РП Дорогою добра 5-8 классы

муниципальное общеобразовательное учреждение
«Арамашевская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Михаила Мантурова»

ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе
основного общего образования
МОУ «Арамашевская СОШ»
Приказ № 82 от 30.08.2020 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности
«Дорогою добра»

Стандарт: ФГОС
Направление: социальное
Класс: 5,6,7,8

с. Арамашево

Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:

мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; на оказание помощи другим людям;

заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании общества;

знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми
этическими принципами;
 ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизА, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания
гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению
исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур;
убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности.
Метапредметные результаты:
регулятивные –
• умение сознательно организовывать свою деятельность;
• целеполагание;
• планирование деятельности;
• прогнозирование – предвосхищение результата;
• коррекция своей деятельности – внесение необходимых изменений, дополнений и коррективов в план;
• оценка деятельности;
• элементы волевой саморегуляции как способности к волевому усилию, к преодолению трудностей;
коммуникативные –
• умение слушать и вступать в диалог;
• участие в коллективном обсуждении; интеграция в группу сверстников;
• построение продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
• учёт позиции других людей;
• умение разрешать конфликты.
познавательные –
 умение объяснять явления и процессы социальной действительности;
 способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели
поведения в рамках основных социальных ролей, свойственных подросткам;
 умение осознанно и произвольно строить высказывание как в устной, так и в письменной форме;
 умение излагать информацию адекватно; подробно или сжато;

овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следование этическим
нормам и правилам ведения диалога;
 умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на
уроках и в доступной социальной практике.
Предметные результаты:

знание основных нравственных понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной
жизни; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
 понимание значения коммуникации в межличностном общении;

умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать
собственную точку зрения;
 знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.


Содержание курса
Содержание программы курса внеурочной деятельности по развитию добровольческого движения «Дорогою добра» осваивается
обучающимися в течение 5 лет. Тематика занятий позволяет последовательно знакомить обучающихся с основными понятиями
добровольчества (волонтёрства), историей и современным состоянием благотворительности, значимыми событиями в России и мире,
связанными с развитием добровольчества (волонтёрства). Формы добровольчества, в которые вовлекаются обучающиеся, позволят им
применить теоретические знания на практике. Участие в анкетировании, опросах поможет обучающимися осмыслить требования,
предъявляемые к личным качествам волонтёра, осознать свою потребность к участию в добровольческой (волонтёрской) деятельности,
подготовиться к её осуществлению.
Реализация программы предусматривает включение обучающихся в социальную практику, оказание адресной помощи
нуждающимся в заботе и внимании.

Содержание занятий. 5 класс
Занятие 1. Спешите делать добро.
Обучающиеся знакомятся с понятиями «добро», «забота», «милосердие», «доброволец». На примере русских пословиц и
литературных произведений осмысливают эти понятия и содержание добрых дел, наглядно иллюстрируют значение слов: «добрый»,
«заботливый», «внимательный».
Занятие 2. Что такое хорошо?
Продолжается знакомство школьников с понятиями «добро», «доброта», «помощь». Обучающимся предлагается самостоятельно
соотнести свои поступки с проявлением помощи нуждающимся и добрыми делами. Ребята включаются в дискуссию, учатся
аргументировано отстаивать свою позицию.
Занятие 3. Семья – это значит: мы вместе.

Обучающиеся углубляют свое понимание добра, его проявления по отношению к близким. Актуализируются знания обучающихся,
полученные на занятиях по внеклассному литературному чтению. Большое внимание уделяется семейному чтению. На этих занятиях
важное место отводится установлению тесного взаимодействия с семьей обучающихся. Практические занятия связаны с развитием
коммуникативных компетенций, проявлением творческого потенциала школьников, способностью к самооценке.
Занятие 4. Кем быть? Каким быть?
В рамках начального профессионального самоопределения обучающихся знакомят с профессиями врача, ветеринара, пожарного,
спасателя. Начинается разговор о личностных качествах людей этих профессий. Освоение содержания этой темы предполагает
посещение обучающимися экскурсий для знакомства с профессиональной деятельностью, проведение тематических классных часов с
приглашением представителей этих профессий, родительских собраний.
Занятие 5. Ты – не один, ты – в команде!
На этих занятиях начинается формирование команды (добровольческого объединения, отряда, группы). Проводится опрос,
позволяющий выявить готовность школьников к совместной деятельности. Основой для создания добровольческого объединения может
стать имеющееся в классе ученическое самоуправление. Очень важно отвести время для проявления обучающимися инициативы в
планировании конкретных дел. На начальном этапе обучения список дел добровольческого объединения логично связать с планом
воспитательной работы школы (обучающимся можно предложить рассмотреть этот вариант как базовый).
Занятие 6. Сколько стоит добро?
Обучающиеся знакомятся с понятиями «бескорыстно», «добровольно», отражающими суть добровольчества. Школьникам
предлагается выполнить задания на рефлексивную оценку их деятельности. Акцентировать внимание школьников на анализе
стихотворения А.А. Барто «Три очка за старичка» и провести его в интерактивной форме.
Занятие 7. Российское движение школьников.
На этом занятии внимательно изучается информационный блок об организации деятельности Российского движения школьников
(РДШ) в масштабах страны и региона. Одновременно решаются вопросы активизации деятельности школьного отделения РДШ.
Продолжается формирование команды, развитие коммуникативных компетенций обучающихся через организацию работы в малых
группах; выявление школьников, обладающих лидерскими качествами.
Занятие 8. Жизнь дана на добрые дела.
Актуализация знаний обучающихся о понятиях «добро», «добрые дела», «команда». Школьники заполняют анкету «Какой я?» и
дают краткую характеристику сферы своих интересов с последующим обсуждением. Продолжается формирование коммуникативных
компетенций, освоение правил работы в команде.
Занятие 9. Итоговое занятие.
В основе занятия – рефлексия. Форма проведения занятия – любая (круглый стол, дискуссионная площадка и т.п.).

Содержание занятий. 6 класс
Занятие 1. Добровольцы - это мы!
Актуализируются знания обучающихся о значении слов «добро» и «доброволец», отражающих основную суть добровольческой
деятельности. Акцентируется внимание школьников на том, что участие в добровольческих объединениях – это всегда деятельность,

направленная на помощь нуждающимся. Осваивается значение новых слов, обозначающих качества добровольца и ключевые понятия,
связанные с добровольческой деятельностью: «помощь», «инициатива», «ответственность», «солидарность», «благо».
Занятие 2. Как и когда помогать?
Продолжается работа по формированию ответственного отношения к окружающему миру, обучающиеся учатся видеть адреса
помощи в ближайшем окружении, повседневной жизни. Расширяется понимание обучающимися значения слов: «милосердие»,
«внимание», «добро», «забота».
Занятие 3. Команда - это вместе!
Вводится понятие «команда». На примере литературных произведений формируется понимание принципов работы в команде.
Обучающиеся учатся аргументированно обосновывать, что их добровольческое объединение является командой. Развиваются
коммуникативные УУД в ходе разработки девиза, эмблемы и названия добровольческого объединения. Формируется умение работать с
информацией через знакомство с российскими детскими общественными объединениями, о деятельности которых обучающиеся
самостоятельно ищут информацию в СМИ и Интернете. Педагогу необходимо уделить внимание информационной безопасности при
работе с источниками информации.
Занятие 4. Готовимся к добровольческому проекту.
Даётся объяснение понятия «проект». Происходит знакомство с социальными, образовательными, экологическими, военнопатриотическими проектами, которые реализовывались детскими общественными объединениями. Целесообразно познакомить
обучающихся с проектами школьников, которые реализуются на региональном и местном уровне. Обозначаются основные этапы
работы над проектом. Уделяется внимание умению выявлять социальную проблему и формулировать цель проекта. Информационно –
коммуникативные компетенции обучающихся развиваются как в ходе поиска информации в СМИ и Интернете о проблеме проекта, так
и в ходе подготовки презентации собственного проекта. Работа в команде развивает коммуникативные компетенции: обучающиеся
имеют возможность проявить лидерские качества, развить творческий потенциал. Роль педагога заключается в помощи обучающимися в
выявлении социальной проблемы, актуальной для местного сообщества и организации проектной деятельности.
Занятие 5. Мы знаем, как решить проблему!
Продолжается подготовка к выполнению проекта. Развиваются коммуникативные компетенции через работу в команде.
Целенаправленный поиск информации формирует информационно-коммуникационные компетенции, умение критически относиться к
полученным сведениям. Важным является пошаговое достижение поставленной цели. Педагог совместно с обучающимися составляет
«Путевой лист проекта», обучающимся необходимо объяснять принципиальную разницу между сформулированной задачей и тем
мероприятием (делом), которое приведёт к её решению. «Календарный план проекта» является логичным завершением
детализированной подготовки проекта. Время, отведённое на практические занятия, позволит корректировать ход выполнения проекта.
Занятие 6. Российское движение школьников.
Продолжается расширение знаний о деятельности Российского движения школьников (РДШ). Активизируется участие
школьников в работе школьного отделения РДШ. Проводится самооценка обучающихся, выявляется их персональный вклад в проекты
РДШ, если такие реализуются в школе, либо потенциальные возможности и интерес к проектам РДШ.

Занятие 7. Добровольчество без границ.
Реализуется первый этап мотивации школьников на занятия добровольческой деятельностью. Знакомство с принципами
добровольчества позволит им осознанное принять решение о включении в добровольческую деятельность. Самостоятельный поиск
информации в различных источниках (СМИ, Интернет) о добровольческих проектах, реализуемых сверстниками, повысит
заинтересованность школьников в выполнении реальных добровольческих проектов.
Занятие 8. Календарь добрых дел.
Подводится промежуточный итог освоения школьниками содержания предыдущих занятий, они могут высказать своё отношение
к добровольчеству, опираясь на полученные знания. Календарь добрых дел позволит, в соответствии с интересами и возможностями,
каждому обучающемуся включиться в добровольческую деятельность через конкретное дело.
Занятие 9. Итоговое занятие.
Проводится в любой из интерактивных форм. Основная цель этого занятия провести с обучающимися рефлексию, стимулировать
их самооценку.

Содержание занятий. 7 класс
Занятие 1.Кто такой волонтёр?
Вводится понятие «волонтёр» наряду с закреплённым в законодательстве Российской Федерации определением «доброволец».
Обучающиеся знакомятся с историей возникновения всемирного символа добровольчества (красная буква V), с информацией о
волонтёрских организациях, которые объединяют студентов, школьников, взрослых людей. Практические занятия позволяют вести
разговор о волонтёрстве с родителями, знакомыми, педагогами. Анкета волонтёра (её заполнение) поможет школьнику оценить время,
силы, которые он может потратить на волонтёрскую (добровольческую) деятельность. Обучающиеся будут готовы принять решение о
создании волонтёрского отряда.
2. Я – хочу, я – могу быть волонтёром!
Продолжается знакомство обучающихся с понятием «доброволец» и «волонтёр». Акцентируется внимание на качествах
волонтёра (добровольца) через обсуждение основных составляющих понятия «волонтёр». Школьникам предлагается обосновать
мотивацию работы волонтёром на основе закрепившихся в обществе мнений, выработать свою позицию. Формируются ценностные
ориентации школьников, которые соотносятся с волонтёрской (добровольческой) деятельностью школьников.
3. От «Я» до «Мы»
Обучающиеся знакомятся с направлениями и принципами волонтёрской добровольческой деятельности. Активные обсуждение
конкретной ситуации добровольческой деятельности ровесников позволяет школьникам аргументированно отстаивать свою позицию.
Формирование социальных компетенций обучающихся происходят при анкетировании и представлении результатов анкетирования
друзей, родителей и др. Осознанное отношение к волонтёрству развивается при выполнении творческого задания (синквейна).
Продолжается работа по созданию волонтёрской организации (отряда, группы), формируется команда единомышленников.
4. Жизнь на благо других
Продолжается разговор с обучающимися о добре и добрых делах на примере литературных произведений, рекомендованных для
внеклассного и семейного чтения. Вводятся понятия «благотворительность» и «благотворительный фонд», на конкретных примерах
раскрывается основная суть деятельности благотворительных фондов, реализуемых ими программах и адресной помощи нуждающимся.

Деятельность созданной волонтёрской организации (отряда, группы) строится на деятельностном подходе, обучающиеся включаются в
реальные дела, самостоятельно проявляют инициативу.
5. Российское движение школьников
Акцентируется внимание на одном из направлений работы Российского движения школьников (РДШ) - гражданской активности;
вводятся понятия «гражданская активность», «социальная проблема». Закрепляется понимание волонтёра как активного гражданина.
Проявление гражданской активности ровесниками демонстрируется на примере детского движения скаутов и Всесоюзной пионерской
организации имени в. И. Ленина (исторический аспект) и современных скаутов и других детских движений. Обучающиеся имеют
возможность самостоятельно осуществлять поиск: информации в СМИ и Интернете, в том числе на сайте РДШ.
6. Успешный волонтёрский проект
Расширяется понятие «проект». конкретизируется понятие «социальный проект». Формируются умения выявлять социальные
проблемы и определять цели и задачи проекта. Обучающиеся развивают умения аргументированно отстаивать свою точку зрения для
разных социальных групп. Формирование информационно – коммуникативных компетенций в ходе реализации проекта и работе в
группе.
7. Игра – дело серьёзное
Освещается большой спектр волонтёрских творческих мероприятий: акции, флешмобы, благотворительные ярмарки, сюжетно – ролевые
игры, квесты.
Обучающиеся имеют возможность самостоятельно выбрать тему, место и время проведения мероприятий.
Согласованность с планом воспитательной работы образовательной организации повысит эффективность проведения каждого
мероприятия. Развиваются коммуникативные компетенции, творческие способности и лидерские качества обучающихся.
8. Быть волонтёром – быть честным, неравнодушным, нужным!
Признание значимости волонтёрской деятельности является очень важным. Необходимо оценить вклад каждого члена волонтёрской
организации (отряда, группы). Потребности каждого в признании его добровольческой деятельности разные, это желательно учитывать.
Обучающиеся знакомятся с понятием «портфолио» и его ведением. Ознакомление школьников с личной книжкой волонтёра и работа с
ней.
9. Итоговое занятие.
В основе занятия — рефлексия. Форма проведения занятия любая: круглый стол, сбор волонтёрской организации (отряда, группы),
конференция и т. д.
Приоритетными для построения содержания образования являются следующие деятельностные формы:
 самостоятельный поиск информации в различных источниках (словари, справочники, энциклопедии, интернет - ресурсы);
 анализ и оценка социальных объектов;
 обучающие игры (образовательные игры, ролевые игры, квесты, кейсы и др.);
 соревнования, конкурсы, состязания;
 формирование собственного портфолио;
 выставки, акции, благотворительные ярмарки и т.д.;
 использование общественных ресурсов (интересные люди, специалисты, которых можно пригласить на занятия; организации и
учреждения, с которыми установлено социальное партнёрство; памятники и музеи; СМИ и проводимые местным сообществом
мероприятия);

 экскурсии, в том числе виртуальные;
 социальные проекты.
Курсом внеурочной деятельности предусмотрены аудиторные занятия, которые содержат задания на освоение теоретической
базы добровольческого (волонтерского) движения, истории и современного состояния благотворительности, знакомство с
деятельностью благотворительных фондов и волонтерских организаций в России и других странах.
Содержание занятий, 8 класс
Занятие 1. Помощь как смысл жизни.
Обучающиеся знакомятся с историей благотворительности в России, с именами и культурным наследием известных российских меценатов.
Уделяется внимание филантропии как виду благотворительности. Расширить свои знания по истории благотворительности обучающихся
предлагается через самостоятельный поиск информации в различных источниках. Знакомство с современными благотворителями позволяет перейти
к наложению материала о причинах (мотивах), побуждающих людей заниматься благотворительностью. Продолжается работа с понятиями,
связанными с благотворительностью. Продолжается работа с понятиями, связанными с благотворительностью и волонтёрской (добровольческой)
деятельностью. Вводится понятие «общественно полезная деятельность»
Занятие 2. Российское движение школьников.
Интересной и полезной информацией для обучающихся будет информация о партнёрах Российского движения школьников (РДШ). Это позволяет
активизировать деятельность волонтёрской организации (отряда, группы) по нескольким направлениям деятельности РДШ. Информация об
Ассоциации волонтёрских центров (АВЦ) акцентирует внимание на важном для обучающихся в школе направлении деятельности – гражданской
активности. Развитие информационно – гражданской активности. Развитие информационно – коммуникативной компетенции идёт за счёт
самостоятельного поиска информации в различных источниках, использование интернет – ресурсов. Важным звеном является выполнение
творческих заданий на тему «РДШ и его партнёры, программы, проекты»
Занятие 3. Ассоциация волонтёрских центров.
Обучающиеся знакомятся с миссией Ассоциации волонтёрских центров (АВЦ), актуализируют знания о мотивах занятий волонтёрской
(добровольческой) деятельностью, аргументируют свой выбор стать волонтёром. Интересная и полезная информация об общероссийских
добровольческих действиях и Международном дне добровольцев активизируют деятельность членов волонтёрской организации (отряда, группы).
Актуализируются знания школьников о составляющих понятия «волонтёр».
Занятие 4. Мой выбор – правильный выбор.
Продолжается знакомство обучающихся с направлениями волонтёрской деятельности. Обучающиеся повторно заполняют Анкету волонтёра.
Анкета включает новые вопросы и позволяет обучающемуся определиться с адресами волонтёрской помощи исходя из личных потребностей,
интересов, возможностей. Через работу в команде развиваются коммуникативные компетенции. Правила волонтёра разрабатываются совместно,
каждый обучающийся может аргументированно отстоять свою точку зрения.
Занятие 5. Если хочется помочь всем!
Обращаемся к литературным произведениям с целью показать значимость конкретных добрых дел, направленных на оказание помощи как в
масштабах всего человечества, так и в каждом конкретном случае. Уделяется внимание культурно – просветительскому волонтёрству. У
обучающихся появляется возможность оказать содействие в проведении любого культурно – массового мероприятия, познакомиться с объектами
культуры в своём регионе и через это расширить свой кругозор.

Занятие 6. Проект – это нужно! Проект – это важно!
Актуализируются знания обучающихся о структуре, этапах подготовки и реализации социального проекта. Обучающиеся аргументированно
доказывают социальную значимость проекта для местного сообщества и заполняют информационную карту проекта. Результаты проекта
оцениваются обучающимися по схеме «Хочу – Могу – Надо», тем самым вводится понятие «эффективный проект». Через работу в команде
развиваются коммуникативные компетенции.
Занятие 7. Событие – это интересно! Событие – это важно!
Занятие посвящается событийному волонтёрству. Участие в событии на уровне школы, микрорайона, города позволяет проявить и развить такие
качества волонтёров, как ответственность, коммуникативность, инициативность и т.д. обучающиеся получают опыт распределения ответственности
между членами волонтёрской организации (отряда, группы) при проведении мероприятия (события). Событийное волонтёрство чаще всего
связывают со спортивными мероприятиями. Благотворительность знаменитых спортсменов – тнма для разговора со школьниками об оказании
спортсменами помощи людям. Тему спорта логично продолжают темы здорового образа жизни, уроков здоровья, истории программы ГТО.
Школьники имеют возможность в качестве волонтёрской (добровольческой) деятельности провести «Урок здоровья»
Занятие 8. Я знаю! Я умею! Я научу!
В ходе обсуждения Анкеты волонтёра выявляется круг интересов школьников. Создаются условия для проявления каждым обучающимся своих
способностей через организацию мастер – классов. Важно, что результаты мастер – классов получат общественную оценку признание, а волонтёр
будет иметь возможность ввести свой вклад в благотворительную деятельность (проведение акций, благотворительной ярмарки, выполнение
социального проекта)
Занятие 9. Итоговое занятие.
В основе занятия – рефлексия. Форма проведения занятия – любая (круглый стол, праздник, конференция). Подводим итоги поощряем членов
волонтёрской организации (отряда, группы) за личный вклад совместную работу.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «Дорогою добра » 5класс
№
урока

Наименование разделов и тем

Кол-во
часов

Содержание

1

Обучающиеся знакомятся с понятиями «добро», «забота», «милосердие»,
«доброволец». На примере русских пословиц и литературных произведений
осмысливают эти понятия и содержание добрых дел, наглядно иллюстрируют
значение слов: «добрый», «заботливый», «внимательный».

1

Продолжается знакомство школьников с понятиями «добро», «доброта»,

1. Спешите делать добро (1 ч.)

1

Спешите делать добро

2. Что такое хорошо? (3 ч.)
2

Что такое хорошо?

3

Что такое хорошо?

1

4

Что такое хорошо?

1

«помощь». Обучающимся предлагается самостоятельно соотнести свои
поступки с проявлением помощи нуждающимся и добрыми делами. Ребята
включаются в дискуссию, учатся аргументировано отстаивать свою позицию.

3. Семья – это значит: мы вместе! (5 ч.)
5

Семья – это значит: мы вместе

1

6

Семья – это значит: мы вместе

1

7

Семья – это значит: мы вместе

1

8

Семья – это значит: мы вместе

1

9

Семья – это значит: мы вместе

1

Обучающиеся углубляют свое понимание добра, его проявления по отношению
к близким. Актуализируются знания обучающихся, полученные на занятиях по
внеклассному литературному чтению. Большое внимание уделяется семейному
чтению. На этих занятиях важное место отводится установлению тесного
взаимодействия с семьей обучающихся. Практические занятия связаны с
развитием коммуникативных компетенций, проявлением творческого
потенциала школьников, способностью к самооценке.

4. Кем быть? Каким быть? (7 ч.)
10

Кем быть? Каким быть?

1

11

Кем быть? Каким быть?

1

12

Кем быть? Каким быть?

1

13

Кем быть? Каким быть?

1

14
15
16

Кем быть? Каким быть?
Кем быть? Каким быть?
Кем быть? Каким быть?

1
1
1

В рамках начального профессионального самоопределения обучающихся
знакомят с профессиями врача, ветеринара, пожарного, спасателя. Начинается
разговор о личностных качествах людей этих профессий. Освоение содержания
этой темы предполагает посещение обучающимися экскурсий для знакомства с
профессиональной деятельностью, проведение тематических классных часов с
приглашением представителей этих профессий, родительских собраний.

5. Ты – не один, ты – в команде! (5 ч.)
17

Ты – не один, ты – в команде!

1

18

Ты – не один, ты – в команде!

1

19

Ты – не один, ты – в команде!

1

20

Ты – не один, ты – в команде!

1

21

Ты – не один, ты – в команде!!

1

На этих занятиях начинается формирование команды (добровольческого
объединения, отряда, группы). Проводится опрос, позволяющий выявить
готовность школьников к совместной деятельности. Основой для создания
добровольческого объединения может стать имеющееся в классе ученическое
самоуправление. Очень важно отвести время для проявления обучающимися
инициативы в планировании конкретных дел. На начальном этапе обучения
список дел добровольческого объединения логично связать с планом
воспитательной работы школы (обучающимся можно предложить рассмотреть
этот вариант как базовый).

6. Сколько стоит добро? (5ч.)
22
23
24
25
26

Сколько стоит добро?
Сколько стоит добро?
Сколько стоит добро?
Сколько стоит добро?

1
1
1
1

Сколько стоит добро?

1

Обучающиеся знакомятся с понятиями «бескорыстно», «добровольно»,
отражающими суть добровольчества. Школьникам предлагается выполнить
задания на рефлексивную оценку их деятельности. Акцентировать внимание
школьников на анализе стихотворения А.А. Барто «Три очка за старичка» и
провести его в интерактивной форме.

7. Российское движение школьников. (4 ч.)
27
28
29

Российское движение школьников
Российское движение школьников
Российское движение школьников

1
1
1

30

Российское движение школьников

1

На этом занятии внимательно изучается информационный блок об организации
деятельности Российского движения школьников (РДШ) в масштабах страны и
региона. Одновременно решаются вопросы активизации деятельности
школьного отделения РДШ. Продолжается формирование команды, развитие
коммуникативных компетенций обучающихся через организацию работы в
малых группах; выявление школьников, обладающих лидерскими качествами

8. Жизнь дана на добрые дела. (4 ч.)
31
32
33
34

Жизнь дана на добрые дела
Жизнь дана на добрые дела
Жизнь дана на добрые дела
Жизнь дана на добрые дела

1
1
1

Актуализация знаний обучающихся о понятиях «добро», «добрые дела»,
«команда». Школьники заполняют анкету «Какой я?» и дают краткую
характеристику сферы своих интересов с последующим обсуждением.
Продолжается формирование коммуникативных компетенций, освоение правил
работы в команде.

1

9. Итоговое занятие. (1ч.)
35

Итоговое занятие.
Рефлексия. Стимулирование
самооценки обучающимися.

1

Проводится в любой из интерактивных форм. Основная цель этого занятия
провести с обучающимися рефлексию, стимулировать их самооценку.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «Дорогою добра » 6 класс
№
урока

Наименование разделов и тем

Кол-во
часов

Содержание

1. Добровольцы – это мы! (2 ч.)
1

2

Добровольцы-это мы!
Актуализация знаний обучающихся о
значении слов «добро» и «доброволец».
Добровольцы-это мы!
Участие в добровольческих
объединениях - деятельность,
направленная на помощь
нуждающимся.

1

1

Актуализируются знания обучающихся о значении слов «добро» и
«доброволец», отражающих основную суть добровольческой деятельности.
Акцентируется внимание школьников на том, что участие в добровольческих
объединениях – это всегда деятельность, направленная на помощь
нуждающимся. Осваивается значение новых слов, обозначающих качества
добровольца и ключевые понятия, связанные с добровольческой деятельностью:
«помощь», «инициатива», «ответственность», «солидарность», «благо».

2. Как и когда помогать? (3 ч.)

3

4
5

Как и когда помогать?
Расширение понимания обучающимися
значения слов: «милосердие»,
«внимание», «добро», «забота».
Как и когда помогать?
Формирование ответственного
отношения к окружающему миру.
Как и когда помогать?

1

Продолжается работа по формированию ответственного отношения к
окружающему миру, обучающиеся учатся видеть адреса помощи в ближайшем
окружении, повседневной жизни. Расширяется понимание обучающимися
значения слов: «милосердие», «внимание», «добро», «забота».

1
1

3. Команда – это вместе! (5 ч.)

6

7

8

Команда-это вместе!
Введение понятия «команда».
Формирование понимания принципов
работы в команде.
Команда-это вместе!
Разработка девиза, эмблемы и названия
добровольческого объединения.
Команда-это вместе!
Знакомство с российскими детскими
общественными объединениями.

1

1

1

Вводится понятие «команда». На примере литературных произведений
формируется понимание принципов работы в команде. Обучающиеся учатся
аргументированно обосновывать, что их добровольческое объединение
является командой. Развиваются коммуникативные УУД в ходе разработки
девиза, эмблемы и названия добровольческого объединения. Формируется
умение работать с информацией через знакомство с российскими детскими
общественными объединениями, о деятельности которых обучающиеся
самостоятельно ищут информацию в СМИ и Интернете. Педагогу необходимо

9
10

Команда-это вместе!
Самостоятельный поиск информации в
СМИ и Интернете.
Команда-это вместе!

1

уделить внимание информационной безопасности при работе с источниками
информации.

1

4. Готовимся к добровольческому проекту. (5 ч.)
11

12

13

14

15

Готовимся к добровольческому проекту.
Объяснение понятия «проект».
Готовимся к добровольческому проекту.
Знакомство с социальными,
образовательными, экологическими,
военно-патриотическими проектами,
которые реализовывались детскими
общественными объединениями.
Готовимся к добровольческому проекту.
Знакомство обучающихся с проектами
школьников, которые реализуются на
региональном и местном уровне.
Готовимся к добровольческому проекту.
Основные этапы работы над проектом.
Умение выявлять социальную проблему
и формулировать цель проекта.
Готовимся к добровольческому проекту.
Поиск информации в СМИ и Интернете
о проблеме проекта. Подготовка
презентации.

1

1

1

1

Даётся объяснение понятия «проект». Происходит знакомство с социальными,
образовательными, экологическими, военно-патриотическими проектами,
которые реализовывались детскими общественными объединениями.
Целесообразно познакомить обучающихся с проектами школьников, которые
реализуются на региональном и местном уровне. Обозначаются основные этапы
работы над проектом. Уделяется внимание умению выявлять социальную
проблему и формулировать цель проекта. Информационно – коммуникативные
компетенции обучающихся развиваются как в ходе поиска информации в СМИ
и Интернете о проблеме проекта, так и в ходе подготовки презентации
собственного проекта. Работа в команде развивает коммуникативные
компетенции: обучающиеся имеют возможность проявить лидерские качества,
развить творческий потенциал. Роль педагога заключается в помощи
обучающимися в выявлении социальной проблемы, актуальной для местного
сообщества и организации проектной деятельности.

1

5. Мы знаем, как решить проблему! (6 ч.)
16

17

18

Мы знаем, как решить проблему!
Продолжение подготовки к
выполнению проекта.
Мы знаем, как решить проблему!
Целенаправленный поиск информации.
Умение критически относиться к
полученным сведениям.
Мы знаем, как решить проблему!
Составление «Путевого листа проекта».

1

1

1

Продолжается
подготовка
к
выполнению
проекта.
Развиваются
коммуникативные компетенции через работу в команде. Целенаправленный
поиск
информации
формирует
информационно-коммуникационные
компетенции, умение критически относиться к полученным сведениям.
Важным является пошаговое достижение поставленной цели. Педагог
совместно с обучающимися составляет «Путевой лист проекта», обучающимся
необходимо объяснять принципиальную разницу между сформулированной

20

Мы знаем, как решить проблему!
«Календарный план проекта».
Мы знаем, как решить проблему!

21

Мы знаем, как решить проблему!

19

1
1
1

задачей и тем мероприятием (делом), которое приведёт к её решению.
«Календарный
план
проекта»
является
логичным
завершением
детализированной подготовки проекта. Время, отведённое на практические
занятия, позволит корректировать ход выполнения проекта.

6. Российское движение школьников. (4 ч.)

22

23

24
25

Российское движение школьников.
Расширение знаний о деятельности
Российского движения школьников
(РДШ).
Российское движение школьников.
Активизация участия школьников в
работе школьного отделения РДШ.
Российское движение школьников.
Выявление потенциальных
возможностей персонального вклада
обучающихся в проекты РДШ.
Российское движение школьников.

1

1

Продолжается расширение знаний о деятельности Российского движения
школьников (РДШ). Активизируется участие школьников в работе школьного
отделения РДШ. Проводится самооценка обучающихся, выявляется их
персональный вклад в проекты РДШ, если такие реализуются в школе, либо
потенциальные возможности и интерес к проектам РДШ.

1
1

7. Добровольчество без границ. (3 ч.)

26

27

Добровольчество без границ.
Самостоятельный поиск информации о
добровольческих проектах,
реализуемых сверстниками.
Добровольчество без границ.
Выполнение реальных добровольческих
проектов.
Добровольчество без границ.

28
8. Календарь добрых дел. (6 ч.)

29

30

Календарь добрых дел.
Подведение промежуточного итога
освоения школьниками содержания
предыдущих занятий.
Календарь добрых дел.
Отношение к добровольчеству (мнение
школьников).

1

1
1

1

1

Реализуется первый этап мотивации школьников на занятия добровольческой
деятельностью. Знакомство с принципами добровольчества позволит им
осознанное принять решение о включении в добровольческую деятельность.
Самостоятельный поиск информации в различных источниках (СМИ, Интернет)
о добровольческих проектах, реализуемых сверстниками, повысит
заинтересованность школьников в выполнении реальных добровольческих
проектов.
Подводится промежуточный итог освоения школьниками содержания
предыдущих занятий, они могут высказать своё отношение к добровольчеству,
опираясь на полученные знания. Календарь добрых дел позволит, в
соответствии с интересами и возможностями, каждому обучающемуся
включиться в добровольческую деятельность через конкретное дело.

31
32
33
34

Календарь добрых дел.
Включение в конкретное дело в
соответствии с интересами и
возможностями каждого обучающегося.
Календарь добрых дел.
Календарь добрых дел.
Календарь добрых дел.

1
1
1
1

9. Итоговое занятие. (1ч.)
35

Итоговое занятие.
Рефлексия. Стимулирование
самооценки обучающимися.

1

Проводится в любой из интерактивных форм. Основная цель этого занятия
провести с обучающимися рефлексию, стимулировать их самооценку.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «Дорогою добра » 7 класс
№
урока

Наименование разделов и тем

Кол-во
часов

Содержание

1. Кто такой волонтёр? (3 ч.)
1

Кто такой волонтёр?

1

2

Кто такой волонтёр?

1

3

Кто такой волонтёр?

1

Вводится понятие «волонтёр» наряду с закреплённым в законодательстве Российской
Федерации определением «доброволец». Обучающиеся знакомятся с историей
возникновения всемирного символа добровольчества (красная буква V), с
информацией о волонтёрских организациях, которые объединяют студентов,
школьников, взрослых людей. Практические занятия позволяют вести разговор о
волонтёрстве с родителями, знакомыми, педагогами. Анкета волонтёра (её
заполнение) поможет школьнику оценить время, силы, которые он может потратить
на волонтёрскую (добровольческую) деятельность. Обучающиеся будут готовы
принять решение о создании волонтёрского отряда.

2. Я – хочу, я – могу быть волонтёром! (2 ч.)
4

Я – хочу, я – могу быть волонтёром!

1

5

Я – хочу, я – могу быть волонтёром!

1

Продолжается знакомство обучающихся с понятием «доброволец» и «волонтёр».
Акцентируется внимание на качествах волонтёра (добровольца) через обсуждение
основных составляющих понятия «волонтёр». Школьникам предлагается обосновать
мотивацию работы волонтёром на основе закрепившихся в обществе мнений,
выработать свою позицию. Формируются ценностные ориентации школьников,
которые соотносятся с волонтёрской (добровольческой) деятельностью школьников.

3. От «Я» до «Мы» (4 ч.)
6

От «Я» до «Мы»

1

7

От «Я» до «Мы»

1

8

От «Я» до «Мы»

1

9

От «Я» до «Мы»

1

4. Жизнь на благо других (2 ч.)

Обучающиеся знакомятся с направлениями и принципами волонтёрской
добровольческой деятельности. Активные обсуждение конкретной ситуации
добровольческой деятельности ровесников позволяет школьникам аргументированно
отстаивать свою позицию. Формирование социальных компетенций обучающихся
происходят при анкетировании и представлении результатов анкетирования друзей,
родителей и др. Осознанное отношение к волонтёрству развивается при выполнении
творческого задания (синквейна). Продолжается работа по созданию волонтёрской
организации (отряда, группы), формируется команда единомышленников.

10

Жизнь на благо других

1

11

Жизнь на благо других

1

Продолжается разговор с обучающимися о добре и добрых делах на примере
литературных произведений, рекомендованных для внеклассного и семейного
чтения. Вводятся понятия «благотворительность» и «благотворительный фонд», на
конкретных примерах раскрывается основная суть деятельности благотворительных
фондов, реализуемых ими программах и адресной помощи нуждающимся.
Деятельность созданной волонтёрской организации (отряда, группы) строится на
деятельностном подходе, обучающиеся включаются в реальные дела, самостоятельно
проявляют инициативу.

5. Российское движение школьников (4 ч.)
12

Российское движение школьников

1

13

Российское движение школьников

1

14

Российское движение школьников

1

15

Российское движение школьников

1

Акцентируется внимание на одном из направлений работы Российского движения
школьников (РДШ) - гражданской активности; вводятся понятия «гражданская активность»,
«социальная проблема». Закрепляется понимание волонтёра как активного гражданина.
Проявление гражданской активности ровесниками демонстрируется на примере детского
движения скаутов и Всесоюзной пионерской организации имени в. И. Ленина (исторический
аспект) и современных скаутов и других детских движений. Обучающиеся имеют
возможность самостоятельно осуществлять поиск: информации в СМИ и Интернете, в том
числе на сайте РДШ.

6. Успешный волонтёрский проект (8 ч.)
16
17
18
19
20
21
22
23

Успешный волонтёрский проект
Успешный волонтёрский проект
Успешный волонтёрский проект
Успешный волонтёрский проект
Успешный волонтёрский проект
Успешный волонтёрский проект
Успешный волонтёрский проект
Успешный волонтёрский проект

1
1
1
1
1
1
1
1

Расширяется понятие «проект». конкретизируется понятие «социальный проект».
Формируются умения выявлять социальные проблемы и определять цели и задачи
проекта. Обучающиеся развивают умения аргументированно отстаивать свою точку
зрения для разных социальных групп. Формирование информационно –
коммуникативных компетенций в ходе реализации проекта и работе в группе.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Освещается большой спектр волонтёрских творческих мероприятий: акции,
флешмобы, благотворительные ярмарки, сюжетно – ролевые игры, квесты.
Обучающиеся имеют возможность самостоятельно выбрать тему, место и время
проведения мероприятий. Согласованность с планом воспитательной работы
образовательной организации повысит эффективность проведения каждого
мероприятия. Развиваются коммуникативные компетенции, творческие способности
и лидерские качества обучающихся.

7. Игра – дело серьёзное (9 ч.)
24
25
26
27
28
29
30
31
32

Игра – дело серьёзное
Игра – дело серьёзное
Игра – дело серьёзное
Игра – дело серьёзное
Игра – дело серьёзное
Игра – дело серьёзное
Игра – дело серьёзное
Игра – дело серьёзное
Игра – дело серьёзное

8. Быть волонтёром – быть честным, неравнодушным, нужным! (2 ч.)
Быть волонтёром – быть честным,
Признание значимости волонтёрской деятельности является очень важным.
1
33
неравнодушным, нужным!
Необходимо оценить вклад каждого члена волонтёрской организации (отряда,
Быть волонтёром – быть честным,
группы). Потребности каждого в признании его добровольческой деятельности
неравнодушным, нужным!
разные, это желательно учитывать. Обучающиеся знакомятся с понятием
1
34

«портфолио» и его ведением. Ознакомление школьников с личной книжкой
волонтёра и работа с ней.

9. Итоговое занятие. (1ч.)
35

Итоговое занятие

1

В основе занятия — рефлексия. Форма проведения занятия любая: круглый стол,
сбор волонтёрской организации (отряда, группы), конференция и т. д.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «Дорогою добра», 8 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Название занятий
Помощь как смысл жизни
Российское движение школьников
Ассоциация волонтёрских центров
Мой выбор — правильный выбор
Если хочется помочь всем!
Проект — это нужно! Проект — это
важно!
Событие — это интересно! Событие —
это важно!
Я знаю! Я умею! Я научу!
Итоговое занятие
Итого:

Всего
2
3
3
5
5

Количество часов
Аудиторные занятия
1
1
1
1
1

7

1

6

5

1

4

4
1
35

1

3
1
27

8

Практические занятия
1
2
2
4
4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».