответствии с изменениями обстановки;



умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в области безопасности жизнедеятельности и правильность их
решения;



овладение навыками принятия решений, осознанного выбора путей их выполнения, основами самоконтроля и самооценки в учебной и
познавательной деятельности;



умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать и выявлять причинно-следственные связи внешних
и внутренних опасностей среды обитания и их влияние на деятельность человека;



умение воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в
повседневной жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях;



освоение приемов действий и способов применения средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера;



умение разработать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов;



умение правильно применять речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей при решении различных учебных и
познавательных задач;



формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий для решения задач
обеспечения безопасности;



формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной
практике, для профессиональной ориентации;



обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;



организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации
места занятий;



планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения.

Предметные:


планировать занятия в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;



формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами;



формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе осознания и понимания необходимости защиты личности,
общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;



формирование убеждения в необходимости безопасного здорового и разумного образа жизни;










понимание значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности для личности и общества;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
формирование установки на здоровый и разумный образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, табакокурение и нанесение
иного вреда здоровью;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, их
последствий для личности, общества и государства;



знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их на практике;



умение оказать первую самопомощь и первую помощь пострадавшим;



умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным признакам, а также на основе информации из различных источников;



умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных
возможностей;



овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков
на территории проживания.

Содержание внеурочной деятельности «Юный турист»

1 год обучения (5-6 классы)
1. Вводное занятие - (1ч). Обеспечение безопасности. Особенности пешеходного туризма.
Цели и значение занятий туризмом и краеведением. Правила поведения и техника безопасности во время занятий. Нормы поведения в горах, в лесу, у
водоемов, на болоте. Нормы передвижения по дорогам. Правила обращения с огнем. Правила обращения с опасными инструментами и специальным
снаряжением. Правила общения с местными жителями; правила гигиены туриста. Неписаные этические правила туристов: трудовая этика туриста,
распределения общественного снаряжения в походе между мальчиками и девочками, отношение к пожилым людям и тимуровская работа, отношение
к природе
2. Краеведение – (3ч). Природа родного края. Охрана природы. Виды туризма. Туристские возможности Свердловской области.
Теория: Рельеф и климатические особенности родного края. Животный и растительный мир родного края. История родного края. Краеведческая
работа в походе. Правила сбора краеведческого материала. Правила оформления краеведческого материала. Краеведческого материала. Презентация
краеведческого материала. Краеведческий отчет туристской группы. Краеведческие викторины. Подготовка, организация, проведение и анализ силами
туристской группы школьной краеведческой олимпиады для учащихся 5-7 классов.
Практика. Знакомство с картой области (края), республики. «Путешествия» по карте. Подготовка и заслушивание докладов
достопримечательностях края. Проведение краеведческих викторин.

о природе и

3. Топография - (5ч). Топографическая подготовка, условные знаки.
Теория: Топографические карты и топографические знаки. Масштаб и легенда карты. Чтение топографических карт. Рисование топознаков.
Изображение высоты местности с помощью горизонталей. Определение крутизны склона и его высоты. Измерение расстояния до недоступных
предметов. Топографическая съемка местности.
Практика: измерение расстояний на карте и на местности. Создание простейших планов и схем (класса, школьного двора, т.п.).
Спортивный компас. Ориентирование карты по компасу. Снятие азимута. Движение по азимуту. Ориентирование по местным предметам, рельефу.
Определение точки стояния.
4. Туристские узлы -(6ч). Подготовка к соревнованиям и отработка навыков туристской техники.
Теория: Узлы и их применение в туризме. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, австрийский проводник, восьмерка, стремя, прусик, булинь,
удавка, карабинная удавка, академический, ткацкий, встречный, шкотовый, брамшкотовый, штык, схватывающий, грейпвайн и т.п. Отработка навыков
завязывания туристских узлов. Наведение и снятие веревочных перил для преодоления препятствий.
Практика: постановка дистанции, мини-соревнования между командами. Участие в личных зачетах по прохождению дистанции.
5. Спортивное туристическое многоборье - (10ч).

Теория: Спортивное туристическое снаряжение. Страховки и самостраховки. Преодоление препятствий. Траверс склона с альпенштоком.
Горизонтальный и вертикальный маятник. Переправа по верёвке с перилами (параллельные перила). Подъём по склону по перилам спортивным
способом. Подъём по склону по судейским перилам с самостраховкой. Спуск по склону по судейским перилам с самостраховкой. Навесная переправа.
Переправа с самонаведением и снятием перил.
6. Спортивное ориентирование - (5ч).
Теория: Гигиена спортсмена: гигиена тела, одежды и обуви. Правила соревнований по спортивному ориентированию. Спортивное снаряжение.
Действия участника перед стартом, на старте, на дистанции, на КП, в финишном коридоре, после финиша. Техника ориентирования. Измерение
расстояний на местности (шагами, по времени, визуально). Спортивный компас. Приёмы пользования компасом. Определение сторон горизонта по
компасу. Определение точки стояния. Движения по азимуту. Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты, по объектам
местности. Спортивные карты. Технические приёмы: азимут, линейное ориентирование, точечное ориентирование. Тренировки и соревнования по
спортивному ориентированию.
7. Туристическая стенгазета - (3ч).
Теория: Виды газет, работ редакционной коллегии, название газетной рубрики и заголовки, вёрстка, оформление. Выбор названия для туристической
газеты: открытый конкурс. Социальные пробы: интервью, репортаж, соцопрос. Создание Совета для выпуска туристской газеты и распределение
обязанностей. Выпуск и презентация первого номера газеты, посвященному Всемирному дню туризма, выпуски номеров, посвященных
экологическим проблем района, интересным страницам родной истории, совершенным туристическим походам и экспедициям.
8. Природоохранные акции - (2ч).
Теория: Анкетный опрос школьников, родителей об экологических проблемах микрорайона. Определение круга проблем. Проработка каждой
проблемы методом мозгового штурма. Выбор дела. Распределение обязанностей. Подготовка инвентаря и спецодежды. Реализация запланированного
дела: проведение природоохранных мероприятий. Фоторепортаж о проведении акции. Анализ работы. Подведение итогов: рассказ об экологических
проблемах микрорайона и проведённой акции учащимся классов.
9.Поход выходного дня
Практика: Совместная, осуществление и последующий анализ походов выходного дня с целью отработки навыков ориентирования, техники
пешеходного туризма, сбора краеведческого материала.
10. Спортивные походы
Практика: Пешеходный поход. Протяжённость спортивных походов, локальная протяжённость спортивных походов. Принципы комплектования
группы и требования к участникам спортивных походов. Ориентирование на маршруте. Хронометраж на маршруте. Краеведение на маршруте.
Подведение итогов похода, подготовка фотоотчёта, технического и краеведческого описания маршрута. Ознакомление с собранным краеведческим
материалом других учащихся школы, (конкурс отчетов).
2-3 год обучения (7-9 классы)

1.Вводное занятие. Туристско-экскурсионные возможности родного края (1 ч.).
Теория: особенности географии края: размеры территории, основные районы и их туристские возможности, природные памятники и заповедники.
Географическое прошлое и рельеф. Климат. Основные реки и водоемы. Исторические и культурные памятники. Возможные экскурсии и походы по
краю.
2.Окружающая среда и факторы опасности (2 ч.).
Теория: субъективные и объективные опасности. Опасности, обусловленные природой гор: горный рельеф, камнепады, обвалы, крутизна склонов,
горные и равнинные реки. Климат и погода туристских районов. Стихийные бедствия и аномальные климатические явления. Опасности, связанные с
действиями человека.
3.Экстремальные природные ситуации (3 ч.).
Теория: определение экстремальной ситуации. Условия ее возникновения. Степень экстремальности. Поведение человека в экстремальной ситуации.
Практика: анализ экстремальной ситуации. План действия и выход из экстремальной ситуации. Сигналы бедствия.
4.Снаряжение (5 ч.).
Теория: подбор снаряжения для похода. Требование к личному, общественному и специальному снаряжению. Особенности снаряжения для походов в
различные времена года. Личное снаряжение, одежда и обувь туриста в дальнем походе; типы рюкзаков, оборудование рюкзака (подгонка лямок,
войлочные подушечки на лямках, изготовление непромокаемого вкладыша). Одежда и обувь для зимних походов (меховая куртка, капюшон, маска,
брюки, бахилы, рукавицы, свитер, сменная обувь, белье, носки); предметы походной постели (спальный мешок, коврик или надувной матрас,
вкладыш, «подушка», чехол для спального мешка).
Практика: Особенности снаряжения для многодневных походов по малонаселенной местности. Типы палаток; как подготовить палатку к походу
(конструкция стоек, колышки, веревки, амортизаторы, тенты, полог, подстилка, проклеивание швов). Упаковка и переноска палаток. Сушка и
проветривание палаток в пути. Обязанности старосты по палатке. Хозяйственное оборудование для дежурных по кухне (хознабор): таганок, крючки,
цепочки, рукавицы, сухое горючее, растопка, неприкосновенный запас спичек, ножи разные, клеенка столовая, фанерка, половник, мочалки, мыло и
горчица сухая, веревка, палка для развешивания, соль. Походная посуда для варки пищи, чехлы для посуды, хранение и переноска посуды. Топоры,
пилы. Как заточить и развести пилу. Документы, инструменты, основная и вспомогательная веревки, фотоаппараты, рыболовные принадлежности,
фонари. Обязанности завхоза группы по снаряжению. Состав и назначение ремнабора, обязанности «реммастера» до и во время похода. Особенности
снаряжения для зимнего похода. Специальное снаряжение группы для производства краеведческих работ.
5.. Аварийный бивак (4.).
Теория: причины аварийности в пешеходных походах и их профилактика: роль объективных и субъективных факторов в возникновении аварийных
ситуаций. Требования к биваку. Выбор места. Оборудование бивака. Бивак из подручных средств.
Практика: построение защиты от ветра, дождя, снега. Подбор древесины для костра. Типы костров и их характеристика. Разведение костра без спичек.
Поведение группы на аварийном биваке. Снятие лагеря в аварийном случае.

6. Обеспечение питанием в походе (4ч.).
Теория: значение правильной организации питания в сложных условиях. Энергетические затраты и их компенсация.
Витамины. Белки, жиры, углеводы. Характеристика некоторых продуктов питания. Водно-солевой режим. Охота. Рыбалка.
Практика: способы добычи и обеззараживания воды. Нетрадиционные формы питания. Съедобные растения.
Не съедобные растения. Грибы.
7.Доврачебная помощь силами группы (4 ч.).
Теория: характерные заболевания, их симптомы и лечение. Первая помощь при травмах.
Практика: наложение повязок, шин. Оказание первой помощи при различных травмах. Изготовление носилок, транспортировка пострадавшего.
Применение дикорастущих лекарственных растений. Тестирование по оказанию ПДП.
8.Ориентирование в сложных погодных условиях. Ориентирование по компасу (5 ч.).
Теория: стороны горизонта. Пользование компасом в походе. Азимут. Определение азимута по карте и на местности, азимутальное кольцо (чертеж).
Определение азимута на заданный ориентир, движение группы по азимутам на заданное расстояние. Определение сторон горизонта по солнцу,
звездам и местным признакам. Работа с картой и компасом.
Практика: ориентирование без карты и компаса, по часам. Ориентирование без карты и компаса, рельефу, природным объектам. Практическое
ориентирование в сложных условиях. Определение сторон горизонта с помощью компаса, по небесным светилам, местным признакам. Определение
направлений по заданным азимутам (прямые засечки) и азимутов на заданные ориентиры (обратная засечка). Движение группы по заданным азимутам
на заданные расстояния. Глазомерная оценка расстояний до предметов. Особенности ориентирования в горной и лесной местности, при сложных
метеорологических условиях. Действия группы при потере ориентировки. Участие в мини-соревнованиях.
9. Техническая подготовка (7 ч.).
Теория: тактика и техника в пешеходном туризме. Движение на маршруте по тропам. Принцип экономии сил. Движение на подъемах и спусках
различной крутизны и твердости грунта.
Практика: преодоление завалов, скопления валунов, ям, канав. Водные переправы. Движение по лесу. Узлы их группы и применение. Работа на
склонах различной крутизны. Основы работы на скальном участке.
10. Туристские походы
Практика: Пешеходный поход. Протяжённость спортивных походов, локальная протяжённость спортивных походов. Принципы комплектования
группы и требования к участникам спортивных походов. Ориентирование на маршруте. Хронометраж на маршруте. Краеведение на маршруте.
Подведение итогов похода, подготовка фотоотчёта, технического и краеведческого описания маршрута. Ознакомление с собранным краеведческим
материалом других учащихся школы.; конкурс отчетов).

Тематическое планирование по внеурочной деятельности «Юный турист».
«Основы туризма и краеведения» 1-й год обучения (5-6 классы) (35 часов)
№
п/
п

Темы

Тема урока

содержание
Обеспечение безопасности. Особенности пешеходного туризма.
Цели и значение занятий туризмом и краеведением. Правила поведения и техника
безопасности во время походов. Нормы поведения в горах, в лесу, у водоемов, на болоте.
Нормы передвижения по дорогам. Правила обращения с огнем. Правила обращения с
опасными инструментами и специальным снаряжением. Правила общения с местными
жителями; правила гигиены туриста. Неписаные этические правила туристов: трудовая этика
туриста, распределения общественного снаряжения в походе между мальчиками и девочками,
отношение к пожилым людям и тимуровская работа, отношение к природе.
Виды туризма. Рельеф и климатические особенности родного края. Животный и растительный
мир родного края. История родного края. Краеведческая работа в походе. Правила сбора
краеведческого материала. Правила оформления краеведческого материала. Презентация
краеведческого материала. Краеведческий отчет туристской группы. Краеведческие
викторины. Знакомство с картой области. «Путешествия» по карте. Подготовка и
заслушивание докладов о природе и достопримечательностях края. Проведение краеведческих
викторин.
Топографические карты и топографические знаки. Масштаб и легенда карты. Чтение
топографических карт. Рисование топознаков. Изображение высоты местности с помощью
горизонталей. Определение крутизны склона и его высоты. Измерение расстояния до
недоступных предметов. Топографическая съемка местности. Измерение расстояний на карте
и на местности. Создание простейших планов и схем (класса, школьного двора, т.п.).
Спортивный компас. Ориентирование карты по компасу. Снятие азимута. Движение по
азимуту. Ориентирование по местным предметам, рельефу. Определение точки стояния.
Подготовка к соревнованиям и отработка навыков туристской техники.
Узлы и их применение в туризме. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, австрийский
проводник, восьмерка, стремя, прусик, булинь, удавка, карабинная удавка, академический,
ткацкий, встречный, шкотовый, брамшкотовый, штык, схватывающий, грейпвайн и т.п.
Отработка навыков завязывания туристских узлов. Наведение и снятие веревочных перил для
преодоления препятствий.
Постановка дистанции, мини-соревнования между членами команды. Участие в личных

1

Вводное
занятие

Правила поведения и ОТ во время
внеурочной деятельности «Юный
турист»

2

Краеведение

Природа родного края.
Охрана природы. Туристские
возможности Свердловской
области

3

Топография

Топографическая подготовка.
Топографические знаки.
Компас.
Азимут.
Ориентирование по местным
предметам.

4

Туристские
узлы

Узлы и их применение в туризме.
Виды узлов.
Правила выбора и завязывания
узла.
Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие

кол
ичес
тво
часо
в
1

3

5

6

5

Спортивное туристическое
Спортивное
туристическо снаряжение.
е многоборье Страховки и само страховки.
Преодоление препятствий.

6

Спортивное
ориентирова
ние

7

Туристическ
ая стенгазета

8

Природоохра
нные акции

Правила соревнований по
спортивному ориентированию.
Спортивное снаряжение.
Техника ориентирования.
Измерение расстояний на
местности.
Спортивный компас.
Виды газет.
Выбор названия для газеты.
Обязанности редколлегии.

Экологические проблемы.
Способы решения экологической
проблемы

зачетах по прохождению дистанции.
Траверс склона с альпенштоком. Горизонтальный и вертикальный маятник. Переправа по
верёвке с перилами (параллельные перила). Подъём по склону по перилам спортивным
способом. Подъём по склону по судейским перилам с само страховкой. Спуск по склону по
судейским перилам с само страховкой. Навесная переправа. Переправа с самонаведением и
снятием перил.
Гигиена спортсмена: гигиена тела, одежды и обуви. Действия участника перед стартом, на
старте, на дистанции, на КП, в финишном коридоре, после финиша. Приёмы пользования
компасом. Определение сторон горизонта по компасу. Определение точки стояния. Движения
по азимуту. Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты, по объектам
местности. Спортивные карты. Технические приёмы: азимут, линейное ориентирование,
точечное ориентирование. Тренировки и соревнования по спортивному ориентированию.
Виды газет, работ редакционной коллегии, название газетной рубрики и заголовки, вёрстка,
оформление. Выбор названия для туристической газеты: открытый конкурс. Социальные
пробы: интервью, репортаж, соцопрос. Создание Совета для выпуска туристской газеты и
распределение обязанностей. Выпуск и презентация первого номера газеты, посвященному
Всемирному дню туризма, выпуски номеров, посвященных экологическим проблем района,
интересным страницам родной истории, совершенным туристическим походам и экспедициям.
Анкетный опрос школьников, родителей об экологических проблемах микрорайона.
Определение круга проблем. Проработка каждой проблемы методом мозгового штурма.
Выбор дела. Распределение обязанностей. Подготовка инвентаря и спецодежды. Реализация
запланированного дела: проведение природоохранных мероприятий. Фоторепортаж о
проведении акции. Анализ работы. Подведение итогов: рассказ об экологических проблемах
микрорайона и проведённой акции учащимся классов.

итого

10

5

3

2

35
2 год обучения (7 класс) (35 часов)

№
п/
п

темы

Тема урока

содержание

1

Вводное
занятие

2

Окружающа

Правила поведения и ОТ во время
внеурочной деятельности «Юный
турист»
Окружающая среда.
Возможные опасности для

Туристско-экскурсионные возможности родного края.
Особенности географии края: размеры территории, основные районы и их туристские
возможности, природные памятники и заповедники.
Субъективные и объективные опасности. Опасности, обусловленные природой гор: горный
рельеф, камнепады, обвалы, крутизна склонов, горные и равнинные реки.

Кол
ичес
тво
часо
в
1
2

3

туриста.
я среда и
факторы
опасности
Экстремальн
Определение экстремальной
ые
ситуации.
Выход
из
экстремальной
ситуации.
природные
Сигналы бедствия.
ситуации

Снаряжение

Требования к снаряжению.
Личное снаряжение.
Групповое снаряжение.
Сохранность снаряжения.
ОТ при обращении со
снаряжением.

5

Бивак

Требования к биваку.
Выбор места.
Оборудование бивака.
Бивак из подручных средств.

6

Обеспечение
питанием в
походе

7

Доврачебная
помощь

4

Охота.
Рыбалка.
Способы добычи и
обеззараживания воды.
Нетрадиционные формы питания.
Возможные заболевания в походе.
Виды травм.

Определение экстремальной ситуации. Условия ее возникновения. Степень экстремальности.
Поведение человека в экстремальной ситуации. Анализ экстремальной ситуации. План
действия и выход из экстремальной ситуации. Сигналы бедствия, подаваемые туристами в
экстремальных ситуациях.
Подбор снаряжения для похода. Требование к личному, общественному и специальному
снаряжению. Особенности снаряжения для походов в различные времена года. Личное
снаряжение, одежда и обувь туриста в дальнем походе; типы рюкзаков, оборудование рюкзака
(подгонка лямок, войлочные подушечки на лямках, изготовление непромокаемого вкладыша).
Одежда и обувь для зимних походов (меховая куртка, капюшон, маска, брюки, бахилы,
рукавицы, свитер, сменная обувь, белье, носки); предметы походной постели (спальный
мешок, коврик или надувной матрас, вкладыш, «подушка», чехол для спального мешка).
Особенности снаряжения для многодневных походов по малонаселенной местности. Типы
палаток; как подготовить палатку к походу (конструкция стоек, колышки, веревки,
амортизаторы, тенты, полог, подстилка, проклеивание швов). Упаковка и переноска палаток.
Сушка и проветривание палаток в пути. Обязанности старосты по палатке. Хозяйственное
оборудование для дежурных по кухне (хознабор): таганок, крючки, цепочки, рукавицы, сухое
горючее, растопка, неприкосновенный запас спичек, ножи разные, клеенка столовая, фанерка,
половник, мочалки, мыло и горчица сухая, веревка, палка для развешивания, соль. Походная
посуда для варки пищи, чехлы для посуды, хранение и переноска посуды. Топоры, пилы. Как
заточить и развести пилу. Документы, инструменты, основная и вспомогательная веревки,
фотоаппараты, рыболовные принадлежности, фонари. Обязанности завхоза группы по
снаряжению. Состав и назначение ремнабора, обязанности «реммастера» до и во время похода.
Особенности снаряжения для зимнего похода. Специальное снаряжение группы для
производства краеведческих работ.
Роль объективных и субъективных факторов в возникновении необходимости оборудования
бивака. Требования к биваку. Выбор места. Оборудование бивака. Бивак из подручных
средств. Построение защиты от ветра, дождя, снега. Подбор древесины для костра. Типы
костров и их характеристика. Разведение костра без спичек. Поведение группы на аварийном
биваке. Снятие лагеря в аварийном случае.

3

5

4

Значение правильной организации питания в сложных условиях. Энергетические затраты и их
компенсация. Витамины. Белки, жиры, углеводы. Характеристика некоторых продуктов
питания. Водно-солевой режим. Охота. Рыбалка. Способы добычи и обеззараживания воды.
Нетрадиционные формы питания. Съедобные растения. Не съедобные растения. Грибы.

4

Характерные заболевания, их симптомы и лечение. Первая помощь при травмах. Наложение
повязок, шин. Оказание первой помощи при различных травмах. Изготовление носилок,

4

силами
группы

Оказание доврачебной помощи.
Транспортировка пострадавшего.

8

Ориентирова
ние в
Стороны горизонта.
сложных
Азимут.
погодных
Определение азимута на ориентир.
условиях.
Движение по азимуту.
Ориентирова
Работа с компасом и картой.
ние по
компасу

9

Техническая подготовка туриста.
Движение на маршруте.
Преодоление препятствий.
Использование туристического
снаряжения.
Движение в лесном массиве.
Движение на открытой местности.
Движение группы по реке.

Техническая
подготовка

транспортировка пострадавшего. Применение дикорастущих лекарственных растений.
Практические навыки по оказанию ПДП.

Стороны горизонта. Пользование компасом в походе. Азимут. Определение азимута по карте и
на местности, азимутальное кольцо (чертеж). Определение азимута на заданный ориентир,
движение группы по азимутам на заданное расстояние. Определение сторон горизонта по
солнцу, звездам и местным признакам. Работа с картой и компасом.

Тактика и техника в пешеходном туризме. Движение на маршруте по тропам. Принцип
экономии сил. Движение на подъемах и спусках различной крутизны и твердости грунта.
Преодоление завалов, скопления валунов, ям, канав. Водные переправы. Движение по лесу.
Узлы их группы и применение. Работа на склонах различной крутизны. Основы работы на
скальном участке.

итого

5

7

35
3 год обучения (8-9 классы)
Кол
ичес
тво
часо
в

№
п/
п

темы

Тема урока

содержание

1

Вводное
занятие

Правила поведения и ОТ во время
внеурочной деятельности «Юный
турист»

Географическое прошлое и рельеф. Климат. Основные реки и водоемы. Исторические и
культурные памятники. Возможные экскурсии и походы по краю.

1

2

Окружающа
я среда и
факторы
опасности

Климат в районе похода.
Возможные стихийные бедствия.

Климат и погода туристских районов. Стихийные бедствия и аномальные климатические
явления. Опасности, связанные с действиями человека.

2

3

Экстремальн
ситуации.
ые
Выход из экстремальной ситуации.

Определение экстремальной

Определение экстремальной ситуации. Условия ее возникновения. Степень экстремальности.
Поведение человека в экстремальной ситуации. Анализ экстремальной ситуации. План
действия и выход из экстремальной ситуации. Сигналы бедствия подаваемые туристами в

3

природные
ситуации

4

Снаряжение

5

Аварийный
бивак

6

Обеспечение
питанием в
походе

7

Доврачебная
помощь
силами
группы

8

Ориентирова
ние в
сложных
погодных

Сигналы бедствия.

Требования к снаряжению.
Личное снаряжение.
Групповое снаряжение.
Сохранность снаряжения.
ОТ при обращении со
снаряжением.

Требования к биваку.
Оборудование бивака.
Типы костров и их
характеристика.
Разведение костра.
Водно-солевой режим Способы
добычи и обеззараживания воды.
Виды съедобных растений. Виды
грибов.
Возможные заболевания в походе.
Виды травм.
Оказание доврачебной помощи.
Транспортировка пострадавшего.
Ориентирование.
Движение по азимуту.
Обратный азимут.
Глазомерная оценка расстояния.
Действия группы при потере

экстремальных ситуациях.
Подбор снаряжения для похода. Требование к личному, общественному и специальному
снаряжению. Особенности снаряжения для походов в различные времена года. Личное
снаряжение, одежда и обувь туриста в дальнем походе; типы рюкзаков, оборудование рюкзака
(подгонка лямок, войлочные подушечки на лямках, изготовление непромокаемого вкладыша).
Одежда и обувь для зимних походов (меховая куртка, капюшон, маска, брюки, бахилы,
рукавицы, свитер, сменная обувь, белье, носки); предметы походной постели (спальный
мешок, коврик или надувной матрас, вкладыш, «подушка», чехол для спального мешка).
Особенности снаряжения для многодневных походов по малонаселенной местности. Типы
палаток; как подготовить палатку к походу (конструкция стоек, колышки, веревки,
амортизаторы, тенты, полог, подстилка, проклеивание швов). Упаковка и переноска палаток.
Сушка и проветривание палаток в пути. Обязанности старосты по палатке. Хозяйственное
оборудование для дежурных по кухне (хознабор): таганок, крючки, цепочки, рукавицы, сухое
горючее, растопка, неприкосновенный запас спичек, ножи разные, клеенка столовая, фанерка,
половник, мочалки, мыло и горчица сухая, веревка, палка для развешивания, соль. Походная
посуда для варки пищи, чехлы для посуды, хранение и переноска посуды. Топоры, пилы. Как
заточить и развести пилу. Документы, инструменты, основная и вспомогательная веревки,
фотоаппараты, рыболовные принадлежности, фонари. Обязанности завхоза группы по
снаряжению. Состав и назначение рем набора, обязанности «рем мастера» до и во время
похода. Особенности снаряжения для зимнего похода. Специальное снаряжение группы для
производства краеведческих работ.
Причины аварийности в пешеходных походах и их профилактика: роль объективных и
субъективных факторов в возникновении аварийных ситуаций. Требования к биваку. Выбор
места. Оборудование бивака. Бивак из подручных средств. Построение защиты от ветра,
дождя, снега. Подбор древесины для костра. Типы костров и их характеристика. Разведение
костра без спичек. Поведение группы на аварийном биваке. Снятие лагеря в аварийном случае.
Значение правильной организации питания в сложных условиях. Энергетические затраты и их
компенсация. Витамины. Белки, жиры, углеводы. Характеристика некоторых продуктов
питания. Водно-солевой режим. Охота. Рыбалка. Способы добычи и обеззараживания воды.
Нетрадиционные формы питания. Съедобные растения. Не съедобные растения. Грибы.
Характерные заболевания, их симптомы и лечение. Первая помощь при травмах. Наложение
повязок, шин. Оказание первой помощи при различных травмах. Изготовление носилок,
транспортировка пострадавшего. Применение дикорастущих лекарственных растений.
Практические навыки по оказанию ПДП.
Ориентирование без карты и компаса, по часам, рельефу, природным объектам. Практическое
ориентирование в сложных условиях. Определение сторон горизонта с помощью компаса, по
небесным светилам, местным признакам. Определение направлений по заданным азимутам
(прямые засечки) и азимутов на заданные ориентиры (обратная засечка). Движение группы по
заданным азимутам на заданные расстояния. Глазомерная оценка расстояний до предметов.

5

4

4

4

5

условиях.
Ориентирова
ние по
компасу

9

ит
ог
о

Техническая
подготовка

ориентировки.

Техническая подготовка туриста.
Движение на маршруте.
Преодоление препятствий.
Использование туристического
снаряжения.
Движение в лесном массиве.
Движение на открытой местности.
Движение группы по реке.

Особенности ориентирования в горной и лесной местности, при сложных метеорологических
условиях. Действия группы при потере ориентировки. Участие в мини-соревнованиях.

Тактика и техника в пешеходном туризме. Движение на маршруте по тропам. Принцип
экономии сил. Движение на подъемах и спусках различной крутизны и твердости грунта.
Преодоление завалов, скопления валунов, ям, канав. Водные переправы. Движение по лесу.
Узлы их группы и применение. Работа на склонах различной крутизны. Основы работы на
скальном участке.

7

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».