РП Юный эрудит 5-9 классы

муниципальное общеобразовательное учреждение
«Арамашевская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Михаила Мантурова»

ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе
основного общего образования
МОУ «Арамашевская СОШ имени М. Мантурова»
Приказ №82 от 30.08.2020г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

Предмет: Юный эрудит
Стандарт: ФГОС
Класс: 5-9

с. Арамашево

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ КУРСА «ЮНЫЙ ЭРУДИТ»

В ходе освоения содержания программы курса внеурочной деятельности ожидаются:
 Развитие общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности школьников.
 Освоение учащимися на более высоком уровне общих операций логического мышления: анализ, синтез, сравнение,
обобщение, систематизация и др., в результате решения ими соответствующих задач и упражнений, дополняющих
основной материал курса.
 Повышение уровня математического развития школьников в результате углубления и систематизации их знаний по
основному курсу.
 Формирование устойчивого интереса школьников к предмету в ходе получения ими дополнительной информации,
основанной на последних достижениях математической науки и педагогической дидактики.
1.1. Личностные результаты:
Личностные результаты обучения:
1)
2)
3)
4)
5)
6)

овладение речевыми навыками устной и письменной речи;
осознание роли риторики в речи людей;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
интерес к созданию собственных текстов (письма, открытки);
умение работать в группе;
освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
Освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; ценности «другого» как равноправного партнера,
формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов
взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

1.2. Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты обучения:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности;
6) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
7) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих
чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью;
8) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
(далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических
задач с помощью средств ИКТ;
 выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами
естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
 выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
 использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программноаппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление,
написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
 использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
 создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и

правила информационной безопасности.
9) В ходе изучения математики обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной
работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации
и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют
умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях
неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к
поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
1.3. Предметные результаты:
 Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.
 Расширить свой математический кругозор.
 Пополнить свои математические знания.
 Научиться работать с дополнительной литературой.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЮНЫЙ ЭРУДИТ»

Раздел 1: « Знакомство с учебным проектом»
Тема 1. Понятие «Учебный проект»
Что такое учебный проект? Основные теоретические сведения, термины. Этапы работы над проектом.
Тема 2. Алгоритм работы над учебным проектом
Учебный проект: основные этапы работы над проектом: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация плана,
рефлексия, презентация. Деятельность учащихся в группе над проектом «Строим башню». Презентация проекта.
Тема 3. Типы проектов.
Проект и его типы. Классификации проектов. Практико-ориентированный проект. Исследовательский проект.
Информационный проект. Творческий проект. Игровой проект. Тип проекта, ведущая деятельность, проектный продукт.
Тема 4. Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы.

Что такое ситуация? Выделение признаков ситуации. Желаемая и реальная ситуации. Анализ (описание) реальной ситуации.
Обоснование желаемой ситуации. Описание ситуации в рамках проекта.
Формулирование проблемы и противоречия. Анализ проблемы с различных точек зрения. Выявление причин возникновения
проблемы и путей ее решения.
Постановка цели как прогнозируемый результат. Требования к формулированию цели. Связь между достижением цели и
решением проблемы проекта.
Тема 5. Планирование деятельности. Формулирование задач. Ресурсы.
Что такое задача. Определение и формирование задач, адекватных целям. Как разбить задачу на шаги. Планирование
деятельности. Риски: распознавание, оценка, предотвращение.
Что такое ресурсы. Какие бывают ресурсы (информационные, материальные, трудовые). Что может стать ресурсом. Выявление
ресурсов.
Написание эссе «Ступенька к проекту».
Тема 6. Реализация плана проекта.
Работа над основной частью проекта – осуществление намеченных шагов в установленном порядке с применением
необходимых деталей и способов, внесение обоснованных изменений в первоначальный замысел. Оформление результатов в
виде сценария видеофильма, программы, буклета, статьи, репортажа, дизайна, рубрик газеты и пр.
Тема 7. Структура проекта. Письменная часть проекта.
Основные требования, предъявляемые к структуре и оформлению письменной части учебных проектов. Титульный лист.
Содержание. Введение. Основная часть. Заключение. Библиография. Приложение.
Тема 8. Оценивание проекта.
Что такое экспертиза? Проведение экспертизы своей и чужой деятельности. Критерии оценивания проекта. Способы оценки.
Самооценка.
Тема 9. Защита проекта. Презентация.
Планирование презентации. Техника публичного выступления. Невербальные способы общения. Использование средств
наглядности. Критерий «Качество проведения презентации».
Тема 10. Анализ проекта.
Алгоритм написание отчета. Сильные и слабые стороны работы над своим проектом.

Раздел 2: «Ресурсы. Сервисы»
Тема 11. Сервис WikiWall.
Это wiki-стенгазета, которая позволяет группе людей располагать на странице и редактировать блоки с текстами, картинками и
видео. Wiki-стенгазета поддерживает сохранение версий при просмотре страницы.
Создание школьных тематических онлайн - газет или газеты класса в среде WikiWall и ее использование для организации
проектной деятельности учащихся. Основные этапы создания вики-стенгазеты.
Тема 12. Разработка модели газеты.
Разработка модели газеты. Это совокупность содержательных особенностей издания, т.е. система рубрик, форма газеты,
элементы оформления.
Рубрика – раздел в газете, который объединяет материалы по тематическому, жанровому или другим признакам. Рубрики
служат ориентировкой читателя на газетной полосе.
Источниками информации могут быть документы, записи, научно-познавательная литература, интервью или опрос, личные
наблюдения, творческие работы (стихи, рисунки и т.п.).
После определения жанра газеты нужно перейти к составлению плана. В нем конкретизируется разработанная модель издания.
На данном этапе нужно определить тематические блоки, их последовательность и расположение на стене. Например, первый
информационный блок - это название газеты. Под названием газеты можно расположить блок с цитатой или ключевыми
вопросами, с помощью которых мы хотим привлечь читателей к нашей газеты. После этого планируем расположение других
тематических блоков. При планировании нужно обращать внимание не только на разнообразие тем для материалов, но и на их
жанровое различие.
При планировании газеты не следует забывать и об иллюстрациях. Газетный рисунок – элемент подачи материалов, который
выделяет ту или иную заметку из множества других, привлекает читательское внимание. Иллюстраций в газете должно быть
много, но в меру. При этом они не должны копировать содержание тематического блока. Сведения о планируемых
иллюстрациях также следует включить в составляемый план.
Тема 13. Оформление wiki-стенгазеты.
Цель - оформление wiki-стенгазеты на сервисе WikiWall
Задачи: структурирование полученной информации, создание и размещение тематических блоков на сервисе WikiWall;
интеграция полученных знаний, умений, навыков.

При оформлении онлайн - стенгазеты в среде WikiWall члены группы одновременно работают за компьютерами. При этом
каждый на своем рабочем месте. При входе в эту систему каждый из них выбирает себе автора, имеет возможность наблюдать
за деятельностью другого. Всем участникам и зрителям сразу отображаются все изменения, которые со страницей происходят.
При этом дети могут обсуждать, видеть версию газеты, вносить необходимые коррективы.
Тема 14.Сервисы для создания облака слов.
Tagul – веб - сервис, позволяющий создать облако слов из текста, взятого с указанного URL (адрес веб - страницы) или из
текста, введенного пользователем самостоятельно.
Word It Out - создает облако из текста, который вводит (копирует) пользователь. Регистрации не требуется. Цвет фона, текста
и размер слов легко меняется.
Word mosaic не требует регистрации. Созданное облако можно представить в любом виде.
Tagxedo - Creator не требует регистрации. Созданное облако можно представить в любом виде, например, ладошки, сердечка
или ангелочка.
Тема 15. Погружение в проект.
Определить проблему, тему и цель проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; создать группы учащихся
для создания вики-стенгазеты.
Предложить учащимся несколько тем. Учащиеся осуществляют вживание в ситуацию, обсуждают тему будущей газеты,
определяют свои потребности, распределяются по группам.
Тема 16. Презентация результатов.
Цель - демонстрация wiki-стенгазеты.
Деятельность учителя: организует презентацию, продумывает и реализует взаимодействие с родителями; при необходимости
консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио; репетирует с учениками
предстоящую презентацию результатов проектной деятельности; выступает в качестве эксперта, принимает отчет.
Деятельность учащихся: выбирают (предлагают) форму презентации; готовят презентацию: продолжают оформлять
портфолио; при необходимости консультируются с учителем (экспертом); осуществляют защиту проекта; отвечают на вопросы
слушателей и/или выступают в роли эксперта.
Раздел 3: «Юные исследователи»
Тема 17. Создание мини – проектов, групповых проектов по теме: «История школы в лицах и образах»

Разработка и защита проектов:
1. «Учителя Арамашевской школы»
2. «Моя малая родина – село Арамашево»
Тема 18. Создание проектов по теме «Математика вокруг нас»
1. «Среднее арифметическое, медиана и диапазон»
2. «Статистика M&M’s»
3. «Мальчики или девочки»
Консультации по этапам проекта:
 Цель.
 Планирование.
 Разработка проекта.
 Защита проекта.
Участие в ежегодных школьных и муниципальных, областных научно-практических конференциях «Юные интеллектуалы
Среднего Урала» и других научных конференциях.
Тема 19. Оценка результатов и процесса проектной деятельности.
Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности.
Задачи: коллективное обсуждение результатов проекта; самоанализ проектной деятельности.
Деятельность учителя: оценивает усилия учащихся, такие как креативность, использование источников, неиспользованные
возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует учащихся; наблюдает, направляет процесс.
Деятельность учащихся: осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе коллективного обсуждения и
самоанализа.
Формы организации образовательного процесса:
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с
привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, проектная деятельность включает
проведение наблюдений, экскурсий, заседаний, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д.
Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках,
книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые:
представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Формы промежуточного контроля:
Контроль достижения планируемых результатов делится на промежуточный и итоговый. Контроль репродуктивных навыков
проводится в форме защиты мини-проектов или краткосрочных проектов, связанной с усвоением материала по теме. Контроль
продуктивных навыков проводится по итогам обучения навыкам создания проекта. Итоговой формой контроля является
публичное (групповое) выступление на заданную тему.
Формы обучения:
Беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные
исследования, творческая работа, самостоятельная работа, защита проектных работ.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия

Тема занятия

Раздел 1: « Знакомство с учебным проектом»
Вводный инструктаж по ОТ во время занятий.
1
Понятие «учебный проект».
Алгоритм работы над учебным проектом
Ситуация и проблема. Постановка цели.
2
Формулирование
темы.
Планирование
деятельности
Структура проекта.
3
Письменная часть проекта
Практическая работа
4-5
«Отчет о работе над проектом»
Цель учебного проекта.
6
Как определить цель проекта?
7
Предмет и объект учебного проекта
8
Задачи и гипотеза учебного проекта
9
Приложение проекта. Таблица

Кол-во
часов

1

1
1
2
1
1
1
1

Основные виды учебной деятельности
Умение логически рассуждать;
умение применять изученные методы. Умение
выдвигать гипотезы при решении учебных задач.
Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и
создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем.
Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского
характера. Умение ставить цели, планировать свою
деятельность,
осуществлять
самоконтроль
и
самооценку. Умение находить информацию в учебнике
по заданной теме. Умение вести диалог, умение
слушать, аргументировано высказывать свои суждения.
Умение взаимодействовать с товарищами по классу,
работать в паре и группе.
Основные требования, предъявляемые к структуре и
оформлению письменной части учебных проектов.
Титульный лист. Содержание. Введение. Основная
часть. Заключение. Библиография. Приложение.

Приложение проекта. Диаграмма
Практическая работа
11-12
«Составление таблиц и диаграмм»
13
Работа с информацией. Каталог
Работа с информацией.
14
Свертывание информации. Кластер
Работа с информацией.
15
Хранение и поиск информации
Работа с информацией.
16
Хранение и поиск информации
Раздел 2: «Ресурсы. Сервисы»
Сервис WikiWall. Практическая работа
17
«Знакомство с сервисом WikiWall»
Оформление wiki-стенгазеты. Практическая
18
часть: разработка мини-проекта в виде
стенгазеты.
Сервисы для создания облака слов.
19
Практическая работа «Знакомство с сервисом
Tagul
Практическая работа «Знакомство с сервисом
20
Word It Out»»
Практическая работа «Знакомство с сервисом
21
Word mosaic»
Практическая работа «Знакомство с сервисом
22
Tagxedo - Creator»
Презентация результатов
23
10

24
25

Создание групповых и мини - проектов по теме:
«Моя малая родина - село Арамашево»
Консультации по этапам проекта.

1
2
1

Планирование презентации. Техника публичного
выступления. Невербальные способы общения.
Использование средств
наглядности.
Критерий
«Качество проведения презентации».

1
1

1
2

1
1
1
1
1
1
1

Умение логически рассуждать;
умение применять изученные методы. Умение
выдвигать гипотезы при решении учебных задач.
Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и
создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем.
Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского
характера. Умение ставить цели, планировать свою
деятельность,
осуществлять
самоконтроль
и
самооценку. Умение находить информацию в учебнике
по заданной теме. Умение вести диалог, умение
слушать, аргументировано высказывать свои суждения.
Умение взаимодействовать с товарищами по классу,
работать в паре и группе.

Умение логически рассуждать;
умение применять изученные методы. Умение
выдвигать гипотезы при решении учебных задач.
Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и

26
27-28
29
30
31-33
34-35

Практическая часть: разработка проекта по
заданной теме.
Консультации по этапам проекта.
Практическая часть: разработка проекта по
заданной теме.
Создание проектов по теме:
«Мы защитники нашей планеты»
Консультации по этапам проекта.
Практическая часть: разработка проекта по
заданной теме.
Практическая часть: подготовка выступления
Практическая часть: презентация выступления
Оценка результатов и процесса проектной
деятельности
Итого:

1
2
1
1
3
2
35

создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем.
Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского
характера. Умение ставить цели, планировать свою
деятельность,
осуществлять
самоконтроль
и
самооценку. Умение находить информацию в учебнике
по заданной теме. Умение вести диалог, умение
слушать, аргументировано высказывать свои суждения.
Умение взаимодействовать с товарищами по классу,
работать в паре и группе.
Что такое экспертиза? Проведение экспертизы своей и
чужой деятельности. Критерии оценивания проекта.
Способы оценки. Самооценка.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».