Основная образовательная программа начального общего образования
Описание образовательной программы
Образовательная
программа начального общего образования МОУ «Арамашевская СОШ» (далее
образовательная организация) разработана в соответствии с
•
Федеральным
законом №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»
с изменениями и дополнениями;
•
Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования,
утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2025г.,
№286 (с изменениями и дополнениями на 01.09.2024г. (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №31 от
22.01.2024г. «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования
и науки Российской Федерации и Министерства Просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего образования и основного общего образования»);
•
Федеральной
образовательной программой начального общего образования, утвержденной приказом
Министерства просвещения от 18.05. 2023 №372 (с изменениями и дополнениями на
01.09.2024 (Приказ Министерства просвещения
Российской Федерации №171 от 19.03.2024г. «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего
образования, основного общего образования и среднего общего образования»).
При разработке
основной общеобразовательной программы использованы федеральные рабочие
программы учебных предметов. В соответствии с пунктом 6.4. статьи 12 Закона «Об
образовании в Российской Федерации) такая учебно-методическая документация не
разрабатывается.
Также при реализации
ООП НОО учтены требования:
•
Постановления
Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28
"Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"",
•
Постановления
Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2025 г. N 2
"Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания",
•
Постановления
Правительства РФ №556 от 30.04.2024г. «Об утверждении
перечня мероприятий по оценке качества образования и Правил проведения
мероприятий по оценке качества образования»
Приложением к ООП
НОО являются локальные нормативные акты образовательной организации,
конкретизирующие и дополняющие основную образовательную программу.
Разработка и
утверждение основной образовательной программы и приложений к ней
регламентируются законодательством.
Основная
образовательная программа начального общего образования является основным
документом, определяющим содержание общего образования, а также
регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве урочной и
внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС соотношения обязательной
части программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
В соответствии с
пунктом 5 статьи 66 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
обучающиеся, не освоившие программу начального общего образования, не
допускаются к обучению на следующих уровнях образования.
Содержание
ООП НОО представлено учебно-методической документацией (учебный план,
календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, рабочая программа воспитания,
календарный план воспитательной работы), определяющей единые для Российской
Федерации базовые объём и содержание образования уровня начального общего
образования, планируемые результаты освоения образовательной программы[1].
Организации, осуществляющие образовательную
деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам
начального общего образования, разрабатывают основную образовательную программу
начального общего образования (далее соответственно - образовательная
организация, ООП НОО) в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования и федеральной основной
общеобразовательной программой начального общего образования (далее - ФГОС
НОО). При этом содержание и планируемые результаты разработанной
образовательной организацией ООП НОО должны быть не ниже соответствующих
содержания и планируемых результатов ФОП НОО[2].
При разработке ООП НОО образовательная организация
предусматривает непосредственное применение при реализации обязательной части
ООП НОО федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литературное
чтение», «Окружающий мир».
ООП НОО
включает три раздела: целевой, содержательный, организационный[3].
Целевой раздел определяет общее назначение, цели,
задачи и планируемые результаты реализации ООП НОО, а также способы определения
достижения этих целей и результатов[4]
[5].
Целевой раздел ООП НОО включает:
пояснительную
записку;
планируемые
результаты освоения обучающимися в соответствии с ФОП НОО;
систему
оценки достижения планируемых результатов освоения в соответствии с ФОП НОО[6].
Пояснительная записка целевого раздела ООП НОО
раскрывает:
·
цели реализации ООП
НОО, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам
освоения обучающимися программы начального общего образования;
·
принципы формирования
и механизмы реализации ООП НОО, в том числе посредством реализации
индивидуальных учебных планов; общую характеристику ООП НОО.
Содержательный раздел ООП НОО включает следующие программы,
ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных
результатов:
·
федеральные
рабочие программы учебных предметов;
·
программу
формирования универсальных учебных действий у обучающихся[7];
·
рабочую программу
воспитания.
Федеральные рабочие программы учебных предметов
обеспечивают достижение планируемых результатов освоения ООП НОО и разработаны
на основе требований ФГОС НОО к результатам освоения программы начального
общего образования.
Программа формирования универсальных учебных действий
у обучающихся содержит:
·
описание
взаимосвязи универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
·
характеристики
регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий
обучающихся[8].
Сформированность универсальных учебных действий у
обучающихся определяется на этапе завершения ими освоения программы начального
общего образования[9].
Рабочая программа воспитания направлена на сохранение
и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, к которым относятся
жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные
идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь
и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство
народов России.[10]
Рабочая программа воспитания направлена на развитие
личности обучающихся, в том числе укрепление психического здоровья и физическое
воспитание, достижение ими результатов освоения программы начального общего
образования[11]
[12].
Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной
и внеурочной деятельности, осуществляемой образовательной организацией
совместно с семьей и другими институтами воспитания.
Организационный раздел ООП НОО определяет общие рамки
организации образовательной деятельности, а также организационные механизмы и
условия реализации программы начального общего образования[13] и включает:
учебный план;
календарный учебный график; план внеурочной деятельности;
календарный план
воспитательной работы, содержащий перечень событий и мероприятий воспитательной
направленности, которые организуются и проводятся образовательной организацией
или в которых образовательная организация принимает участие в учебном году или
периоде обучения.
[1] Пункт 101 статьи 2 Федерального
закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
[2] Часть 61 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
[3] Пункт 29 федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, утверждённого приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации
[4] июля 2021 г., регистрационный № 64100), с
изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 18 июля 2022 г. № 569 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 17 августа 2022 г., регистрационный № 69676) (далее - ФГОС НОО,
утверждённый приказом № 286); пункт 16 федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 октября
2009 г. № 373 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12
декабря 2009 г., регистрационный № 15785), с изменениями, внесенными приказами
Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. №
1241 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011
г., регистрационный № 19707), от 22 сентября 2011 г. № 2357 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2011 г., регистрационный
№ 22540), от 18 декабря 2012 г. № 1060 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации И февраля 2013 г., регистрационный № 26993), от 29 декабря 2014 г. №
1643 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
[5] февраля 2015 г., регистрационный № 35916), от
18 мая 2015 г. № 507 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 18 июня 2015 г., регистрационный № 37714), от 31 декабря 2015 г. №
1576 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016
г., регистрационный № 40936) и приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от И декабря 2020 г. № 712 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 25 декабря 2020 г., регистрационный № 61828) (далее - ФГОС
НОО, утверждённый приказом № 373).
5 Пункт 30 ФГОС НОО, утверждённого приказом № 286;
пункт 16 ФГОС НОО, утверждённого приказом № 373.
[6] Пункт 30 ФГОС НОО, утверждённого приказом № 286; пункт 16 ФГОС НОО,
утверждённого приказом № 373.
[7] Пункт 31 ФГОС НОО, утверждённого приказом № 286; пункт 16 ФГОС НОО,
утверждённого приказом № 373.
[8] Пункт 31.2 ФГОС НОО, утверждённого приказом № 286; пункт 19.4 ФГОС
НОО, утверждённого приказом № 373.
[9] Пункт 31.2 ФГОС НОО, утверждённого приказом № 286; пункт 19.4 ФГОС
НОО, утверждённого приказом № 373.
[10] Указ Президента Российской Федерации от 9
ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по
сохранению и укреплению традиционных российских духовно- нравственных
ценностей».
“Пункт 31.3 ФГОС НОО, утверждённого приказом № 286; пункт 19.6
ФГОС НОО, утверждённого приказом № 373.
“Пункт 31.3 ФГОС НОО, утверждённого приказом № 286; пункт 19.6
ФГОС НОО, утверждённого приказом № 373.
[13] Пункт 32 ФГОС НОО,
утверждённого приказом № 286; пункт 16 ФГОС НОО, утверждённого приказом № 373.