МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное образование Алапаевское
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Арамашевская средняя
общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Михаила Мантурова»
(МОУ "Арамашевская СОШ)
624672, Свердловская область, Алапаевский район, с. Арамашево, ул. Школьная, 1
https://aram.uralschool.ru/, e-mail: aramschool@mail.ru, тел/факс 8(343)46-73-5-24
ПРИЛОЖЕНИЕ
К ООП НОО МОУ «АРАМАШЕВСКАЯ СОШ»
Приказ № 111 от 29.08.2025
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Математика и конструирование»
для обучающихся 1–3 классов
с. Арамашево 2025
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Математика и конструирование» создана на
основе авторской программы общеобразовательных учреждений С. И.
Волковой, О.Л. Пчелкиной «Математика и конструирование», начальные
классы, в 2 ч.
Программа «Математика и конструирование» включает пояснительную
записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения
программы и тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
математики, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору
содержания и планируемым результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Изучение предмета предполагает органическое единство мыслительной
и конструкторско-практической деятельности детей во всем многообразии их
взаимного влияния и взаимодействия: мыслительная деятельность и
теоретические математические знания создают базу для овладения
предметом, а специально организованная конструкторско-практическая
учебная деятельность (в рамках развивающих игр) создает условия не только
для формирования элементов технического мышления и конструкторских
навыков, но и для развития пространственного воображения и логического
мышления, способствует актуализации и углублению математических знаний
при их использовании в новых условиях.
Конструкторские умения включают в себя умения узнавать основные
изученные геометрические фигуры в объектах, выделять их; умения собрать
объект из предложенных деталей; умения преобразовать, перестроить
самостоятельно построенный объект с целью изменения его функций или
свойств, улучшения его дизайна, расширения области применения. Предмет
«Математика и конструирование» дает возможность дополнить учебный
предмет «Математика» практической конструкторской деятельностью
учащихся, а также предполагает органическое единство мыслительной и
практической деятельности учащихся, их взаимного влияния и дополнения
одного вида деятельности другим. Мыслительная деятельность и полученные
математические знания создают основу для овладения предметом
«Математика и конструирование», а конструкторско-практическая
деятельность способствует закреплению основы в ходе практического
использования математических знаний, повышает уровень осознанности
изученного математического материала, создает условия для развития
логического мышления и пространственных представлений учащихся.
2
Ведущей линией в методике обучения предмета «Математика и
конструирование» является организация конструкторско-практической
деятельности учащихся на базе изучаемого геометрического материала.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Сформировать элементы технического мышления, графической
грамотности и конструкторских умений, дать младшим школьникам начальное
конструкторское развитие, начальные геометрические представления. Усилить
развитие логического мышления и пространственных представлений.
Задачи курса:
развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков;
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления,
характерных для математической деятельности и необходимой для
продуктивной жизни в обществе;
развитие пространственного воображения, аккуратности, внимания, умения
анализировать, синтезировать и комбинировать.
Принципы программы.
Актуальность – создание условий для повышения мотивации к обучению
математики, стремление развивать интеллектуальные возможности
учащихся.
Научность – математика – учебная дисциплина, развивающая умения
логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений,
делать выводы, обобщения.
Системность – предполагает преемственность знаний, комплексность в их
усвоении.
Практическая направленность – содержание занятий кружка направлено на
освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей
работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут
ребятам принимать участие в школьных и муниципальных олимпиадах и
других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации – во-первых, развитие интереса к математике как
науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение
учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам
(уроки математика и технология).
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА И
КОНСТРУИРОВАНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
3
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Математика и
конструирование», составляет 101 час (один час в неделю в каждом классе): 1
класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа.
4
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Геометрическая составляющая
Точка, линия, линии прямые и кривые, линии замкнутые и незамкнутые.
Прямая линия. Вычерчивание прямой. Свойства прямой.
Отрезок. Вычерчивание отрезков. Сравнение отрезков по длине (на глаз,
наложением).
Различное
расположение
отрезков
на
плоскости:
пересекающиеся
и
непересекающиеся
отрезки.
Вертикальное,
горизонтальное, наклонное расположение отрезков.
Графическое изображение результатов сравнения групп предметов по их
количеству с использованием отрезков (схематический чертеж).
Луч.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Длина. Единицы длины: сантиметр, дециметр. Соотношение между
сантиметром и дециметром. Измерение длин отрезков и вычерчивание
отрезков заданной длины.
Сравнение длин отрезков с помощью линейки с делениями (с помощью
измерения) и с использованием циркуля.
Геометрическая сумма и разность двух отрезков.
Угол. Развернутый угол. Прямой угол. Виды углов: прямой, острый, тупой.
Вычерчивание на клетчатой бумаге прямого, острого, тупого углов.
Ломаная. Вершина, звено ломаной. Изготовление моделей ломаной из
счетных палочек.
Длина ломаной. Вычерчивание ломаной по заданному числу звеньев и их
длине.
Многоугольник – замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны
многоугольника. Виды многоугольников: треугольник, четырехугольник,
пятиугольник и др.
Виды треугольников: разносторонний, равнобедренный.
Прямоугольник. Квадрат. Вычерчивание прямоугольника (квадрата) на
бумаге с клетчатой разлиновкой.
Деление многоугольника на части. Составление многоугольника из двух
частей с выбором из трех предложенных.
Конструирование
Знакомство с видами бумаги: тонкая, толстая; гладкая, шероховатая; белая,
цветная и др. – и их назначением.
Основные приемы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по
шаблону, резание бумаги ножницами, соединение деталей из бумаги с
помощью клея, технологии выполнения этих операций.
Правила безопасной работы с инструментами: ножницами, гладилкой,
циркулем.
Организация рабочего места.
5
Практические работы с бумагой: сгибание бумаги – получение прямой,
пересекающихся и непересекающихся прямых, практическое выявление
основного свойства прямой (через две точки можно провести прямую и при
том только одну); изготовление моделей развернутого, прямого, тупого и
острого углов.
Обозначение на чертеже линии сгиба.
Разметка бумаги по шаблону: основные приемы и правила разметки.
Разметка бумаги с помощью линейки с делениями.
Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолет»,
«Песочница».
Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров.
Преобразование прямоугольника в квадрат и квадрата в прямоугольник.
изготовление
аппликаций
с
использованием
различных
видов
многоугольников («Елочка», «Домик», «Лодочка» и др.). Изготовление
набора «Геометрическая мозаика» и конструирование из его деталей
плоскостных моделей различных объектов («Ракета», «Машина», «Домик»,
«Чайник» и др.) в рамках заданного контура и по словесному описанию.
Составление
из
деталей
2Геометрической
мозаики»
различных
геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин.
Знакомство с технологией оригами. Изготовление способом оригами
изделий: «Гриб», «Бабочка», «Рыба», «Зайчик».
Изучение математики и конструирования в 1 классе способствует
освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных
действий:
познавательных
универсальных
учебных
действий,
коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных
универсальных учебных действий, совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
наблюдать математические объекты (числа, величины) в окружающем
мире;
обнаруживать общее и различное в записи арифметических действий;
наблюдать действие измерительных приборов;
сравнивать два объекта, два числа;
распределять объекты на группы по заданному основанию;
копировать изученные фигуры, рисовать от руки по собственному
замыслу;
приводить примеры чисел, геометрических фигур;
соблюдать последовательность при количественном и порядковом
счёте.
6
У обучающегося будут сформированы следующие информационные
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
понимать, что математические явления могут быть представлены с
помощью различных средств: текст, числовая запись, таблица, рисунок,
схема;
читать таблицу, извлекать информацию, представленную в табличной
форме.
У обучающегося будут сформированы следующие действия общения
как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
характеризовать (описывать) число, геометрическую фигуру,
последовательность из нескольких чисел, записанных по порядку;
комментировать ход сравнения двух объектов;
описывать своими словами сюжетную ситуацию и математическое
отношение величин (чисел), описывать положение предмета в пространстве;
различать и использовать математические знаки;
строить предложения относительно заданного набора объектов.
У обучающегося будут сформированы следующие действия
самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных
учебных действий:
принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности;
действовать в соответствии с предложенным образцом, инструкцией;
проявлять интерес к проверке результатов решения учебной задачи, с
помощью учителя устанавливать причину возникшей ошибки и трудности;
проверять правильность вычисления с помощью другого приёма
выполнения действия.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
участвовать в парной работе с математическим материалом, выполнять
правила совместной деятельности: договариваться, считаться с мнением
партнёра, спокойно и мирно разрешать конфликты
2 КЛАСС
Геометрическая составляющая
Угол. Построение прямого угла на нелинованной бумаге с помощью
чертежного треугольника. Отрезок. Середина отрезка. Деление отрезка
пополам.
Прямоугольник (квадрат). Диагонали прямоугольника (квадрата) и их
свойства. Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с
использованием свойств его диагоналей.
Треугольник. Соотношение сторон треугольника.
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).
7
Построение прямоугольника, вписанного в окружность, окружности,
описанной около прямоугольника (квадрата).
Деление фигур на части и составление фигур из частей. Преобразование
фигур по заданным условиям.
Конструирование
Изготовление моделей прямоугольного треугольника, прямоугольника
(квадрата) путем сгибания бумаги.
Практическая работа по выявлению равенства противоположных сторон
прямоугольника; построение прямоугольника на нелинованной бумаге с
использованием равенства его противоположных сторон с помощью
чертежного треугольника и линейки.
Линии разных типов: основная (изображение видимого контура), сплошная
тонкая (размерная и выносная), штрихпунктирная (обозначение линий
сгиба).
Технологическая карта. Изготовление по технологической карте изделий
(пакет для мелких предметов).
Технологический рисунок. Изготовление изделий по технологическому
рисунку (подставка для кисточки).
Изготовление модели круга. Кольцо, составление технологической карты для
его изготовления.
Изготовление изделий на базе кругов (ребристые шары).
Изготовление по чертежу изделий и аппликаций (закладка для книги,
аппликация «Цыпленок»).
Оригами. Изготовление способом оригами изделий («Воздушный
змей», «Щенок», «Жук»).
Изготовление по чертежу аппликаций технических машин («Трактор с
тележкой», «Экскаватор»).
Работа с набором «Конструктор». Ознакомление с видами деталей: их
названием, назначением, способами сборки, способами крепления и
рабочими инструментами.
Организация рабочего места и правила безопасной работы при работе с
набором «Конструктор».
Виды соединений: простое, жесткое, внахлестку двумя болтами, шарнирное.
Сборка из деталей набора «Конструктор» различных изделий: моделей
геометрических фигур, моделей дорожных знаков, игрушек «Петрушка»,
«Настольная лампа» и др. Изготовление моделей двухосной тележки и
аптекарских весов. Разборка изготовленных изделий.
Изучение математики и конструирования во 2 классе способствует
освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных
действий:
познавательных
универсальных
учебных
действий,
коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных
универсальных учебных действий, совместной деятельности.
8
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
наблюдать математические отношения (часть – целое, больше – меньше)
в окружающем мире;
характеризовать назначение и использовать простейшие измерительные
приборы (сантиметровая лента, весы);
сравнивать группы объектов (чисел, величин, геометрических фигур) по
самостоятельно выбранному основанию;
распределять (классифицировать) объекты (числа, величины,
геометрические фигуры, текстовые задачи в одно действие) на группы;
обнаруживать модели геометрических фигур в окружающем мире;
вести поиск различных решений задачи (расчётной, с геометрическим
содержанием);
воспроизводить порядок выполнения действий в числовом выражении,
содержащем действия сложения и вычитания (со скобками или без скобок);
устанавливать соответствие между математическим выражением и его
текстовым описанием;
подбирать примеры, подтверждающие суждение, вывод, ответ.
У обучающегося будут сформированы следующие информационные
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
извлекать и использовать информацию, представленную в текстовой,
графической (рисунок, схема, таблица) форме;
устанавливать логику перебора вариантов для решения простейших
комбинаторных задач;
дополнять модели (схемы, изображения) готовыми числовыми
данными.
У обучающегося будут сформированы следующие действия общения
как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
комментировать ход вычислений;
объяснять выбор величины, соответствующей ситуации измерения;
составлять текстовую задачу с заданным отношением (готовым
решением) по образцу;
использовать математические знаки и терминологию для описания
сюжетной ситуации, конструирования утверждений, выводов относительно
данных объектов, отношения;
называть числа, величины, геометрические фигуры, обладающие
заданным свойством;
записывать, читать число, числовое выражение;
9
приводить примеры, иллюстрирующие арифметическое действие,
взаимное расположение геометрических фигур;
конструировать утверждения с использованием слов «каждый», «все».
У обучающегося будут сформированы следующие действия
самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных
учебных действий:
следовать установленному правилу, по которому составлен ряд чисел,
величин, геометрических фигур;
организовывать, участвовать, контролировать ход и результат парной
работы с математическим материалом;
проверять правильность вычисления с помощью другого приёма
выполнения действия, обратного действия;
находить с помощью учителя причину возникшей ошибки или
затруднения.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
принимать правила совместной деятельности при работе в парах,
группах, составленных учителем или самостоятельно;
участвовать в парной и групповой работе с математическим
материалом: обсуждать цель деятельности, ход работы, комментировать свои
действия, выслушивать мнения других участников, готовить презентацию
(устное выступление) решения или ответа;
решать совместно математические задачи поискового и творческого
характера (определять с помощью измерительных инструментов длину,
определять время и продолжительность с помощью часов, выполнять
прикидку и оценку результата действий, измерений);
совместно с учителем оценивать результаты выполнения общей работы.
3 КЛАСС
Геометрическая составляющая
Построение отрезка, равного данному, с использованием циркуля и линейки
без делений.
Виды треугольников по сторонам: разносторонний, равнобедренный,
равносторонний.
Виды
треугольников
по
углам:
прямоугольный,
тупоугольный,
остроугольный.
Построение треугольника по трем сторонам с использованием циркуля и
линейки без делений.
Треугольная правильная пирамида. Элементы треугольной пирамиды: грани,
ребра, вершины.
10
Периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата). Свойства
диагоналей прямоугольника.
Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием
свойств его диагоналей.
Свойства диагоналей квадрата.
Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника (квадрата). Площадь
прямоугольного треугольника,
Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей.
Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей.
Взаимное расположение двух окружностей на плоскости.
Деление отрезка пополам с использованием циркуля и линейки без делений
Вписанный и окружность треугольник,
Конструирование
Изготовление моделей треугольником различных видов.
Изготовление модели правильной треугольной пирамиды равными
способами: склеиванием из развертки, сплетением из двух полос бумаги,
состоящих из четырех равносторонних треугольников.
Изготовление геометрической игрушки («гнущийся многоугольник») из
бумажной полосы, состоящей из 10 равных разносторонних треугольников.
Изготовление по чертежам аппликаций («Дом», «Бульдозер») и чертежей по
рисункам аппликаций («Паровоз»),
Изготовление композиций «Яхты и море».
Изготовление цветка на основе деления круга на 8 равных частей
Изготовление модели часов.
изготовление набора для геометрической игры «Танграм».
Изготовление изделия «Лебедь» способом оригами.
Техническое моделирование и конструирование. Транспортирующие
машины: их особенности и назначение.
Изготовление из деталей набора «Конструктор» модели подъемного крана и
модели транспортера.
Изучение математики и конструирования в 3 классе способствует
освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных
универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных
учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий,
совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
сравнивать математические объекты (числа, величины, геометрические
фигуры);
выбирать приём вычисления, выполнения действия;
конструировать геометрические фигуры;
11
классифицировать объекты (числа, величины, геометрические фигуры,
текстовые задачи в одно действие) по выбранному признаку;
прикидывать размеры фигуры, её элементов;
понимать смысл зависимостей и математических отношений,
описанных в задаче;
различать и использовать разные приёмы и алгоритмы вычисления;
выбирать метод решения (моделирование ситуации, перебор вариантов,
использование алгоритма);
соотносить начало, окончание, продолжительность события в
практической ситуации;
составлять ряд чисел (величин, геометрических фигур) по
самостоятельно выбранному правилу;
моделировать предложенную практическую ситуацию;
устанавливать последовательность событий, действий сюжета текстовой
задачи.
У обучающегося будут сформированы следующие информационные
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
читать информацию, представленную в разных формах;
извлекать и интерпретировать числовые данные, представленные в
таблице, на диаграмме;
заполнять таблицы сложения и умножения, дополнять данными чертёж;
устанавливать соответствие между различными записями решения
задачи;
использовать дополнительную литературу (справочники, словари) для
установления и проверки значения математического термина (понятия).
У обучающегося будут сформированы следующие действия общения
как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
использовать математическую терминологию для описания отношений
и зависимостей;
строить речевые высказывания для решения задач, составлять
текстовую задачу;
объяснять на примерах отношения «больше – меньше на…», «больше –
меньше в…», «равно»;
использовать математическую символику для составления числовых
выражений;
выбирать, осуществлять переход от одних единиц измерения величины
к другим в соответствии с практической ситуацией;
участвовать в обсуждении ошибок в ходе и результате выполнения
вычисления.
12
У обучающегося будут сформированы следующие действия
самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных
учебных действий:
проверять ход и результат выполнения действия;
вести поиск ошибок, характеризовать их и исправлять;
формулировать ответ (вывод), подтверждать его объяснением,
расчётами;
выбирать и использовать различные приёмы прикидки и проверки
правильности вычисления, проверять полноту и правильность заполнения
таблиц сложения, умножения.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
при работе в группе или в паре выполнять предложенные задания
(находить разные решения, определять с помощью цифровых и аналоговых
приборов, измерительных инструментов длину, массу, время);
договариваться о распределении обязанностей в совместном труде,
выполнять роли руководителя или подчинённого, сдержанно принимать
замечания к своей работе;
выполнять совместно прикидку и оценку результата выполнения общей
работы.
13
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Математика и конструирование» на уровне
начального общего образования направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного
предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по математике и
конструированию на уровне начального общего образования достигаются в
единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
формирования внутренней позиции личности.
В результате изучения математики и конструирования на уровне
начального общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
осознавать необходимость изучения математики для адаптации к
жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека, способности
мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или
опровергать их;
применять правила совместной деятельности со сверстниками,
проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям,
осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в
общий результат;
осваивать
навыки
организации
безопасного
поведения
в
информационной среде;
применять математику для решения практических задач в повседневной
жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего
возраста, взрослым и пожилым людям;
работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических
отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному
труду и уверенность в своих силах при решении поставленных задач, умение
преодолевать трудности;
оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения
возможности применения математики для рационального и эффективного
решения учебных и жизненных проблем;
14
характеризовать свои успехи в изучении математики, стремиться
углублять свои математические знания и умения, намечать пути устранения
трудностей;
пользоваться разнообразными информационными средствами для
решения предложенных и самостоятельно выбранных учебных проблем,
задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
устанавливать связи и зависимости между математическими объектами
(«часть – целое», «причина – следствие», «протяжённость»);
применять базовые логические универсальные действия: сравнение,
анализ, классификация (группировка), обобщение;
приобретать практические графические и измерительные навыки для
успешного решения учебных и житейских задач;
представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы,
арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной
проблемой.
Базовые исследовательские действия:
проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных
разделов курса математики;
понимать и адекватно использовать математическую терминологию:
различать, характеризовать, использовать для решения учебных и
практических задач;
применять изученные методы познания (измерение, моделирование,
перебор вариантов).
Работа с информацией:
находить и использовать для решения учебных задач текстовую,
графическую информацию в разных источниках информационной среды;
читать, интерпретировать графически представленную информацию
(схему, таблицу, диаграмму, другую модель);
представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу,
текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с
требованиями учебной задачи;
принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные
средства и источники информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
15
конструировать утверждения, проверять их истинность;
использовать текст задания для объяснения способа и хода решения
математической задачи;
комментировать процесс вычисления, построения, решения;
объяснять полученный
ответ
с использованием изученной
терминологии;
в процессе диалогов по обсуждению изученного материала – задавать
вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников,
приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения;
создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида –
описание (например, геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при
решении задачи), инструкция (например, измерение длины отрезка);
ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять
деформированные;
самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым
изученным.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
планировать
этапы
предстоящей
работы,
определять
последовательность учебных действий;
выполнять правила безопасного использования электронных средств,
предлагаемых в процессе обучения.
Самоконтроль (рефлексия):
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
выбирать и при необходимости корректировать способы действий;
находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести
поиск путей преодоления ошибок;
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок,
предусматривать способы их предупреждения (формулирование вопросов,
обращение к учебнику, дополнительным средствам обучения, в том числе
электронным);
оценивать рациональность своих действий, давать им качественную
характеристику.
Совместная деятельность:
участвовать в совместной деятельности: распределять работу между
членами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора
большого количества вариантов, приведения примеров и контрпримеров),
16
согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального
способа, анализа информации;
осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий,
предвидеть
возможность
возникновения
ошибок
и
трудностей,
предусматривать пути их предупреждения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо»,
«вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число,
стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по
заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку).
Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения
задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры,
имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,
таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным
контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов
решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные
по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление
(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по
собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.
Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр,
призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная
пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида,
пятиугольная пирамида, икосаэдр.
17
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
1.1
Геометрическая составляющая
1.2
Конструирование
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
24
1
9
5
33
0
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
6
2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
1.1
Геометрическая составляющая
17
1.2
Конструирование
17
1
8
34
1
12
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
4
18
3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
1.1
Геометрическая составляющая
21
1.2
Конструирование
13
1
5
34
1
7
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
2
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные цифровые образовательные
ресурсы
1
Введение. Точка.
Линия.
Изображение точки
и линий на бумаге.
1
РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4070/start/302538/
2
Прямая и кривая
1
РЭШ
19
линии. Взаимное
расположение
линий на
плоскости.
Замкнутая и
незамкнутая
кривая.
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4070/start/302538/
3
Виды бумаги.
Получение прямой
путём сгибания
бумаги. Свойства
прямой.
1
4
Основное свойство
прямой: через две
точки можно
провести только
одну прямую.
Линейка –
инструмент для
проведения
прямой.
1
5
Горизонтальное,
вертикальное,
наклонное
положение прямой
на плоскости.
РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4070/main/302542/
1
РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4070/main/302542/
20
1
6
Отрезок.
Вычерчивание
отрезка.
Преобразование
фигур по заданным
условиям.
1
7
Обозначение
геометрических
фигур буквами.
Изготовление
полосок разной
длины.
1
8
Повторение и
закрепление
пройденного.
1
9
Конструирование
модели самолёта из
полосок бумаги.
1
10
Изготовление
аппликации
«Песочница».
11
Луч.
1
1
12
Сравнение
отрезков с
помощью циркуля.
1
21
13
Сантиметр.
1
1
14
Геометрическая
сумма и разность
двух отрезков.
15
Угол. Развёрнутый
угол.
1
16
Прямой угол.
Непрямые углы.
1
1
17
Виды углов:
прямой, тупой,
острый.
1
18
Ломаная.
Вершины, звенья
ломаной. Длина
ломаной.
19
Закрепление
пройденного.
1
20
Многоугольник.
1
21
Многоугольник.
1
22
Прямоугольник.
1
1
23
Противоположные
стороны
прямоугольника.
24
Квадрат.
1
22
25
Дециметр. Метр.
1
1
26
Соотношения
между
сантиметром и
дециметром,
Метром и
дециметром.
27
Закрепление
пройденного.
1
1
28
Закрепление
пройденного.
Аппликация
«Ракета».
1
29
Закрепление
пройденного.
Аппликация
«Домик»
1
30
Составление фигур
из заданных
частей.
Аппликация
«Чайник»
1
31
Изготовление
набора
«Геометрическая
мозаика» и
1
1
1
1
23
аппликаций из её
частей.
1
32
Оригами.
Изготовление
изделий «Гриб»,
«Бабочка».
1
33
Оригами.
Изготовление
изделий «Рыбка»,
«Зайчик».
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
1
33
0
7
2 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные цифровые образовательные
ресурсы
24
1
1
Повторение
пройденного в 1
классе: виды углов,
отрезок, ломаная,
длина ломаной.
1
2
Оригами.
Изготовление
изделия
«Воздушный
змей».
1
3
Треугольник.
Соотношение
между длинами
сторон
треугольника.
1
4
Прямоугольник.
Определение
прямоугольника.
1
5
Противоположные
стороны
прямоугольника и
их свойства.
1
6
Диагонали
прямоугольника и
их свойства.
РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4269/start/272949/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5679/start/211672/
РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4295/start/211859/
РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4295/main/211863/
25
1
7
Квадрат.
Определение
квадрата.
1
8
Закрепление
пройденного.
Практическая
работа
«Преобразование
фигур»
1
9
Построение
прямоугольника на
нелинованной
бумаге с помощью
чертёжного
треугольника.
1
10
Середина отрезка.
Деление отрезка
пополам.
1
11
Свойства
диагоналей
прямоугольника.
1
12
Практическая
работа
«Изготовление
пакета для счётных
палочек»
РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4299/start/212314/
1
1
26
1
13
Практическая
работа
«Изготовление
подставки для
кисточки»
1
14
Закрепление
пройденного.
Аппликация из
геометрических
фигур.
1
15
Закрепление
пройденного.
Аппликация из
геометрических
фигур.
1
16
Окружность, круг.
Составление
узоров из кругов.
1
17
Центр, радиус,
диаметр
окружности.
1
18
Прямоугольник,
вписанный в
окружность.
19
Практическая
1
1
1
27
работа
«Изготовление
ребристого шара»
1
20
Практическая
работа
«Изготовление
ребристого шара»
1
21
Практическая
работа
«Изготовление
ребристого шара»
1
22
Практическая
работа
«Изготовление
аппликации
«Цыплёнок»
1
23
Деление
окружности на 6
равных частей.
Вычерчивание
«розеток»
1
24
Практическая
работа
«Изготовление
закладки для
книги»
1
1
1
1
28
25
Деление фигур на
части.
1
26
Закрепление
пройденного.
1
1
27
Практическая
работа
«Изготовление
аппликации
«Автомобиль».
Чтение чертежа.
Соотнесение
деталей рисунка и
деталей чертежа.
1
28
Практическая
работа
«Изготовление
аппликации
«Автомобиль».
Чтение чертежа.
Соотнесение
деталей рисунка и
деталей чертежа.
Выполнение
чертежа по
рисунку объекта.
1
29
1
1
29
Практическая
работа
«Изготовление
аппликации
«Трактор с
тележкой»
1
1
31
Практическая
работа
«Изготовление
аппликации
«Экскаватор»»
1
32
Оригами.
Изготовление
изделий «Щенок»,
«Жук»
33
Работа с набором
«Конструктор»
1
34
Работа с набором
«Конструктор»
1
30
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
1
34
1
12
30
3 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Тема урока
Всего
1
Повторение
пройденного.
1
1
2
Повторение
пройденного.
Построение
отрезка, равного
данному, с
использованием
циркуля и линейки
без делений.
1
3
Виды
треугольников по
сторонам:
разносторонний,
равнобедренный,
разносторонний.
1
4
Построение
треугольника по 3
сторонам.
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные цифровые образовательные
ресурсы
31
1
5
Виды
треугольников по
углам:
прямоугольный,
тупоугольный,
остроугольный.
1
6
Конструирование
различных
треугольников.
Знакомство с
правильной
треугольной
пирамидой.
1
7
Практическая
работа 1
«Изготовление
модели правильной
треугольной
пирамиды
сплетением из 2
полос»
1
8
Изготовление
каркасной модели
правильной
треугольной
пирамиды.
Библиотека ЦОК Урок (myschool.edu.ru)
1
Библиотека ЦОК Урок (myschool.edu.ru)
32
1
9
Практическая
работа 2
«Изготовление
геометрической
игрушки на основе
равносторонних
треугольников»
10
Периметр
многоугольника.
1
1
11
Свойства
диагоналей
прямоугольника.
1
12
Построение
прямоугольника на
нелинованной
бумаге с
использованием
свойств его
диагоналей.
1
13
Практическая
работа 3
«Изготовление
аппликации
«Домик»
14
Свойства
диагоналей
1
1
Библиотека ЦОК Урок (myschool.edu.ru)
Библиотека ЦОК Урок (myschool.edu.ru)
1
Библиотека ЦОК Урок (myschool.edu.ru)
33
квадрата.
15
Закрепление
изученного.
1
16
Закрепление
изученного.
1
1
17
Практическая
работа 4
«Изготовление
аппликации
«Бульдозер»
18
Закрепление
изученного.
1
1
19
Практическая
работа 5
«Изготовление
композиции «Яхты
в море»
1
20
Площадь. Единицы
площади. Площадь
прямоугольника
21
Закрепление
изученного.
1
22
Закрепление
изученного.
1
1
1
Библиотека ЦОК Урок (myschool.edu.ru)
34
23
Разметка
окружности.
1
1
24
Деление
окружности (круга)
на 2, 4, 8 равных
частей.
1
25
Практическая
работа 6
«Изготовление
цветка из цветной
бумаги с
использованием
деления круга на 8
равных частей»
1
26
Деление
окружности на 3, 6,
12 равных частей.
1
27
Практическая
работа 7
«Изготовление
модели часов»
1
28
Взаимное
расположение
окружностей на
плоскости.
Библиотека ЦОК Урок (myschool.edu.ru)
Библиотека ЦОК Урок (myschool.edu.ru)
1
Библиотека ЦОК Урок (myschool.edu.ru)
1
35
1
29
Деление отрезка
пополам с
использованием
циркуля и линейки
без делений.
1
30
Вписанный в
окружность
треугольник.
Практическая
работа 8
«Изготовление
аппликации
«Паровоз».
31
Изготовление игры
«Танграм»
1
1
32
Оригами.
Изготовление
изделия «Лебедь»
1
33
Техническое
конструирование.
Изготовление
моделей
подъёмного крана
и транспортёра.
34
Разметка
окружности.
1
Библиотека ЦОК Урок (myschool.edu.ru)
36
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
1
7
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Математика и конструрование, 1 класс/ Волкова С.И., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Математика и конструрование, 2 класс/ Волкова С.И., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Математика и конструрование, 3 класс/ Волкова С.И., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методическое пособие к курсу "Математика и конструирование". 1-4 классы/ Волкова С.И., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
РЭШ https://resh.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР) http://school-collection.edu.ru/
37
Библиотека ЦОР https://lesson.edu.ru/catalog
38