МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное образование Алапаевское
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Арамашевская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Михаила Мантурова"
(МОУ «Арамашевская СОШ»)
624672, Свердловская область, Алапаевский район, с. Арамашево, ул. Школьная, 1
https://aram.uralschool.ru/, e-mail: aramschool@mail.ru, тел/факс 8 (343)46-73-5-24
ПРИЛОЖЕНИЕ
К ООП НОО МОУ «АРАМАШЕВСКАЯ СОШ»
Приказ №111 от 29.08.2025
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«КИНОУРОКИ В ШКОЛАХ РОССИИ»
для обучающихся 1-4 классов
на 2025-2026 учебный год
с. Арамашево 2025
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Киноуроки в школах России»
разработана для учащихся начальных классов на основе Федерального закона № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», требований Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования третьего поколения, с учётом
особенностей построения образовательного процесса. Реализуется на основе:
- Проекта «Смотрим вместе», созданного в рамках программы по развитию эмоционального
интеллекта и личностного потенциала «Вклад в будущее»;
- Всероссийского проекта «Киноуроки в школах России»;
- Программы воспитания «Киноуроки в школах России» (в соответствии с Примерной рабочей
программой воспитания для общеобразовательных организаций) 2025-2026 учебный год.
Программа внеурочной деятельности «Киноуроки в школах России» для учащихся
начальных классов соответствует духовно-нравственному направлению.
Духовно-нравственное воспитание предполагает воспитание на основе духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование
традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия,
справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.
Система воспитания – комплексный инструмент, ориентированный на решение
государственных стратегических задач воспитания подрастающего поколения, обеспечивает
консолидацию усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на
федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Современный российский национальный воспитательный идеал – высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою
личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской
Федерации в сфере образования цель воспитания учащихся в общеобразовательной
организации: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у
учащихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества
и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению,
взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания учащихся в общеобразовательной организации:
усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые
выработало российское общество (социально значимых знаний);
формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям
(их освоение, принятие);
приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного
опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения
полученных знаний;
достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в
соответствии с ФГОС.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и
осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического,
системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов
воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и
взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности,
возрастосообразности.
Используемые понятия, принципы и ценности являются базовыми, традиционными для
современного российского общества, соответствуют актуальным стратегическим документам в
сфере образования, культуры, молодёжной и семейной политики, а также являются
актуальными для планирования, организации и ведения воспитательного процесса в школах.
Цель курса: создание условий для нравственного совершенствования личности
учащихся, формирования социального опыта младших школьников через участие в занятиях
«Киноуроки в школах России».
Задачи курса:
создавать условия для высказывания учащимися их мыслей, проявления эмоций и
чувств, поиска модели своего поведения, демонстрации своего мнения окружающим;
способствовать формированию у младших школьников культуры общения: учить
общаться с детьми и взрослыми, слушать друг друга, находить компромисс в общении,
достойно оппонировать другой точке зрения и корректировать собственную позицию,
принимая убедительные контраргументы;
организовывать обсуждение нравственных аспектов поведения людей – героев фильмов;
учить устанавливать связи и параллели с собственным нравственным опытом, с мнениями и
чувствами ровесников и представителей старшего поколения – родителей, учителей;
помогать осознанию своей связи с семьей, педагогами, старшим поколением,
традициями нашей страны и вечными нравственными ценностями.
Содержание рабочей программы внеурочной деятельности «Киноуроки в школах
России»:
I. Пояснительная записка.
II. Результаты освоения курса.
III. Содержание курса.
IV. Тематическое планирование курса.
Место внеурочной деятельности в учебном плане
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Киноуроки в школах России» по
духовно-нравственному направлению для учащихся 1-4-х классов рассчитан на 34 часа, 1 час в
неделю.
Рабочая программа ориентирована на использование следующих источников:
1. «Киноуроки в школах России». Для проекта был создан список созидательных качеств
личности, который включает в себя 99 пунктов (по количеству учебных месяцев с 1-го по 11-й
класс). Каждое качество раскрывается в одном короткометражном фильме. К каждому фильму
создаётся методическое пособие для учителя по проведению занятия. Все материалы Проекта
получили высокую оценку Российской академии образования, рекомендованы Министерством
просвещения Российской Федерации, входят в программу «Культура для школьников»
Министерства культуры Российской Федерации.
Ссылка: https://kinouroki.org/
2. Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее». Мультфильмы коллекции
для детей начальной школы направлены на социально-эмоциональное развитие. Сюжеты
мультфильмов коллекции позволят поговорить о роли эмоций в жизни, вместе с детьми искать
ответы на вопросы о том, какие бывают эмоции и почему они возникают, что делать с сильными
эмоциями, как мирно жить в коллективе.
Ссылка https://vbudushee.ru/library/smotrim-vmeste/
3. 100 фильмов для школьников на портале «Культура.РФ». В коллекции портала
собраны знаковые отечественные киноленты. Специальный фильтр помогает выбрать фильмы
для конкретного класса или по интересующей теме.
Ссылка: https://www.culture.ru/live/cinema/movies/family/chil..
4. Фильмотека РЭШ. Содержит почти полторы тысячи отечественных фильмов самых
разных жанров.
Ссылка: https://resh.edu.ru/movie/
II. Результаты освоения курса
В результате реализации программы внеурочной деятельности должно обеспечиваться
достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения учащимися общеобразовательных программ
включают осознание российской гражданской идентичности, сформированность ценностей
самостоятельности и инициативы, готовность учащихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной социально значимой
деятельности, сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Метапредметные результаты:
o способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную,
общественную и др.;
o способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в
различных формах;
o активное применение знаний и приобретѐнных умений, освоенных в школе, в повседневной
жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и
социуме.
Предметные результаты:
o сопоставлять поступки героев, давать им оценку;
o корректно выражать свое мнение;
o рассуждать о возможных вариантах судеб персонажей в фильмах с открытым финалом.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего
образования в рамках духовно-нравственного воспитания
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные
ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и
достоинство каждого человека.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь,
выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим
людям, уважающий старших.
Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам,
осознающий ответственность за свои поступки.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства
России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов,
вероисповеданий.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,
русского языка, проявляющий интерес к чтению.
III. Содержание курса
Программа внеурочной деятельности «Киноуроки в школах России» духовнонравственной направленности нацелена на формирование эмоционального интеллекта и
нравственных качеств личности школьников.
Примерный план проведения занятия «Киноуроки в школах России»
Воспитательные занятия (киноуроки) проводятся в рамках внеурочной деятельности и
состоят из следующих блоков:
1. Просмотр нравственно ориентированного короткометражного игрового фильма, задача
которого – вызвать эмоциональный интерес, раскрыть образ героя, модель поведения.
2. Обсуждение фильма по материалам методического пособия: предлагается способ
подачи учебно-воспитательного материала, раскрывается авторский замысел содержания,
расставляя акценты при формировании восприятия школьниками вводимого понятия, его
значения и вариантов проявления в жизни, во время которого решаются поставленные
педагогом задачи.
3. Важный результат киноурока – возникшая у школьников потребность подражания
героям, которая реализуется в ходе проведения социальной практики (общественно полезного
дела, инициированного детьми и позволяющего проявить рассматриваемое качество личности
на практике).
Ключевым этапом киноурока является рефлексия учащихся, нацеленная на побуждение
проявить рассматриваемое нравственное качество в деле – социальной практике, идея которой
предлагается школьниками, а не навязывается «сверху».
Обязательными требованиями к киноуроку является:
Универсальная цель воспитательного занятия – формирование и развитие
общекультурных и личностных ценностно-смысловых ориентиров, основанных на раскрытии
значений вводимых понятий о нравственных качествах личности человека. Принцип
введения новых понятий – один киноурок – одно понятие.
Примечание: Один и тот же фильм может быть показан разным возрастным
группам. Разница – в методических рекомендациях. Обсуждение качеств проводится
соответственно возрасту детей и уровню их подготовки.
V. Тематическое планирование курса
Количество часов - 34
№
1
2
Кол-во
часов
1
Тема занятия
Вводное занятие
Киноурок «ЭРА» (понятие: мечта)
Содержание воспитательного потенциала
занятия
1
Когда у тебя есть настоящая мечта, нужна
готовность преодолеть самые сложные ситуации.
Справятся ли маленькие герои? Свершится ли их
мечта о полете в космос?
3
Киноурок
«Хорошие
песни»
(понятие: доброжелательность)
1
Позитивные, добрые песни, подхваченные всеми
людьми в вагоне, растопили лед недоверия
Галины Федоровны, а испеченные для продажи
пирожки, розданные попутчикам, принесли ей
настоящую радость.
4
Киноурок «Песня ветра» (понятие:
дружелюбие)
1
Ахмет пожертвовал дружбой с девочкой, которая
ему нравилась, ради спасения жизни бабочки.
5
Киноурок «Первое дело» (понятие:
убежденность, идейность)
1
Основная идея всегда должна быть недосягаемо
выше, чем возможность ее исполнения. Чем
соедините вы людей для достижения ваших
гражданских целей, если нет у вас основы в
первоначальной великой идее нравственной?
(Ф.М. Достоевский)
6
Киноурок «Мандарин»
радость за другого)
1
Простой мандарин стал причиной настоящей
дружбы, победившей зависть и обиду.
7
Киноурок «Друг в беде не бросит»
(понятие:
помощь
вместо
осуждения)
1
Девочка Кристина без спроса берет у мамы деньги
на покупку желанной игрушки, отложенные на
долгожданную операцию. Что ценнее: помочь или
осудить поступок девочки?
8
Киноурок «Три солнца» (понятие:
уважение)
1
Фильм «Три солнца» расскажет о мальчике Егоре,
приезжающем погостить к родственникам в
(понятие:
чувашскую деревню.
1
Переехав в новый город, Красногорск, Максим
думал, что заживет спокойно и тихо, никто ему не
будет мешать и он никого не будет трогать, но
случайная встреча с Машей изменила всё!
10
Киноурок «Не трус и не предатель»
(понятие: дружба)
1
Славку ждут большие неприятности. Как
поступит Вовка теперь? Признается ли он
учителю, что это он виноват в случившемся?
11
Киноурок «Мой танец» (понятие:
честность)
1
Ее нечестный поступок разорвал крепкую дружбу.
Чтобы стать честной перед самой собой, Полина
меняет свою привычную жизнь.
1
Современные школьницы Ангелина и Катя учатся
в одном классе и даже живут в одном подъезде.
Катя, незаметная с виду девочка, из небогатой
семьи, столкнувшись с трудными жизненными
обстоятельствами, проявляет сильные стороны
своего характера.
1
Незрячая девочка Лена и талантливый Артем
мечтали о прекрасном будущем, которое построят
вдвоем. Обстоятельства развели их. Смогут ли
сохранить герои верность своим идеалам?
9
Киноурок «Пять дней» (понятие:
созидательный труд)
12
Киноурок
«Трудный
выбор»
(понятие: моральный выбор)
13
Киноурок «Другой мир» (понятие:
верность идеалам)
14
Киноурок «Александр» (понятие:
ответственность за свои поступки
перед другими)
1
У каждого ребенка, особенно мальчишки, есть
герой. Для Федора это - Великий Князь Александр
Невский, который сыграл решающую роль в
изменении жизни старшего брата Феди.
Киноурок «Новогодний
(понятие: добро)
2
Маленькая фея из детского дома раскрывает
Сергею секрет исполнения новогодних желаний.
В чем сила волшебства?
1
Действие фильма происходит в палате детской
больницы. Два хулиганистых подростка давно
обжили эту палату, и маленькому мальчику,
который сильно скучает по дому, совсем не
просто в их компании.
1
Соня, стремясь подружиться с Афелией,
совершила плохой поступок. Понять ценность
труда, в том числе труда сердца, ей помогла ее
большая дружная семья.
1
Фильм о будущем, к которому может прийти как
отдельный человек, так и все человечество
1
Елисей родился неслышащим, но его умение
"слышать" сердцем помогло исполнить мечту
мальчика-колясочника и найти друзей.
1
Чтобы не подвести любимую команду и не
потерять уважение старшего брата, Митька не
струсил и боролся до конца. Так поступают
15-16
17
подарок»
Киноурок «Воин света» (понятие:
отзывчивость)
18
Киноурок «Чистодей»
труд, трудолюбие)
19
Киноурок «За руку
(понятие: бескорыстие)
20
Киноурок
«Музыка
(понятие: милосердие)
21
Киноурок
мужество)
«Шайба»
(понятие:
с
Богом»
внутри»
(понятие:
только мужественные люди!
22
Киноурок
«Ванькаадмирал»
(понятие:
герой,
пример
для
подражания)
1
Кумир Ивана - адмирал Федор Ушаков. Случай,
произошедший с Ваней на родине великого
флотоводца, помог мальчику совершить поступок,
достойный будущего адмирала.
23
Киноурок «Честь имею» (понятие:
честь)
1
Когда Гришка не поладил с другим кадетом, то
тот его оговорил перед администрацией
кадетского корпуса. Теперь Гришке грозит
отчисление, но случай, произошедший на
конюшне, помогает восстановить справедливость.
24
Киноурок «Мой друг – единорог»
(понятие: воображение, фантазия)
1
Любой
труд,
кажущийся
тяжелым
и
невыполнимым, может быть легким и веселым.
25
Киноурок
«Экзамен»
аккуратность)
26
Киноурок «8 марта» (понятие:
наблюдательность, внимательность)
27
Киноурок «Когда небо улыбается»
(понятие: радость познания)
28
Киноурок «Мой друг Дима Зорин»
(понятие: благородство)
29
Киноурок
«Дом»
коллективизм)
30
(понятие:
экология
31
Киноурок «Наследники
(понятие: патриотизм)
Победы»
32
Киноурок «Лошадка для
(понятие: чувство долга)
героя»
Подведение
киноклуба
работы
итогов
1
Наблюдательность Гали подарила ей больше, чем
дружбу. Знакомство с Олегом изменило Галю, и
теперь она развернула целую кампанию помощи
детям, болеющим лейкемией.
1
Гордиться дедами — это правильно, но пора уже
сделать так, чтобы и они гордились нами.
Изучение истории своей семьи, своей Родины
дарит радость познания, способную вдохновить
на настоящие поступки.
1
Как Дима сумел объединить целый город? Это по
силам каждому, когда сердце благородно, а
стремления высоки.
Кирилл - воспитанник детского дома, замкнут и
не общителен. Коллективное творчество и труд
помогли раскрыться его таланту.
(понятие:
Киноурок
«Стеша»
экология снаружи –
внутри)
33-34
Аккуратность - это не только порядок в комнате.
Пытаясь дисциплинировать себя, Генка сделал
неожиданное открытие.
(понятие:
Стеша, главная героиня фильма, приезжает из
затерянной где-то среди лесов деревеньки в гости
в большой город и заставляет своих новых
знакомых по-иному взглянуть на привычные
вещи, почувствовать окружающую живую
природу.
Быть наследником Победы, значит помнить и
гордиться подвигами нашего народа, которые
живы в истории каждой семьи.
Чувство долга - тонкая, но очень прочная нить,
связавшая такие разные судьбы подростков через
80 лет. Фильм основан на реальных событиях.
2
Выставка творческих работ участников киноклуба
(рисунков, отрывков сочинений, фотографий и
т.д.).